Открытый урок по теме "Теплые и холодные цвета"

Разделы: МХК и ИЗО


Цели: ознакомление с разнообразием различных цветовых пятен. Подбор тёплой и холодной цветовой гаммы. Выполнение творческой композиции “Натюрморт”, “Пейзаж”. Формирование эстетического отношения к изобразительному искусству. Получение знаний и обогащение духовного мира учащихся.

Задачи: обучение детей составлению тёплой и холодной гаммы цветов. Заполнение подобранными цветами необходимых поверхностей изображаемого рисунка. Развитие фантазии и мышления в составлении творческой композиции “Натюрморт” или “Пейзаж” из разнообразных форм, линий и пятен. Использование навыков смешения цвета в выполнении задания.

Оборудование: методическое пособие “Цвета радуги”, методическое пособие “Тёплые цвета”, методическое пособие “Холодные цвета”, фотографии природы в различных её состояниях “Осень-Зима”, репродукции с картин художников, “Пирамидка-радуга”.

ХОД УРОКА

Учитель: Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами познакомимся с новой и очень интересной темой, которая называется: “Тёплые и холодные цвета”. Но перед изучением данной темы, давайте с вами вспомним, а какие цвета вы вообще знаете? Какие виды цветов мы изучали на прошлых уроках?

Дети: основные и дополнительные цвета.

Учитель: Правильно! Это основные и дополнительные цвета. Это синий, жёлтый, красный, зелёный, оранжевый и фиолетовый цвет. Ребятки, я открою вам один большой секрет: эти цвета существуют у нас в природе, только, к сожалению, нам не так часто удаётся их встретить. А может кто-то из вас уже встречал эти цвета в природе? Не кажутся ли вам они очень знакомыми?

Дети: похоже на радугу!

Учитель: Конечно, радуга! А сейчас я предлагаю вам выполнить небольшое задание поучаствовать в мини-конкурсе: Собери радугу.

Задачи и условия конкурса: перед вами находится пирамида-радуга, но, к сожалению, она пока пуста и не имеет характерных для радуги цветов. Я предлагаю вам вспомнить, в какой поочерёдности находятся каждый из цветов радуги и раскрасить её правильно. Вы делитесь на две команды. Будете подходить по одному человеку. Каждый из ребят может наложить на свою радугу только один цвет. Берём кисти и краски, и конкурс начинается!

Учитель:

Молодцы ребята! Вот какие замечательные радуги у нас получились! Следующий наш конкурс называется “Тёплое и холодное”. Обратите внимание, перед вами находятся множество различных предметов, которые нам с детства очень знакомы. Ваша задача: подумать и разделить предметы на две группы. Первая – включает в себя предметы, которые по своей цветовой гамме относятся к “Тёплым цветам”. Вторая – должна включать в себя предметы, которые по своей цветовой гамме относятся к “Холодным цветам”. Будьте предельно внимательны и не ошибитесь. Три – четыре, поехали! (Конкурс начинается) (Перед началом конкурса преподавателем подготовлено два стула, на которых располагаются драпировки тёплой и холодной гаммы цветов. Дети размещают предложенные предметы так, что они организовываются в два натюрморта: тёплый и холодный)

Учитель:

Замечательно! Молодцы! Вы, как всегда, очень организованны и правильно отвечаете на данный конкурс. Все предметы разложены правильно и соответствуют данной группе. Но далее нас ожидает следующее задание! (Преподаватель развешивает перед детьми репродукции, на которых изображены осень и зима)

Ребята посмотрите, пожалуйста, на эти репродукции. Как вы думаете, какие из них состоят из тёплых цветов, а какие из холодных?

Дети: Зима-холодная, осень - тёплая.

Учитель: Верно! Осень - тёплая, а зима - холодная. А почему вы так решили?

Ученик: Осень похожа на солнышко, а зима на лёд и холод.

Учитель: Да, ваши внутренние ощущения вам подсказывают правильно. Ведь глядя на оранжевый, красный, жёлтый цвета действительно становится тепло. А синий цвет, фиолетовый, голубой нас просто замораживают. А как же поэты и писатели описывают эти времена года? Ведь порой словом рассказать гораздо труднее, чем кистью. Давайте послушаем…

Учитель: Выпал снег. Чистой, белой скатертью накрылась и отдыхает земля. Глубокие высятся сугробы. Тяжёлыми белыми шапками накрылся и притих лес… Кружевными белыми арками, согнулись стволы молодых берёз…

Красиво, правда? Автор сравнивает лес с чем-то живым, одухотворённым. А сейчас послушайте стихотворение, в котором также звучат строки, описывающие это чудесное время года.

За моим окошком
Сказочные ели:
На ветвях зелёных
Тихо спят метели,
Лихо скачут белки,
Поползни снуют,
О зиме синицы
Песенки поют.

В этом стихотворении автор выразил все свои чувства и эмоции, которые переполняли его поэтическую душу. А вот следующее стихотворение Александра Трифоновича Твардовского посвящено другому времени года и с помощью него можно полностью выразить все свои чувства, которые мы испытываем при взгляде на другую репродукцию, находящуюся перед нами.

Плывут паутины
Над сонным жнивьём,
Краснеют рябины
Под каждым окном.
Хрипят по утрам
Петушки молодые.
Дожди налегке
Выпадают грибные.
Поют трактористы,
На зябь выезжая.
Готовятся сёла
Ко Дню урожая.

А.Т. Твардовский

Учитель: замечательное стихотворение, правда, ребята? А все ли слова в этом стихотворении были знакомы?

Ученик: а что такое слово жнивьё?

Учитель: молодец Петя! Ты оказался очень внимательным! Слово жнивьё – это диалектное слово. Его употребляли в своём обиходе крестьяне. А слово это означает – поле, где сажали хлеб.

Ученик: а что означает слово зябь?

Учитель: умница, Машенька! Ты тоже внимательно слушала стихотворение!

Слово зябь также относится к диалектным словам, то есть к словам, которыми пользуются или пользовались люди, проживающие в определённой местности. Эти слова также можно назвать местными. Зябь – это поле, вспаханное с осени для посева яровых, то есть хлебов, которые сажали осенью.

Учитель: ну а теперь вам предстоит выполнить задание. Оно заключается в следующем: нужно нарисовать с помощью цвета (теплых или холодных оттенков) свою творческую композицию “Натюрморт” или “Пейзаж”. Она может быть нарисована с натуры, так как мы с вами сегодня уже составили свои натюрморты, или вы можете использовать свою творческую фантазию. Важно лишь выполнить одно условие: композиция должна состоять из разнообразных цветовых пятен, относящихся к тёплой или холодной цветовой гамме.

Время выполнение задания: одно занятие.

Материалы к уроку