Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Активизация познавательной деятельности обучающихся через работу с текстом на уроках русского языка

Разделы: Преподавание русского языка


Презентация№1. Используя в своей педагогической практике различные методы и приемы, формы, особо выделяю работу с текстом, т.к. это позволяет комплексно подходить к обучению учащихся, развитию основных видов речевой деятельности, творческих способностей. Такая работа является одним из средств, активизирующих их познавательную деятельность.

В истории методической науки и школьной практике накоплен большой опыт использования текста при изучении языковых единиц различного уровня. Как правило, текст является дидактическим материалом, иллюстрирующим особенности употребления изученных единиц.

Приложение №1.

В настоящее время, когда актуализировалась проблема развития речи школьников, работа с текстом в процессе изучения основного программного материала требует новых подходов, более глубокого осмысления. Речевая деятельность предполагает умение создавать и понимать тексты. Текст выполняет особую (по сравнению с другими единицами), только ему присущую функцию: обеспечение коммуникации в процессе жизнедеятельности людей.

Текст как особая единица обладает необходимыми для реализации этой функции свойствами (информативность, содержательная и смысловая цельность, связность, композиционная завершенность). Поэтому, чтобы создать текст, отвечающий условиям и задачам общения, необходимо реализовать названные категории в процессе осознанного отбора единиц языка.

Приложение №2.

Текст представляет собой такую структуру, в рамках которой объединяются все элементы языка, все его единицы. Поэтому, изучая различные единицы языка, раскрываю их свойства и функциональные возможности с помощью текста, на текстовой основе.

Чтобы содержание текста было адекватно его замыслу, чтобы оно было коммуникативно значимым, необходимо излагать информацию точно, полно, последовательно, связно, в соответствующей композиционной форме, соблюдать правила построения текстов различных жанров, знать способы оформления зачинов и концовок, перехода от одной части к другой, средства связи предложений и частей текста, т.е. уметь сделать высказывание связным и композиционно завершенным.

Все названные качества текста усваиваются в процессе чтения и анализа текстов. Читая и анализируя образцы, учащиеся осознают, какие средства языка позволяют добиться нужных качеств текста, какую роль в нем играет изучаемое понятие. Приложение №3.

На всех этапах изучения текст связывает всю работу по усвоению грамматических понятий, придает ей коммуникативную направленность, обеспечивает формирование у школьников речевых умений в естественных условиях – в условиях анализа, интерпретации, продуцирования высказываний различного характера. Приложение №4.

На каждом уроке текст занимает особое место. Это и при коллективной работе, индивидуальной, по группам или в парах.

Часто использую карточки с текстом, игру “Кубики” (деформированный текст), рисунки ребят, по которым они самостоятельно составляют текст. Приложение №5.

Игра помогает накопить опыт для создания собственных высказываний, расширяет кругозор, учит полнее воспринимать особенности слога писателя.

В основе нашей работы по воспитанию интереса к предмету лежит постоянное внимание к изобразительным возможностям русского языка, к тем его достоинствам, которые делают русский язык одним из самых выразительных, богатых и красивых языков мира. Красота и богатство русского языка в полной мере раскрывается лишь в процессе повседневной и кропотливой работы на каждом уроке, цель которой – пробудить интерес к слову.

Считаю, что активизировать внимание, интерес учащихся к языку, можно, соединив изучение русского языка и литературы. В методической литературе такие уроки называются уроками словесности. К ним учащиеся серьезно готовятся. Подготовка ведется и дома при выполнении индивидуальных заданий исследовательского характера. Так, после изучения темы “Лексика” в 5 классе провожу урок “Изобразительно-выразительные средства языка” (эпитет, сравнение, метафора). Приложение №6. А после изучения темы “Предложение” - “Олицетворение как выразительное средство языка”. Перед этим уроком - урок- концерт “Родная природа в произведениях поэтов 19века”. После урока “Язык басен Крылова” - урок “Я сочиняю басню”. Работа над сочинением басни начинается в классе, а заканчивается дома. Свою басню ребята иллюстрируют.

Одной из реальных возможностей усилить речевую направленность уроков русского языка является широкое и систематическое использование творческих работ малой формы: изложений- миниатюр, сочинений- миниатюр.

Под изложением- миниатюрой понимается такой вид работы, в основе которого лежит воспроизведение исходного текста малого объема, малой формы. Для изложений- миниатюр в зависимости от класса подбираю тексты объемом от 35 до 110 слов; это могут быть тексты любого типа и стиля речи. Обычно на изложение малого объема отводится от 8 до 20 минут урока. Как и изложение полного объема, изложения- миниатюры могут быть подробными и сжатыми: полными, выборочными, с дополнительными заданиями различного характера.

Использование мини-изложений (наряду с сочинениями-миниатюрами, свободными диктантами) позволяет включить текст как речевое произведение в уроки, на которых изучаются строевые единицы языка, и показывать функционирование единиц разных уровней в тексте, и также тренировать обучающихся в их употреблении.

Основное назначение изложений- миниатюр (как и изложений полного объема) – формирование коммуникативно-речевых умений. Например, мини-изложение используется для отработки умения определять тему и основную мысль текста, подбирать заголовок, выделять микротемы текста и составлять план, редактировать текст и т.д. Обычно изложение используется для решения нескольких задач, хотя какая- то одна всегда выступает на первый план.

Изложение-миниатюру использую на этапе подготовки к предстоящему изложению полного объема. В этом случае в качестве исходного текста для изложения малой формы беру фрагмент из текста будущего изложения. Это та микротема, понимание и воспроизведение которой вызывает у детей затруднение со стороны структуры, языкового оформления. Это может быть также та часть исходного текста, изобразительно - выразительные средства которой важны для передачи основной мысли текста, для обогащения речи детей. Приложение №7.

В школьной практике часто используются изложения с различными дополнительными заданиями (лексическими, грамматическими, стилистическими и др.) Приложение№8.

Традиционно основу дидактического материала на уроках развития речи составляют тексты художественного и публицистического стилей. Такие тексты заключают в себя, кроме внешнего, содержательного плана, план внутренний, глубинный, выявляющий смысл текста (его идею, авторскую оценку). Наличие этого второго плана приводит читателя к размышлениям, к возможности сотворчества, к интерпретированию текста.

Такие задания направлены на обучение школьников толкованию текста в целом или отдельных его элементов, отдельных сторон (сюжета, композиции, характеров героев, их поступ