Разработка кружкового занятия по технологии. 9-й класс. Тема: "История баварского костюма"

Разделы: Технология

Класс: 9


Цель: Познакомить учащихся с историей баварского костюма, с его модернизацией в XVIII–XIX веках.

Тип занятия: комбинированное.

Форма проведения: лекция с практической частью.

I. Организационный момент.

II. Теоретическая часть.

Родина баварского национального костюма

Бавария – сказочный уголок Европы. За эту землю боролись древние скандинавы, средневековые рыцари, а досталась она Людовику Немецкому. Здесь, в Альпах можно увидеть заснеженные вершины, альпийские луга, хвойные леса, горные реки, живописные озера Тегерн, Штарнберг, Амер. <Рис.1>

Рис. 1

Мюнхен был столицей Баварии целых 750 лет и развивался как королевская резиденция. А ещё этот город называют “миллионной деревней”: ведь здесь сохранилась почти в первозданном виде старинная архитектура – жилища так называемые “альпийского типа”. Это 2-х, 3-х – этажные дома, у которых нижний этаж – хозяйственные помещения, а верхние – жилые комнаты. [3] <Рис.2>

Рис. 2

Так и представляются нам в окнах этих домов молодые баварки в национальных костюмах. Сначала может показаться, что народная одежда баварских женщин неброская и простоватая. Но это не так! Побывайте на ежегодном национальном баварском карнавале! Больше всего вас поразят обилие расцветок деталей, аксессуаров, отделки фольклорного костюма баварской обывательницы. Основа наряда – белая кофта с рукавами (хотя цвет может варьироваться в зависимости от местности: в протестантских областях более скромные сдержанные тона, для католического юга характерны более яркие – синий, красный, зеленый). Кофта может иметь широкие рукава, а вот темный корсаж – лиф со шнуровкой спереди и глубоким вырезом – обязательный элемент. Юбка обычно короткая или средней длины, широкая в сборку. Ещё одна важная деталь, подчеркивающая фольклорный стиль – изящный и красиво отделанный фартук. Именно он свидетельствует о том, что баварки – превосходные хозяйки. На карнавале, который начинается ежегодно в одно и тоже время – 11 числа, 11 – месяца, в 11 часов, 11 минут – в Мюнхене, баварцы демонстрируют свои национальные костюмы, национальные танцы, народные игры. Каждый праздник в Баварии открывается парадом духовых оркестров, музыканты которого одеты исключительно в национальные костюмы. В народных костюмах выступают практически все артисты, в них наряжаются продавщицы, цветочницы, даже простые горожане. Все они – подданные новой карнавальной власти – принца и принцессы. Сопровождаемые гвардией шутов, участники карнавала должны засвидетельствовать свое почтение властям подарками или выступлениями. [2] <Рис.3>

Рис. 3

Трахтен – традиционное платье Баварии и Австрии

Варианты и функциональные возможности трахтена. Национальное платье баварцев – тип традиционного платья, которое носят в южной Германии и Австрии, основанной на историческом костюме Альпийских крестьян. Платье основано на Трахтен (Trachten), традиционном платье Баварии и Австрии. Трахтен имеет различные стили и традиционные характерные черты для каждой деревни, наряду с необычными шляпами и принадлежностями.

Зимний стиль характерен одеждой с длинными рукавами, тяжелыми, теплыми юбками, сделанными из тяжелого полотна хлопка, бархата или шерсти, тёмных тонов. Дополнением к костюму (принадлежностями) могли быть: длинный передник, который повязывали на талию, жилет или платок из шерсти. Для более холодной погоды носили тяжелые пальто с высокой шеей на передних кнопках, толстые рукавицы и шляпы из шерсти. [3] <Рис.4>

Рис. 4

Летний стиль легче и более фриволен, характерен одеждой с короткими рукавами, часто делается из легкого хлопка, шелка или атласа в более ярких, летних тонах.

Одежда украшенная вышивкой и оборками, используется как национальное платье на ежегодных фестивалях

Способ, которым носили платье, мог показать семейное положение хозяйки. Если передник был привязан к правой стороне, это означало, что женщина находится “в отношениях”. Если он привязывался на левую сторону, это показывало, что она является одинокой. [1, 4] <Рис.5, 6>

Рис. 5

Рис. 6

В мужской одежде уникальным баварским изобретением были шорты до колена – Lederhosen (Ледерхосен). Они были сделаны из кожи лося, козы, теленка, свиньи, а также воловьей кожи. Для особых случаев или для богачей этот предмет одежды изготавливали из оленьей или бычьей кожи. В прошлом все Lederhosen шились на заказ и были такими прочными, что их носили в течение всей жизни. Специальные пуговицы на Lederhosen использовались для крепления мужских чулок (Leferl). Обычно шорты украшались плетением, монограммами, вышивкой с традиционными крестьянскими мотивами, кнопками, которые высекались из рога. Обязательным атрибутом шорт являлись кожаные подтяжки. Традиционно, Lederhosen носили германские мужчины Альпийских и окружающих областей, включая Австрию, горную местность и горы Южной Германии, немецкоговорящую часть Италии известной как Южный Тироль. Однако Lederhosen не являлся первоначально только баварским предметом одежды, ещё он был популярен в Европе. Его носили не только крестьяне, но и охотники, наездники. Этот предмет одежды обычно характеризовался мужеством, мускулами, силой. Некоторые мужчины носили их, путешествуя пешком, работая на открытом воздухе, или посещая народные фестивали и Праздники пива, они редко замечались в другом месте. Таким образом, Lederhosen оставались символом региональной гордости. Их роль в Баварии сопоставима с килтом в Шотландии. [1, 3] <Рис.7>

Рис. 7

Влияние городской моды на традиционный крестьянский костюм

На протяжении столетий городская мода оказывала влияние на крестьянский костюм и наоборот. Веками крестьяне, малообеспеченные граждане, торговцы и ремесленники, то есть основная часть населения, имели право носить одежду только из производимых в стране материй не очень высокого качества. Окрашивание ткани, вышивка, серебряные цепочки или красные шелковые ленты были просто запрещены (1500 г.). Лишь в 1730 году впервые было разрешено украшать одежду белым и черным кружевом, в то время когда дорогие окантовки и шелковые чулки использовать всё ещё запрещалось, а нарушителям этого указа грозило наказание или штраф. В 1752 году наконец-то были позволены шелковые шарфы, которые они, собственно говоря, носили уже давно. От используемого материала зависел и цвет одеяний – крестьянская одежда была пошита из коричневого, черного или серого грубошерстного сукна (Loden). [1]

Рубашки и вороты шились из белого льна, праздничные рубахи были ярко- красными. В XVII веке, а также еще долгое время спустя, мужские кафтаны, брюки, женские платья, корсажи, чулки и даже подошвы обуви были красными. Это те изначальные цвета национальной одежды, которые сохранились вплоть до современности.

Обувь была Haferlschuh: тип сабо, созданный Францом Шратте в 1803 г. Это обувь с открытой немного поднятой пяткой, глубоко обрезанной вокруг лодыжки, и носками наподобие лодочного носа. Сабо обеспечивали своему владельцу устойчивость, что делало их удобными для восхождений в горы. Эта обувь превратилась в не имеющую времени классику. Английские путешественники по Альпам 19-го столетия познакомили с ними весь остальной мир. [1, 4]

Модернизация трахтена в XVIII–XIX веках

Изменение национального костюма произошло при баварском короле Людвиге XIV, прозванном Король-Солнце, который ввел в моду разнообразие цветов и форм в стиле барокко по всей Европе. Городские жители и крестьяне делали все возможное, чтобы соответствовать новым тенденциям. Однако, несмотря на стремление подражать, в крестьянском сознании над модными веяниями нередко брало верх желание сохранить в костюме какую-то ноту, типичную для родной местности. [1]

Только начиная с середины XVIII столетия в различных областях, стал развиваться свой особый трахт. В конце XIX века в Баварии были образованы специальные союзы, целью которых являлось сохранение и распространение костюма жителей горных регионов. Австрия последовала этому примеру – в результате вплоть до Второй мировой войны почти всё в союзах национальной одежды было пронизано баварским дыханием: сам костюм, песни, а также танец.

Австрия и Бавария принадлежат к числу немногих стран, в которых и по сей день, имеются “островки” национальных костюмов. Это местности, в которых и сегодня носят костюмы в их первозданном виде. [3, 4]

Королевская любовь к национальной моде

Даже сам великий Карл Великий высоко ценил стиль одежды простых сельских жителей. Тем не менее, его тенденцию к простоте поддерживали далеко не все придворные вельможи – уж слишком сложно им было противостоять соблазну носить великолепные византийские шелка. Тогда Карл, как гласит одна из легенд, прибегнул к хитрости: он взял свою свиту, разодетую в роскошные костюмы, на охоту. Аристократическому обществу пришлось весь день под дождем и ветром следовать за своим императором, а когда они вечером возвратились в замок, их некогда шикарные шелковые наряды превратились в мокрые тряпки и просто нелепо весели на телах благородных господ. Костюм же Карла из валяной шерсти (Loden) и овчины прекрасно выглядел, несмотря на испытание непогодой, которое им пришлось перенести. Похожие причины пробудили последнего рыцаря – императора Максимилиана I- переодеться самому и переодеть верных ему слуг в охотничью одежду, которая очень похожа на крестьянскую. И в течение последующих столетий практически серо-зеленые костюмы, обычных охотников демонстративно носили эрцгерцог Иоганн Австрийский, император Франц Иосиф I и правящее семейство Виттельсбахов из Баварии. Своим примером они подчеркивали значимость этой одежды и создавали моду на нее.

В первой половине XIX века эрцгерцог Иоганн ввел в Штирии в моду серый жакет, чтобы примером приучить людей к простоте в одежде. Он же привил любовь к трахту своему внучатому племяннику Францу Иосифу, ставшему впоследствии императором: на крестины он подарил мальчику традиционную штирийскую шляпу, а позже, пригласив 16-летнего Франца Иосифа на охоту, Иоганн попросил его явиться в трахте. Франц Иосиф следовал этим положениям и хранил всю жизнь верность как занятиям охотой, так и штирийской охотничьей одежде. [1, 4]

III. Практическая работа.

Учащиеся выполняют зарисовки баварского костюма, выделяя его характерные черты (техника выполнения на выбор). Инструменты и материалы: кисти, перо, карандаши, краски, гуашь, тушь, бумага. Из выполненных зарисовок составить коллаж “Баварский костюм”. Коллективная работа.

IV. Анализ работ.

V. Подведение итогов.

Некоторые определения моды трахтен

Loden: длинная непромокаемая грубая шерстяная ткань тёмно-оливкового цвета, которая идёт главным образом на пальто и жакеты благодаря своей способности сохранять тепло и регулировать температуру.

Lederhose: Lederhosen - обычно шорты из замши, часто с подтяжками, которые носят баварские мужчины и мальчики. Для особых случаев или для богачей этот предмет одежды шьётся из оленьей или бычьей кожи. Менее дорогая разновидность изготавливается из телячьей или воловьей кожи. В прошлом все Lederhosen шились на заказ и были такими прочными, что их носили в течение всей жизни. Специальные пуговицы на Lederhosen использовались для крепления мужских чулок. Традиционно Lederhosen имеют специальный карман для охотничьего ножа.

Leferl: Вязаные тёплые чулки для ног из грубой шерсти, которые носили с короткими Lederhosen. В прошлом они не имели штанин. Мужчины носили ботинки на голую ногу. Сегодня эти чулки предлагаются с подходящими носками.

Haferlschuh: тип сабо, созданный Францом Шратте в 1803 г. Это обувь с открытой пяткой, идеей которой послужило копыто козла. С немного поднятой пяткой, глубоко обрезанной вокруг лодыжки, и носками наподобие лодочного носа, сабо обеспечивали своему владельцу устойчивость, что делало их удобными для восхождений в горы. Эта обувь превратилась в не имеющую времени классику. Английские путешественники по Альпам XIX-го столетия познакомили с ними весь остальной мир.

Список используемой литературы

  1. Материалы из Интернета.
  2. Осипов Ю.С. Большая Российская энциклопедия. Том 2. – Москва, 2005 г.
  3. Хвостова Д.О. Новейший энциклопедический справочник стран мира. Н.: ОЛМА Медиа Групп, 2006 г.
  4. Школьная энциклопедия “Руссика”. История нового времени XVI-XVIII вв. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003 г.