Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

"Горит его звезда". Урок по творчеству Н.М. Рубцова. 6-й класс

Разделы: Преподавание литературы


Задачи:

  1. Познакомить с жизнью и творчеством поэта.
  2. Помочь понять чувства лирического героя.
  3. Развивать воображение и внутренний слух учащихся.

Ход урока

В его прищуре открывалась мне
Печаль по бесконечному раздолью,
По безнадежно брошенной земле,
Ну, словом, всё,
Что можно звать любовью.

Станислав Куняев

1. Организационный момент.

2. Объявление темы урока.

– Как вы понимаете слова Куняева?

(В глазах Н. М. Рубцова можно увидеть бесконечную любовь к родной земле)

3. Биография Н. М. Рубцова

Ученик: Рубцов Николай Михайлович – русский поэт – родился в 1936 году в поселке Емецк Архангельской области. Сын погибшего в Великую Отечественную войну политработника, с шести лет потерявший мать, воспитывался в детских домах. Учился в лесотехническом техникуме в Тотьме. С 16 лет скитался по стране, был библиотекарем, кочегаром на рыболовном судне, нес срочную службу на Северном флоте, работал в Ленинграде на Кировском заводе (кочегаром, слесарем и т. п.). В 1962 – 69 гг. учился в Литературном институте имени М. Горького. Трагически погиб в результате тяжелой бытовой ссоры в 1971 году. Печатался с 1962 г. Опубликовал сборники “Лирика”, “Звезда полей”, “Душа хранит”, “Сосен шум”, “Зеленые цветы”. Посмертно издан его последний сборник “Подорожники”.

4. Учитель:

- Лирика Рубцова очень мелодична и напевна. Ее называют тихой, светлой, родниковой. На его стихи написано много известных песен. Одно из таких стихотворений “В горнице”.

Ученик: Николай Рубцов. “В горнице”.

В горнице моей светло.
Это от ночной звезды.
Матушка возьмет ведро,
Молча принесет воды…
Красные цветы мои
В садике завяли все.
Лодка на речной мели
Скоро догниет совсем.
Дремлет на стене моей
Ивы кружевная тень,
Завтра у меня под ней
Будет хлопотливый день!
Буду поливать цветы,
Думать о своей судьбе,
Буду до ночной звезды
Лодку мастерить себе…

5. Прослушивание песни “Букет” А. Барыкина или “Малиновый звон” в исполнении Н. Гнатюка

6. Учитель:

– Не менее мелодично стихотворение “Звезда полей”

(Учитель читает вслух стихотворение или прослушивание в исполнении заслуженного артиста Б. Галкина фонохрестоматии к учебнику “Литература. 6 класс” под ред. В. Я. Коровиной)

– О чем это стихотворение? Определите его тему. (Любовь к родине)

7. Работа в группах по методике Ривина для изучения стихов.

I. Работа с собственной строфой.

  1. Работа с ассоциациями.
    • Прочитайте напарнику, у которого закрыты глаза, свою строфу. Выслушайте ассоциации напарника.
    • Прослушайте чтение напарником той же строфы, закрыв глаза. Поделитесь с ним своими ассоциациями.
  2. Проработка строфы.
    • Прочитайте строфу, объясняя значение каждого слова, словосочетания, отвечая на вопрос: почему стоит это слово, а не другое. Что хотел автор сказать? Что хотел, чтобы почувствовали мы?
    • Прочи