Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Разделы: Работа с родителями


Актуальность проблемы семейного воспитания детей с нарушениями речевого развития определяется успешной работой с семьями воспитанников дошкольного образовательного учреждения.  От того, какой будет эта работа,  зависит эффективность деятельности самого дошкольного учреждения,  его материальное обеспечение и взаимодействие с семьей, заставляющая искать новые формы этой работы.

Эффективность педагогической деятельности учителя-логопеда в работе с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями будет представлена полностью, если будет решена одна из наиболее сложных проблем – устранение различия в позициях педагогов и родителей по вопросам речевого развития детей. Родители нередко самопроизвольно отстраняются от работы по исправлению речевых дефектов у детей, так как не владеют необходимыми педагогическими знаниями и умениями, как правило, они испытывают трудности от того, что не могут найти свободного времени для занятий с ребенком  дома. Кроме того, определенная часть педагогов недооценивает важность жизнедеятельности дошкольников в семье и затрудняется в исполнении этого значимого фактора в коррекционной работе. Отсутствие систематической обратной связи из семьи лишает педагогов возможности быть достаточно информированными о характере речевой деятельности детей в повседневных жизненных ситуациях.

Осознанное включение родителей в совместный с учителем–логопедом коррекционный процесс  позволяет значительно повысить эффективность работы. Создание единого пространства речевого развития ребенка невозможно, если усилия учителя-логопеда и родителей будут осуществляться независимо друг от друга и обе стороны останутся в неведении относительно своих планов и намерений.

Современная концепция дошкольного воспитания положила начало реформе дошкольного образования, в которой обозначено, что семья и ДОУ, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. В Законе РФ «Об образовании» указано, что одна из основных задач, стоящих перед детским садом, - «взаимодействие с семьей для обеспечения семейного воспитания детей с нарушениями речи.

 Н.Ф.Виноградова, Н.Г.Година, Л.В.Загик и другие отечественные педагоги  настаивали на разнообразии форм и методов работы ДОУ с родителями учителя-логопеда.

Практический опыт работы ДОУ позволяет сделать вывод о том, что современным родителям нужна постоянная помощь учителя-логопеда для решения проблем речевого развития ребенка. Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и учителя-логопеда, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Сотрудничество семьи и учителя-логопеда становится все более востребованным; педагоги ищут новые точки взаимодействия, формы работы с родителями; повышение педагогической культуры родителей – основа совершенствования полноценного развития ребенка. Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс, их заинтересованное участие в коррекционно – педагогической деятельности  важно не потому, что это хочет учитель-логопед, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.

Цель: предоставление различных содержательных и структурных вариантов взаимодействия учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

Задачи:

1. Изучить особенности педагогической наблюдательности родителей, воспитывающих детей с речевыми нарушениями.

2. Привлечь родителей к участию в педагогическом процессе в условиях логопедической группы коррекционного ДОУ.

3. Пополнить наглядно-информационный материал для родителей, направленный на развитие речи детей.

4. Систематизировать практический материал, которым могли бы воспользоваться педагоги и родители  в осуществлении работы во взаимодействии учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

Стратегия достижения поставленных целей

Педагогический проект «Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями»  рассчитан на 1 год.

Реализация проекта будет проходить в три этапа: диагностический, основной и заключительный.

1 этап.  Диагностический

Месяц

Вид деятельности

Ответственный

Сентябрь-

октябрь

Ознакомительная работа с родителями (индивидуальные беседы, консультации, родительские собрания, анкетирование)

учитель-логопед

Сентябрь

Сбор анамнестических сведений о ребенке

(диагностика, речевого развитие ребенка, беседы с родителями)

Учитель-логопед

Сентябрь

Перспективное планирование работы с детьми, воспитателями, родителями на учебный  год (составление перспективного плана коррекционной работы)

Учитель-логопед

2 этап. Основной этап

Месяц

Вид деятельности

Ответственный

Октябрь

Родительское собрание «Содержание логопедической работы с детьми старшего возраста».

-программно-методическое обеспечение логопедической работы;

-взаимодействие специалистов ДОУ в реализации содержания коррекционно – развивающего обучения;

-особенность работы учителя-логопеда в старшей группе;

-особенности работы воспитателя в логопедической группе с детьми старшего возраста;

-рекомендации педагога -психолога и учителя-логопеда родителей. 

Зам.заведующей

Учитель-логопед

Педагог-психолог

Ноябрь

Круглый стол для родителей «Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста».

-результаты работы ПМПК, комплектование группы;

-психологические особенности детей с недостатками речи;

-причины и характеристика речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста;

-единство требований детского сада и семьи.

Заведующая

Педагог-психолог

Учитель-логопед

Декабрь

Семинар-практикум для родителей и воспитателей «Эффективные способы развития речи детей старшего дошкольного возраста».

-формирование речи у детей старшего дошкольного возраста (объем словаря, словообразование, связная речь);

-взаимосвязь в развитии тонкой моторики рук и речевой функции;

-обучающий практикум: «Использование нетрадиционных методов и приемов для развития речи детей»:

-пальчиковый игротренинг;

-обсуждение, обмен мнениями.

Старший воспитатель

Учитель-логопед

воспитатель

Январь

Консультация для родителей  «Рекомендации по развитию мелкой моторики пальцев рук»

-виды детской деятельности, направленные на развития мелкой моторики пальцев рук;

- рекомендации родителям по развитию мелкой моторики рук  детей 5-6 лет;

-советы родителям,  имеющих леворуких  детей;

Учитель-логопед

воспитатель

Февраль

Круглый стол  для родителей «Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями».

-специфические детские виды деятельности и их влияние на психическое развитие дошкольников;

-развитие восприятия дошкольников с помощью познавательных игр;

-развитие художественно творческих способностей у дошкольников средствами продуктивной деятельности;

-выставка детских работ;

-обсуждение, обмен мнениями.

Педагог –психолог

Учитель-логопед

Преподаватель ИЗО

Март

Семинар – практикум для родителей  «Домашняя игротека»

-игра – основной вид деятельности ребенка; 

-классификация детских  игр;

-рекомендации родителям по организации игрового пространства в семье.

Учитель-логопед

воспитатель

Апрель

Родительское собрание «Подготовка к школе детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи».

-психологическая готовность ребенка к школе;

-предупреждение дисграфии и дислексии у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями;

-формирование графических навыков и умений –эффективная подготовка руки ребенка к письму;

-проблемная ситуация: «Я считаю, что мой ребенок готов (не готов)к школе, потому что…»

Педагог-психолог

Учитель-логопед

Воспитатель  .

3 этап. Заключительный этап

Месяц

Вид деятельности

Ответственный

Апрель

Опрос и анкетирование педагогов и родителей, обследование детей, проведение ПМПК

Учитель-логопед

 Май

Круглый стол для родителей и воспитателей по результатам проделанной работы за учебный год.

- отчет учителя-логопеда по коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста , результаты обследования детей на конец учебного года;

-тест для родителей «Как вы оцениваете коррекционно-педагогическую деятельность ДОУ»;

-рекомендации для родителей по работе с детьми на лето.

Учитель-логопед

Воспитатели

Ожидаемые результаты

При реализации проекта «Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями» мы рассчитываем получить следующие результаты: будет решена одна из наиболее сложных проблем – проблема различия в позициях педагогов и родителей по преодолению речевых нарушений детей. Родители перестанут отстраняться от работы по исправлению речевых дефектов у детей, т.к. овладеют необходимыми педагогическими знаниями, умениями  и навыками. Они преодолеют возникающие определенные трудности в организации взаимодействия со своим ребенком.

Осознанное включение родителей в совместный с учителем–логопедом коррекционный процесс позволит значительно повысить эффективность совместной работы. Возникнет понимание того, что создание единого речевого пространства развития ребенка возможно при  условии тесного сотрудничества учителя-логопеда и родителей.

Используемая литература

1. Закон РФ «Об образовании». М., 2008.

2. Бачина О.В., Самородова Л.Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. М., 2009.

3. Каше Г.А., Филичева Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи. М., 1978.

4. Козина И.Б., Формирование мотивации к коррекционным занятиям у дошкольников // Дефектология. 1997. № 5.

5. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. М., 2007.

6. Перчаткина Е. Сотрудничество логопеда и родителей // Дошкольное воспитание. 1998г. № 11, с.47-49.

7. Степанова О.А.Организация логопедической работы в ДОУ. М., 2007.

Приложения

1. Анкета для родителей, имеющих детей с речевыми нарушениями (ознакомительная).

2. Анкета для родителей, имеющих детей с речевыми нарушениями.

3. Методические рекомендации учителя-логопеда родителям, имеющих детей с речевыми нарушениями.

4. Инструкция по работе с индивидуальными тетрадями детей.

5. Инструкция по работе с тематическими карточками учителя-логопеда (рекомендации для родителей).

6. Перспективный  тематический   план (старшая  группа).

7. Рекомендации для родителей.