Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Урок обучения грамоте. Тема: "Буква Ю и звуки, которые она обозначает"

Разделы: Преподавание в начальной школе


Тема: «Буква Ю и звуки, которые она обозначает».

Тип урока:изучение нового и первичное закрепление ЗУН.

Цель:знакомство с новой йотированной буквой Ю.

Задачи:

  • Обучающие: учиться находить букву Ю и читать слоги и слова с новой буквой, графически обозначать звуки, которые она даёт, расширять словарный запас на уроке обучения грамоте.
  • Развивающие: способствовать развитию логических общеучебных умений и навыков, различных видов памяти, внимания.
  • Воспитательные: совершенствовать навыки совместной деятельности, самодисциплины.

Методическая цель:показ приёмов изучения новой йотированной буквы Ю, общеучебных логических умений и навыков.

ХОД УРОКА

I. Мобилизующий этап

– Посмотрите друг на друга и улыбнитесь! Садитесь!

II. Орфоэпическая разминка

1-2 человека – индивидуальная работа.

Д: Уж и ёж забрались в густую рожь.

– Прочитайте одними глазками.
– О ком скороговорка?
– Что про них сказано?
– Только гласные с ударением.
– Прочитайте согласные, правильно их называя.
– Вместе. 2 индивидуально.

III. Актуализация знаний

– Давайте, ребята, вспомним, на какие группы можно разделить все звуки в скороговорке?
– Какими могут быть гласные звуки? (Ударные и безударные)
– А согласные звуки? (Твёрдые и мягкие; звонкие и глухие)
– Благодаря чему согласные звуки становятся мягкими? (Благодаря гласным звукам)
– Назовите в скороговорке мягкие согласные ? (Называют)
– А сейчас мальчики найдут в классе карточки со словами, где все согласные твёрдые, а девочки, где все согласные – мягкие.

Молоко  коробка щуки  мотор пища чаща

– На какие две группы можно разделить слова? (Двухсложные и трёхсложные)
– Как определяли количество слогов? (Сколько в слове гласных, столько и слогов)
– Что интересного заметили в словах второго столбика? Какая здесь орфограмма? (Жи-Ши; Ча-Ща)
– Кто вспомнит особые буквы? (е, ё, я)
– В чём их особенность? (Могут обозначать два звука)
Проверка индивидуальной работы.

IV. Формирование обучающимися темы и целей урока

Д:енот, юла, ёжик, ящер.

– Прочитайте написанные на доске слова. Кто знает, что обозначает слово Ящер?
– Ящер – это вымершее крупное животное с маленькой головой, длинным хвостом. Его тело было покрыто чешуёй. (Показать иллюстрацию)
– Разбейте данные слова на группы по нескольким признакам одновременно. (Животные, 4 буквы, начинаются с гласной, заканчиваются на согласный)
– Вспомните еще раз особенность первых букв выделенных вами трёх слов, обратите внимание на первую букву четвёртого слова и сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока. (Буквы Е, Ё, Я обозначают два звука, если стоят в начале слова или после гласной. В слове юла первая буква Ю. Мы с ней не знакомы. Значит, тема урока – «Буква Ю и звуки, которые она обозначает»).
– Учитывая тему урока и опираясь на написанные слова на доске, сформулируйте цель нашего урока:
Д:Познакомиться с…. (с буквой Ю и звуками, которые она обозначает)
Учиться отличать …. (букву Ю от других букв)
Учиться читать ….(слова, предложения с новой буквой)

V. Знакомство с новой буквой и звуками

1). Буква Ю пришла к нам со своими подружками. Давайте её найдём и поприветствуем. Если увидите букву Ю –  хлопайте в ладоши, если другая буква – поворачиваете головой.

Учитель показывает буквы: О Н С Я Ю

– Вот Вы и поприветствовали букву Ю. А теперь попробуйте изобразить её в паре.
– Посмотрите на ленту букв, где располагается буква Ю? О чём нам говорит её месторасположение? (Гласная, расположена во втором ряду – даёт согласному мягкость)
– Вернёмся к нашим словам. Назовите слово, обозначающее игрушку. (Юла)
– Сколько слогов в слове ЮЛА? (В слове юла две гласные буквы– два слога)
– Назовите первый слог. Из скольких букв состоит первый слог?
– Произнесите медленно первый слог и скажите, сколько звуков вы слышите? (2 звука)
– Назовите эти звуки. ([Й`][У])
– Охарактеризуйте эти звуки.
– Какой буквой обозначены звуки [й`][у]? (Ю) 

Ю
[Й`][У]

– Сделайте вывод, в каком случае буква Ю обозначает два звука?

1. В начале слова (вывесить карточку)

– Составьте звуковую схему слова ЮЛА. (1 обучающийся на доске)
– Буква Ю пригласила к нам на урок своих друзей: мальчика и девочку. Определите их имена. Они состоят из 3 букв и 4 звуков. Помощником вам будет тема урока. (Юра, Юля)
– Почему в словах Юра и Юля по четыре звука? (Начинаются с буквы Ю, а она стоит в начале слова и обозначает два звука)
– Составьте предложения, используя имена детей и слово ЮЛА.
– Я записала это предложение на доске: Юра и Юля играют с юлой.
– Назовите слово, которое отвечают на вопрос Что делают? (Играют)
– Раздели слово ИГРАЮТ по слогам.
– Сколько слогов в слове играют? (3)
– Назовите последний слог. (-ют)
– Сколько в нём букв? (2 буквы)
– Произнесите его и определите, сколько в нём звуков?(3)
– Назовите их. ([Й`], [У], [Т])
– Объясните, почему в слоге ЮТ две буквы, а звуков три? Где стоит гласная Ю? (После гласной)

2. После гласной (вывесить кароточку)
– Сделайте вывод, в каких случаях буква Ю обозначает два звука?

Физкультминутка

– Юра придумал для вас физкультминутку. Он подобрал слова с буквой Ю и без неё. Я буду называть эти слова. Если в них есть буква Ю, приседают мальчики, если нет – приседают девочки.

ЮБКА, КОФТА, СЕВЕР, ЮГ, ЮНЫЙ, СТАРЫЙ, ДЕВУШКА, ЮНОША, ДОМ, ЮРТА.

VI. Закрепление

– Юля тоже приготовила для вас задание. Оно находится в учебнике. Откройте учебник на странице 150.
– Прочитайте первый столбик слогов.
– А теперь будем читать слог и сразу слово, в котором есть на этот же слог
– Посмотрите внимательно на слова, какое слово можно исключить и почему?
– Молодцы!

Физкультминутка (для глаз)

– У Юры и Юли есть постоянное занятие. Прочитайте слова на доске: шахматный, танцевальный, кружок юннатов и определите, в каком кружке они занимаются.
– Чем занимаются Юннаты? (Изучают природу)
– На последнем занятии кружка юннатов Юля и Юра узнали много нового о жизни лягушек. Что именно они узнали, вы определите, прочитав текст.

Лягушки и жабы мечут икру не только в воду. Жабы пипы прикрепляют икринки к спине. У жаб – повитух икра похожа на шнур с бусами. Они наматывают своё украшение на поясницу. Некоторые лягушки мечут икру на землю. Сторожить икру остаются самцы. Из икринок появляются головастики. Они заползают на спину к папе. Папа несёт их к воде. Некоторые лягушки свои икринки проглатывают. А потом выплёвывают готовеньких лягушат.
(По Н. Сладкову)

– Что вы узнали нового о жизни лягушек?

1 группа (уровень А) – прочитать текст и сосчитать все слова с буквой Ю
2 группа (уровень В) – выполнить звуковой анализ слова ЗЕМЛЮ.
3 группа (уровень С) –  подобрать слово к звуковой схеме. (Дана схема к слову ЗАПОЛЗАЮТ)

VII. Итог урока

– Юра и Юля спешат на очередное занятие кружка юннатов и благодарят вас за урок и дарят вам вот этот цветок.

– Давайте украсим цветок: (рефлексия)
– Кому было интересно и кто во всём разобрался, возьмёт красную фишку.
– Кому было интересно, но что-то осталось непонятным жёлтую фишку.
– Кому было не совсем интересно и не всё понятно синюю фишку..