Проект урока по литературе в 11-м классе по теме: "Он и она в мире человеческих отношений"

Разделы: Литература


Целеполагание:

1. Что смогут узнать ученики из данного урока?

– Узнают стихотворение М. Алигер “Живая любовь”, сведения из жизни Антуана де Сент-Экзюпери, дополнительные сведения из жизни М. Цветаевой, связанные с написанием “Поэмы Горы”. Узнают о проблеме любви, поднятой в названных произведениях.

2. Какие понятия ученики освоят на уроке или будут продолжать осваивать?

– Будут продолжать осваивать представления о точке зрения в литературном произведении; о выразительных средствах языка в текстах и их функциональной роли.

Об авторском отношении и способах его выражения в тексте.

3. Чему научатся? Какие умения будут осваивать, на каком уровне?

Будут совершенствовать:

– умение в чтении интонационно передавать содержательный смысл текста;
– умение характеризовать персонажей и сравнивать их между собой;
– умение определять и формулировать проблему произведения;
– умение графически конкретизировать ответ на поставленную задачу (через макет слайд – презентации);
– умение работать с материалами учебника;
– умение слушать, воспринимать материал, вести диалог.

4.В какой самостоятельной деятельности учеников проявятся их знания, понимания и умения? Что они смогут сделать во время урока и после него дома?

Ученики смогут:

– вести попутные записи по ходу урока (уровень умения);
– назвать главных героев произведений и проблемы, связанные с их взаимоотношениями (уровень понимания);
– выделить изобразительно – выразительные средства языка и обозначить их роль в тексте (уровень знания и уровень понимания);
– выразительно прочитать стихи Цветаевой (уровень творческий);
– сформулировать проблему, поднятую в тексте; определить и передать письменно позицию автора по отношении к проблеме (уровень понимания, творческий уровень);
– аргументированно высказать своё отношение к авторской позиции (интерпретация, творческий уровень);
– выполнить макет слайд–презентации (творческий уровень);
– отобрать и цитировать необходимый по обозначенной теме материал статьи учебника по творчеству Цветаевой;
– вести диалог, соблюдая этические нормы общения.

Ход урока

1. Орг. момент

Учитель приветствует учеников и просит их словесно поприветствовать его.

Учитель:

– Благодарю. Это и есть мир человеческих отношений.

Используется слайд с темой урока

Тема сегодняшнего урока: “Он и она в мире человеческих отношений”.

Чтение стихотворения Маргариты Алигер “Живая любовь” (читает учитель)

2. Выяснение восприятия (фронтальная беседа).

– Ребята, сегодня мы будем вести предметный разговор по названной теме. Каждое участие в обсуждении будет отмечаться жетоном. Собравшего большее количество жетонов в конце урока ждёт награда.

Вопросы: О чем эта история? Какую проблему поднимает автор? (Проблему сотворения любви)

– В чём состоит эта проблема? (В том, что счастье человеческих отношений зависит от готовности мужчины и женщины совершать труд души во благо любимого).

– Это одна из основных мыслей нашего сегодняшнего общения на уроке.

– Что делают герои стихотворения, чтобы быть счастливыми?

Вывод: Маргарита Алигер поэтическим словом изобразила проблемную ситуацию: “Что нужно делать для того, чтобы быть счастливым в мире человеческих отношений?”

– Ребята, вашей творческой задачей на уроке будет следующая: продумать проект слайд–презентации темы “Он и она в мире человеческих отношений. Секреты семейного счастья”.

Для того, чтобы решить эту задачу, предлагаю вам в течение уроков (их будет 2) вести попутные записи в тетради, собирать необходимый для вас теоретический материал.

– Посмотрим на эту тему с точки зрения реальных фактов сегодняшней жизни. Слово о любви и семье в сегодняшнем мире.

Представляет информацию подготовленный ученик. Слайд-презентация “Семья на данном этапе развития общества”. Остальные ученики кратко записывают основное содержание сообщения.

Краткое содержание: “Семья – микрокосмос мира. Молодая семья – малоизученная реальность.

Неформальную установку “один партнёр на всю жизнь” значительно потеснила “свобода поведения”. Возрастает число разводов. Из 20 тысяч молодожёнов разводится 18 тысяч пар, причём 12 тысяч разведённых супругов имеют детей”.

Учитель:

– Уважаемые юноши и девушки, сформулируйте проблему, затронутую в выступлении. Каждый формулирует самостоятельно, далее – в парах, – в четвёрках.

– Проблема распада семьи, потери любви.

– Поднимается проблемный вопрос: “Что помешало счастью?”

Учитель:

– Найти ответ можно где угодно. Наши поиски будут осуществляться на страницах художественных произведений:

Антуан де Сент-Экзюпери “Маленький принц”, М. Цветаева “Поэма Горы”.

3.

Учитель:

– Прежде чем говорить о произведении, предлагаю обратить внимание на самого автора.

Сент-Экс (это дружеское прозвище писателя) однажды написал: “Любить – это не значит смотреть друг на друга, это значит вместе смотреть в одном направлении”.

Слайды об Экзюпери. Выступление 1-го ученика. Остальные слушают и записывают.

– А. де С.-Экзюпери родился в июне 1900 года в Лионе. В детстве он был мечтателем, сочинял стихи, рисовал, учился играть на скрипке, но увлекался и техникой, машинами. В 12 лет ему посчастливилось впервые полететь – его взял с собою в воздух известный французский лётчик Ведрин.

Экзюпери стал пилотом. Где он только ни летал! Не однажды попадал в сложные ситуации. И чем чаще видел он в лицо смерть, тем больше любил жизнь. Чем больше он был в небе, тем ближе и родней становилась ему земля, тем сильней он хотел видеть её мирной, чистой, счастливой – землею для людей. И тем богаче становился он мыслями и чувствами, которыми не мог не поделиться с людьми. Так он стал писателем.

Когда началась вторая мировая война, он уже был признан негодным для службы в авиации, но вернулся на самолёт и воевал. Во имя свободной, счастливой, достойной человека жизни на всей земле Сент-Экзюпери ещё раз добился права сражаться. Уже немолодой, израненный и искалеченный до того, что не мог без помощи товарищей натянуть комбинезон и забраться в кабину, он ещё мог вести машину и летать в разведку. И он вновь поднялся в воздух, а 31 июля 1944 года его самолёт не вернулся на базу…

Он жил не очень долго, 44года. И написал не очень много. Но и жизнью, и смертью, и своими книгами, и своими письмами, которые потом были опубликованы, он сумел много сказать людям.

Незадолго до своей гибели Сент-Экзюпери написал ещё одну сказку “Маленький принц” и сам её иллюстрировал. Печальная и насмешливая сказка эта, конечно, больше для взрослых, чем для детей. А впрочем…

Над нею и улыбнёшься и взгрустнёшь. А главное – непременно задумаешься, ибо сказка не только лирична и по-хорошему, без сентиментальности трогательна, сказка эта – мудрая и человечная, и автор её не только поэт, но и философ. Просто и проникновенно, как и в повестях и в письмах, говорит он о самом важном: о долге и верности, о дружбе и любви, о горячей, деятельной любви к жизни и к людям, о нетерпимости к злу. И о том, каким же быть человеку на этой ещё не очень-то устроенной, подчас недоброй, но любимой и единственной нашей планете Земле (Нора Галь).

Учитель подводит итог:

– Истоки подвига автор видит в повседневности, в том, что человек сознательно, с полной отдачей своих сил и способностей, в каждый момент обыденности преобразует действительность.

4. Выявление восприятия (фронтальная беседа)

Учитель:

– Предлагаю от личности писателя перейти к его произведению. Если возможно, припомните самые первые свои впечатления от сказки, когда прочитали её в первый раз.

– Какие открытия вы совершили, прочитав сказку?

– Кто главные герои?

– Каков их мир?

– Что удивило вас в мире героев сказки?

– Какие ключевые сцены предпочтительнее рассмотреть, чтобы понять, что волнует писателя, обратившегося к этому сюжету?

– Почему Маленький принц покинул свою планету и почему решил вернуться?

Какое открытие совершил Маленький принц в своих странствиях? (проблемный вопрос).

5. Смотрим сцену из спектакля: прощание Маленького принца с розой.

Фронтальная беседа:

– В чём причина расставания?

– Кто (или что) виноват в расставании?

– Как об этом говорится в тексте этой сцены?

– Удалось ли актёрам передать характер героев, грусть расставания?

6. Учитель читает сцену: “Хотя Маленький принц и полюбил прекрасный цветок…..

Но я был слишком молод, я ещё не умел любить”.

– Вопрос: “Можно ли научиться любить?” Предлагаю познакомиться со следующей информацией. Выступает подготовленный ученик, остальные фиксируют в записях то, что им показалось интересным и полезным.

– “Психолог Э. Фромм писал, что один человек говорит другому: “Я тебя люблю”– то у обоих складывается иллюзия понимания этого выражения, хотя каждый их них может подразумевать под любовью совершенно разное.

“Люби меня не так, как ты любишь, а так, как я это понимаю”– такой лейтмотив, требование неосознанно предъявляем мы друг другу в отношениях.

Зачастую хорошие отношения строятся не на любви, а лишь на совпадении наших представлений о ней. А если они отличаются друг от друга, что тогда? Ссоры не избежать: “Ты говорил, что любишь, а сам ведёшь себя совсем не так”, “Да нет же, я тебя люблю, неужели ты не видишь?”. Эти “выяснения отношений” могут длиться годами, так ничем и не завершившись. И борьба друг с другом идёт не за любовь. А за отстаивание своей концепции любви как самой верной.

Чтение отрывка из “Маленького принца”

“Он думал, что никогда не вернётся…

………это был очень гордый цветок”

Крайне расширенная трактовка понятия “любовь” делает его очень сложным объектом для исследования. На сегодня понятие “любовь” является чаще всего синонимом любого рода благополучных отношений. Эта неясность порождает такие же неясные, противоречивые, а иногда и нереалистические ожидания между партнёрами. В результате такие ожидания порождают неверные предсказания и неадекватные расчёты во взаимоотношениях. Что является одной из существенных причин кризисов семьи, увеличения уровня одиночества, невротизации, количества суицидальных попыток.

Разумеется, любовь – это слишком большое и слишком глубокое понятие, чтобы быть полностью понятным, измеренным и описанным при помощи слов. В связи с таинственной сущностью о любви распространяется масса неправильных представлений” [2]

– Так можно ли научиться любить?

7. Смотрим сцену из спектакля “Маленький принц”: Лис и принц.

Делимся впечатлениями от увиденного (фронтальная работа)

Как вы охарактеризуете те отношения, что сложились у Маленького принца и Лиса? Удалось ли актёрам передать эти отношения?

Что же помешало счастью героев? (проблемный вопрос).

8. Анализ текста (работают малыми группами по 4 человека)

Задание:

– Найдите ключевые фразы этого отрывка. Какова их роль в тексте?

– Оцените смысловое значение ключевых фраз с позиции реальной жизни сегодняшнего дня.

– Какие образы создаёт автор в данном отрывке?

– Выделите те образные средства языка, которые используются автором для создания образной передачи той или иной мысли.

– Сформулируйте позицию автора относительно основной проблемы, рассматриваемой на уроке: “Что помешало счастью героев?”

Среди ответов звучит заранее приготовленная информация в исполнение учеников, не уверенных в собственных аналитических способностях в работе с текстом.

9.

Учитель:

– Из письма Сент-Экзюпери матери: “И вот я боюсь жениться. В браке всё зависит от женщины. И всё же толпа, в которой прогуливаешься, полна обещаниями, но она безлика. А женщина, которая мне необходима, как бы составлена из двадцати женщин. Я слишком много требую – это меня раздавит…”

Может быть, действительно, завышенные требования к партнёру являются причиной семейных неурядиц? Послушайте мнение психолога на этот счёт. Выступает подготовл. уч.

– “Одна из опасных установок по поводу любви связана с идеей о том, что любовь даётся за что-то, что её надо заслужить, за неё надо бороться. Словом, любовь – это награда за хорошее поведение. В этом случае происходит смещение социального и эмоционального уровней в отношениях. Если любовь – это деньги, то, конечно, её надо заработать.

Эта установка “условной любви” формируется в детстве достаточно простым способом. Например, мама говорит своему ребёнку: “Если ты не будешь есть кашу, я тебя любить не буду” или “Будешь шалить – отдам тебя чужому дяде”, при этом ребёнок попадает в конфликтную ситуацию: либо быть собой, но есть риск остаться без любви, либо соответствовать родительским ожиданиям ради их любви. А для ребёнка любовь является жизненной необходимостью, не меньше, чем в еде и безопасности. Так формируется психология “послушного ребёнка” с внутренним расколом между “хорошей” и “плохой” частью себя. Любовь предстаёт для него средством манипуляции. Её могут дать, а могут и забрать обратно.

Позднее, когда человек вырастает, он начинает руководствоваться девизами, являющимися следствием преподанной в детстве концепции “условной любви”. Эта установка формирует сценарий, по которому человек обречён не только никого не любить, но и не дать другим полюбить себя. Вот лишь некоторые девизы, которыми он руководствуется в дальнейшем. Они логически вытекают из преподанной родителями концепции любви.

1.Не люби никого просто так. То есть, если любовь – это деньги, то деньги просто так не раздают. Следовательно, любовь надо беречь. Копить и давать только тому, кто её заслуживает. И вообще, сначала надо проверить, насколько надёжным является мой предполагаемый “объект” любви. Может, жулик какой-нибудь попадётся. Отдам ему свою любовь, а он с ней скроется или променяет её на что-нибудь другое.

2.Не напрашивайся, не говори никому, что нуждаешься в любви и тепле. Если ты раскроешься перед другим, то этим покажешь свою зависимость от его любви. Он из тебя верёвки вить начнёт, манипулировать (как родители в детстве). Поэтому надо делать вид, что не очень–то тебе его любовь нужна.

3.Если тебе дали тепло, не принимай и не показывай, что оно тебе было нужно. Это очень опасный приём, когда кто-то бесплатно “!” пытается дать свою любовь. Тут ясно какая-то нечестная игра, как бы потом за это не пришлось расплачиваться. Поэтому, на всякий случай, лучше не поддаваться на провокацию. В крайнем случае, бери, но так, как будто ты делаешь одолжение.

4.Если тебе дают не такую любовь, которая тебе нравится, – не отвергай, а бери и скрывай это. Любовь – это всегда сокровище. Только дураки от этого могут отказаться. Бывают случаи, когда мужчина говорит женщине, что любит её, а он ей не нравится. Но ведь дают “деньги”, а вдруг больше никто не предложит. Так всю жизнь жалеть придётся. И женщина соглашается жить с нелюбимым, но принимая от него любовь.

5.Не люби самого себя. Моя личность сама по себе мало ценна. Любовь к себе малоценна, главное-это любовь окружающих. Для этого надо соответствовать их ожиданиям. Иногда так и говорят: “За что мне себя любить? Во мне нет ничего ценного”.

Как видите, пробиться к такому человеку с любовью крайне сложно. Если говорить о настоящей любви, то она по своей природе безусловна. Любовь возникает к человеку не как к функции или роли, а по поводу его уникальности и неповторимости. Любят не за что-то, а иногда даже вопреки чему-то. Отсюда хорошая новость: борьба за любовь уже закончилась! В каждом есть уникальность. Поэтому для того, чтобы нас любили, ничего специально делать не надо. Даже не надо быть “хорошим” для другого: “хорошего” труднее любить, так как его уникальность закрыта. [2] Учитель:

– Итак. Подведём итог (фронтальная работа)

– Какую значимую информацию для себя вы получили на первом уроке?

– Ещё раз озвучьте позицию Антуана де Сент–Экзюпери по проблеме любви в мире человеческих отношений.

Конец 1 урока. Выясняем, кто был наиболее активным учеником урока. Награждаем.

2-й урок

Учитель:

1.

– Продолжаем нашу работу над проблемой, обозначенной на первом уроке. Время обратиться к творчеству М. Цветаевой. Что вам нравится в поэзии Цветаевой?

– Предлагаю освежить в памяти некоторые события жизни поэтессы, связанные с “Поэмой Горы”.

2. Слайды о жизни Цветаевой.

Информация о герое поэмы. Выступает подготовленный ученик, остальные слушают, ведут попутные записи.

3.Выяснение восприятия произведения (фронтальная беседа)

– Каково первое восприятие поэмы?
– Кто герои?
– Какой мир изобразил автор?
– Что удивило вас в нём?
– Как складываются отношения героев?

3. Выразительное чтение наизусть “Поэмы Горы”.

Исполняют ученики на фоне музыки.

4. Делимся впечатлениями от услышанного.

– Кто из чтецов произвел на вас особое впечатление?
– Что поняли по содержанию?
– Что же помешало человеческому счастью? – основной вопрос, на который нужно найти ответ в поэме (проблемный вопрос)

5. Анализ текста (работа в малых группах)

– Перед каким выбором автор ставит героев? Что определяет их выбор?
– Как оценивают всё происходящее герои и как – автор?
– Отличается ли авторское отношение к происходящему от отношения героев?
– Что волнует поэтессу? Какую мысль она стремится донести до читателя?
– Какими изобразительно-выразительными средствами пользуется автор для передачи информации читателю?

Обратитесь к учебнику. Помогает ли статья учебника, посвящённая творчеству М. Цветаевой, более глубокому осмыслению её поэзии? Что именно вы увидели в поэзии М. Цветаевой с помощью учебника?

– Итак. Какова основная мысль автора, растворённая в образах?

6.

Звучат ответы учащихся, включающие в себя информацию из учебника по литературе для 11 кл. “Русская литература 20 века”,1 часть, 11 класс. Авторы: В. Чалмаев, С. Зинин. Москва. “Русское слово”, 2004 год.

7.

Учитель:

– Ответьте на вопрос: “Что же помешало счастью героев обоих произведений?”

– Письменно сформулируйте позиции авторов относительно рассматриваемой нами проблемы. Обозначьте своё отношение к позиции автора, аргументируйте (индивидуальная работа в тетрадях).

Учитель:

– Лев Николаевич Толстой написал: “Все счастливые семьи похожи друг на друга”.

Ваши анкеты, на которые вы ответили заранее до этих уроков, по ранжированию “кирпичиков счастья” вообщем подтверждают справедливость утверждения писателя.1, 2, 3 места занимают – любовь, взаимопонимание, доброта.

И всё-таки я предлагаю вам самим продумать тему “Он и она в мире человеческих отношений. Секреты семейного счастья”. Представить в виде небольших слайд – презентаций. В качестве аргументов использовать материал из рассмотренных нами произведений, из жизни их авторов (творческое задание).

8. Задание выполняется под мелодичную музыку (в малых группах).

9. Защита слайд-презентаций.

10. Рефлексия: (фронтальная беседа).

– Какие учебные задачи решали?

– Какие трудности испытывали? Удалось ли их преодолеть?

– Кого и за что хотите отметить своим благодарственным словом?

– Поставьте общую оценку уроку (индивидуально):

! отлично;

. удовлетворительно;

неудовлетворительно.

Результаты оценки оглашаем сразу же путём быстрого подсчёта. Ещё раз выявляем самого активного участника урока. Награждаем.

Домашнее задание

Совершенствовать слайд – презентации по теме: “Он и она в мире человеческих отношений. Секреты семейного счастья”. Возможно использование любых изученных ранее художественных текстов. Возможны разные формы организации для выполнения задания: групповые, парные, индивидуальное выполнение.

Пояснение

Уроки разработаны с учётом программы по литературе C.Зинина, В. Чалмаева.

Была использована следующая литература:

  1. Лекции Т.В.Рыжковой “Проектирование уроков литературы”(1-8), Москва. Педагогический университет “Первое сентября”, 2008;
  2. Сценарий диспута-размышления “Он и она в мире человеческих отношений”. Областное государственное учреждение культуры Новосибирская областная юношеская библиотека. Новосибирск, 2007;
  3. Художественные тексты: А. де Сент-Экзюпери “Маленький принц”, М.Цветаева “Поэма Горы”, М. Алигер “Живая любовь”.