Интегрированный урок (география + технология) по теме "Ландшафтный дизайн"

Разделы: География


Цель урока: создание ландшафтного дизайна , на непригодном участке для выращивания культурно- декоративных растений.

Задачи технологии:

  • формирование системы научных и практических знаний;
  • обучить технологическому подходу к работе с почвенными
  • ресурсами;
  • обучить различным агротехническим приемам;
  • создание бордюров из цветущих растений;
  • ландшафтные композиции;

Задачи географии:

  • формирование системы научных и практических знаний;
  • изучение структуры почвы своей местности;
  • изучение климата своей местности;
  • выбор растений в зависимости от времени цветения.

Оборудование: 1. План УОУ; 2. Плакаты “Дизайн на участке”; 3. Творческие работы школьников по выращиванию цветочно - декоративных культур; 4. Упаковочные пакеты семян однолетников, заготовочный материал многолетних культур;

Пояснение к уроку

Ученикам 7-х классов на период летних каникул выдается домашнее задание по ландшафтному дизайну.

Содержание домашнего задания по технологии: 1. разработать проекты клумб, бордюров, альпийских горок.

Содержание домашнего задания по географии: 1. Понаблюдать за климатом своей местности; 2. Подобрать видовой состав растений, с учетом местного климата.

Ход урока

I. Слово учителя по технологии

С вашей помощью ребята была проведена огромная работа по выравниванию грунта, эту трудоемкую работу мы проводили в течение 2- х лет с 2005 по 2007 учебные года. Зачем мы это делали? После сдачи строительства школы не был выровнен грунт, много было строительного мусора, остатки кирпича. Территория, которая отведена для УОУ была совершенно не пригодна для выращивания, как растений, так и цветочных культур, рельеф был сильно низменный. Постоянно был застой грунтовых вод, работа на участке была не возможна. Поэтому мы и решили с вашей помощью участок привести в порядок. Что мы делали? Для поднятия грунта, мы закладывали, опил, осеннюю листву, растительные остатки ( ботва) и песок.

А на выровненном грунте будем закладывать лучшие ваши проекты альпийских горок, клумб, бордюров.

Слово учителя географии

История садового искусства
Если верить Библии, первым
Садовником на Земле был Бог.
Именно он посадил сад, названный
Эдемом. Считается, что это творение
Находилось в Месопотамии.

Устройство садовых ансамблей необычайно привлекательно тем, что позволяет объединить в единое целое природный ландшафт, архитектуру зданий и малых садовых форм, обязательны и познания в ботанике - ведь сад должен радовать глаз во все времена года.

Сады Древнего мира

Полулегендарный царь Урука и герой шумерского эпоса Гильгамеш очень гордился садами своего города. В ассирийском Калахе царь Ашшурнасирпал 2 (883- 859 гг. до н. э.) приказал соорудить каналы для орошения виноградников и фруктовых деревьев,Ю росших в его роскошных владениях. Но более других знамениты висячие сады Вавилона, известные под названием сады Семирамиды. Навуходоносор 2(605- 562 гг. до н. э.) разбил их для своей жены, мидийской царевны, тосковавшей по горам и лесистым холмам родины. Греческие историки и путешественники Диодор и Страбон, описав лестничные террасы, покрытые растительностью, нарекли их одним из семи чудес света.

Греческая мифология изобилует рассказами о прекрасных оазисах. Создава сады, греки стремились не нарушать естественную гармонию природы. Римляне же в искусстве разведения садов следовали восточной традиции. В центре устраивались бассейны или прокладывались каналы, позволяющие любоваться струящейся водой. Самыми роскошными были сады персов, которые назывались парадиз - это слово во многих языках стало синонимом рая. Для таких садов обязательна была квадратная ограда.

От аскетизма Средневековья к роскоши Возрождения

Культура разведения садов в Средние века регрессирует, но не утрачивается. Монастырские сады поначалу сугубо утилитарны: огород с овощами, делянки лекарственных трав, кладбище с фруктовыми деревьями - вот все, что нужно аскетичному монаху. Но уже в садах Карла Великого появляется роза, символизирующая рыцарскую доблесть и отвагу.

Большинство садов эпохи Возрождения своей планировкой напоминают лабиринты. Большой популярностью в них пользовались шуточные фонтаны, унаследованные садово-парковой культурой более поздних эпох и хорошо известные нам по Петергофу. Приводимые в действие скрытыми гидравлическими механизмами. Они удивляли и забавляли изысканную публику, неожиданно облитую с ног до головы.

Интерес людей Ренессанса к естественно-научному знанию медицине привел к широкому распространению ботанических садов, Состоявших преимущественно из лекарственных трав. В середине XVI в. в Италии появляются один за другим сразу три таких сада: в Пизе (1543 г.), в Падусе (1545 г.), во Флоренции (1550 г.). В этот же период формируется парк как место прогулок, отдыха и развлечений широкой публики.

Французский “регулярный” парк XVII в.

Франция подарила миру совершенно оригинальный садово-парковый стиль. Например, здесь стали выращивать цветники, чего никогда не делали итальянцы. Правда, цветники эти состояли вовсе не из цветов, а из стриженного кустарника и представляли собой сочетание геометрических форм: квадратов, овалов, завитков.. Согласно замыслу, любоваться ими следовало с высоты, из дворцовых окон.

Безусловным шедевром садово-паркового искусства стал сад, созданный известнейшим садовником того времени Андре Ленотром в содружестве с архитектором Луи Лево и художником Андре Лебреном по заказу Никола Фуке, суперинтенданта финансов Людовига XIV. В основе художественного замысла парка, конечно, солнце. Все украшения зеленых кабинетов, архитектурные и скульптурные элементы посвящены солнечному божеству Аполлону. Версаль как символ торжества гармонии и власти поразил Европу. Каждый монарх мечтал создать нечто подобное. Не избежал искушения и Петр 1. Побывав во Франции, он попытался выстроить свой малый Версаль в Петергофе.

Английский “пейзажный” парк XVIII в.

Англии суждено было произвести настоящий переворот в садово-парковом искусстве. Английские художники и поэты, увлекшиеся естественной красотой “необработанной” природы, ввели в моду пейзажный парк. Первым садовником, применившим новые идеи на практике, стал Карл Бриджмен (1738 г.). Создавая частные парки Бленхейм, Клермон и Стоу, он стремился спланировать их так, чтобы гуляющий был поражен красотой внезапно открывшейся естественной перспективы, прелестью пейзажа, которого, кажется, не касалась рука человека. Задача садовника - увидеть и слегка подчеркнуть живую гармонию окружающего нас мира, выявить настроение, разлитое в природе. Тенистые аллеи, извилистые тропинки, неожиданно возникающие, полуразрушенные, необычные постройки, не закованная в правильные геометрические формы вода - таков английский пейзажный парк, завоевавший сердца многих поклонников по всему миру.

Японский сад

Возникновение культуры садоводства в Японии тесно связано с ее основными религиями - буддизмом и синтоизмом, основанными на одушевлении и обожествлении природных объектов: рек, гор, лесов. Преклонение перед природой определяет характер японского сада. В нем почти нет прямых линий симметрии, ведь строгая геометрия отсутствует в естественном пейзаже. Предпочтительные цвета - зеленый, серый, коричневый; красота неброска и не должна мешать воображению и размышлению. В японских садах не много цветов, преобладают вечнозеленые деревья и кустарники. Каждое растение подбирается заботливо итщательно, к каждому надо присмотреться, чтобы заметить его неповторимую прелесть: необычную окраску листьев, причудливую форму кроны. Декоративность коры.

Многие японские сады невелики по размерам: в малом отражается большое, в миниатюрном садике - бесконечное богатство природного мира. Традиция использования камней в японском саду берет начало в китайском натурфилосовском учение- даосизме. Расположение камней и их число соотносимы с идеей борьбы и единства двух начал: женского (темного и недоброго) – “инь” и мужского (светлого и доброго ) – “ян”. Замшевые валуны, отделенные друг от друга пространствами, засыпанными галькой, будят воображение. Дают простор фантазии, настраивают на философский лад.

Продолжение