Разработка урока по физике "Источники света. Прямолинейное распространение света". 8-й класс

Разделы: Физика

Класс: 8


Цели урока:

  • ознакомить учащихся с естественными и искусственными источниками света;
  • разъяснить закон прямолинейного распространения света;
  • объяснить природу солнечных и лунных затмений;
  • продолжить работу по формированию экспериментальных исследовательских умений.

Демонстрации: излучение света различными источниками; прямолинейное распространение света; получение тени и полутени.

Организационные формы и методы обучения:

Традиционныевводная беседа, беседа при формировании понятий, беседа при подведении итогов урока.

Инновационныеисследовательский метод, экспериментальная работа учащихся в малых группах.

Приборы и материалы: источники света – лампочка накаливания, свеча, экран и предмет.

Презентация к уроку (приложение 1).

ХОД УРОКА

1. Организационный момент (тема урока, цели урока).

2. Изучение нового материала.

Что такое свет? Еще в глубокой древности ученые интересовались природой света.

Слайд 1.

Свет - это излучение, но лишь та ее часть, которая воспринимается глазом. Поэтому свет называют видимым излучением.

Источники света – тела, от которых исходит свет.

Демонстрация учащимся различных источников света (горящая спичка, свеча, светящая лампочка).

Источники света подразделяются на естественные и искусственные. К естественным источникам света можно отнести Солнце, звезды, светящиеся объекты животного и растительного мира, например, светлячки.

Искусственные разделяют на тепловые (свеча, лампа накаливания) и люминесцирующие (лампа дневного света).

Если между глазом и каким-нибудь источником света поместить непрозрачный предмет, то источник света мы не увидим.

Свет в однородной среде распространяется прямолинейно - так формулируется закон прямолинейного распространения света.

Слайд 2.

Прямолинейное распространение света - факт, установленный в глубокой древности. Об этом писал еще основатель геометрии Евклид (300 лет до нашей эры).

Древние египтяне использовали закон прямолинейного распространения света для установления колонн по прямой линии. Колонны располагались так, чтобы из-за ближайшей к глазу колонны не были видны все остальные.

Слайд 3. Видеоролик о прямолинейном распространении света.

Слайд 4. Примеры прямолинейного распространения света.

Прямолинейность распространения света подтверждается образованием тени.

Демонстрация: лампочка накаливания, экран и непрозрачный предмет. На экране получим темное изображение очертаний предмета, то есть тень.

Слайд 5.

Тень – область пространства, в которую не попадает световая энергия от источника света.

Точечный источник света – источник света, размеры которого малы по сравнению с расстоянием до экрана.

Слайд 6.

Если же возьмем большой источник света, то на экране вокруг тени образуется еще и полутень.

Полутень – область пространства, в которую световая энергия от источника света попадает частично.

Полутень может получить, если использовать не один, а два источника света.

Слайд 7. Посмотрим следующий видеоролик.

Образованием тени и полутени объясняются солнечные и лунные затмения.

Слайд 8, 9. Видеоролики “Лунное и солнечное затмения”.

Слайд 10.

При солнечном затмении полная тень от Луны падает на Землю. Из этого места Земли Солнце не видно. Когда Луна, вращаясь вокруг Земли, попадает в тень Земли, то наблюдается лунное затмение.

Слайд 11.

3. Практическая работа “Обнаружение тени и полутени”.

Практическую работу выполняем на компьютерах по 2 человека. На рабочем столе имеется иконка.

Задания к практической работе высвечиваются на доске (приложение 2).

(используются ресурсы единой коллекции цифровых образовательных ресурсов http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/cb594b3f-30d1-472d-8a31-6c3411f30221/optic2.htm (тень и полутень).

Слайд 12.

4. Домашнее задание.

  1. 62, упр. 29 (1, 2) (А.В.Перышкин).
  2. Домашний эксперимент: возьмите метровую палку (линейку) и на улице измерьте размер ее тени. Затем определите реальную высоту дерева, столба, дома или любого другого предмета, измеряя их тени.

Дополнительный материал: изучить материал сайтов

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669ba07c-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/5_1.swf (источники света)

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669ba07d-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/5_2.swf (распространение света)