Урок чтения в 9-м классе по теме «М.Горький. "Песня о Соколе"»

Разделы: Литература


Концептуальная цель: развитие эмоционально-волевой сферы.

Тема: «В жизни всегда есть место подвигу» (по произведению М.Горького «Песня о Соколе» (3 урок).

Цель: развитие чувства ответственности, точности и ясности речи.

Задачи:

  • Учить сопоставлять и осмысливать поступки героев, мотивы их поведения
  • Учить оценивать поступки героев, обосновывая свое мнение через работу с текстом, в беседе
  • Выявить в совместной деятельности авторскую позицию, основную идею произведения.

Проблема: непонимание предназначения человека в мире.

Проблемный вопрос: зачем человеку жизнь? В чем смысл человеческой жизни?

Тезис: «Есть только две формы жизни: гниение и горение. Трусливые и жадные изберут первую, мужественные и щедрые – вторую» (М.Горький «Часы»)

Оборудование: Презентация PowerPoint, карточки с высказываниями, карточками с чертами характера.

Этапы урока

Ход урока

Презентация
(№ слайда)

Организация класса    
Вступительное слово учителя – Ребята, послушайте, пожалуйста, высказывание скажите, как вы его понимаете: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради Бога, размышляйте. И хотя криво, да сами»
(Дети высказывают свое понимание цитаты Дж. Лессинга)
– Скажите, легко ли размышлять?
– Сегодня на уроке я предлагаю вам поразмышлять о  судьбе героев произведения М.Горького, себе, своей жизни, а также попытаться понять, в чем смысл жизни.

№1

 

№2

Проверка домашнего задания – Посмотрите на доску. Вы видите иллюстрации к произведению «Песня о соколе».
– Расположите их в нужной последовательности.
– Давайте вспомним содержание произведения. Для этого я предлагаю вам выбрать одну из иллюстраций и рассказать о том, какой момент на ней изображен.

 

Работа над произведением

1. Характеристика героев

 

2. Выступления учащихся

– Как мы с вами выяснили, главные герои произведения – Уж и Сокол.
– Я предлагаю вам поработать в группах и дать им характеристику по плану (1 группа работает с образом Ужа, 2 – с образом Сокола):
  1. Характер (Детям раздаются карточки с чертами характера. Они должны отобрать те, которые  подходят данному герою – Приложение 1).
  2.  Речь
  3. Среда обитания
  4. Природные стихии
  5. Музыкальный образ (учащиеся слушают музыкальные фрагменты и подбирают подходящий) 
  6. Отношение к жизни, смысл существования

(При работе в группах дети используют текст. Учитель оказывает индивидуальную помощь)

№3

3. Работа над идеей произведения – В чем правда жизни для Ужа? Для Сокола?
– Почему герои выбрали себе совершенно разную жизнь?
– Уж и Сокол – это не имена собственные, но в произведении они пишутся с большой буквы. Почему?
– Кого имел в виду автор, описывая персонажей?
 
4. Работа над проблемным вопросом – Прочитайте  еще раз, в чем смысл жизни Ужа и в чем видит смысл жизни Сокол.
– В чем же смысл человеческой жизни?
– Для того, чтобы сформулировать варианты ответов, я предлагаю вам поработать с высказываниями известных людей.
(Учащимся раздаются карточки с высказываниями – Приложение 2. Дети зачитывают их вслух, объясняют, как они их понимают)
– В каждом высказывании подчеркните самые важные слова, которые отражают его суть.
– Давайте сделаем вывод, в чем же может быть смысл жизни. Для этого мы сформулируем высказывания в виде суждений:
  • живем, чтобы быть успешными в делах, семье
  • живем, чтобы нести ответственность за себя, за других
  • живем, чтобы найти себя
  • живем, чтобы жить
  •   живем, чтобы действовать
  • живем, чтобы работать
  • живем, чтобы быть счастливыми

– А какое высказывание  ближе вам? Почему?

№4

 

 

 

№5

Авторская позиция – Вернемся к нашим персонажам Ужу и Соколу.
– Чья жизнь ближе вам: Ужа или Сокола? Почему?
– А чью сторону принимает автор? С чем это связано? Вспомните его биографию, то, в какое время он жил.

Вывод: в жизни бывают разные ситуации. Порой мы ведем себя, как ужи, иногда – как соколы.
Максим Горький жил в то время, когда в стране была революция, шли тяжелые бои, восстанавливали хозяйство. И если бы люди вели как ужи, возможно мы жили бы совсем по – другому. И, возможно, если бы не люди – соколы, которые умирали, чтобы доказать, что не надо опускать руки, надо бороться, стараться изменить жизнь к лучшему, у нас не было бы ни бесплатных учебников, ни бесплатных больниц.
Но это не значит, что все сразу должны стать соколами сейчас.
Можно быть обыкновенным, но помнить – что мы – люди и должны ими оставаться.

 
Работа с примерами из жизни – Скажите, пожалуйста, может ли среда, в которой живет человек, удары судьбы повлиять на его дальнейшую жизнь? Как люди могут повести себя, если вдруг случить горе? (некоторые начинают бороться, иные – деградируют)
– От кого это зависит?
– Закройте глаза и послушайте отрывок из музыкального произведения (звучит отрывок произведения Баха)
– Кто знает его название?
– Кто его написал?
– Послушайте отрывок из песни (звучит песня в исполнении Дианы Гурцкой)
– Кто его исполняет?
– Что может объединять двух этих людей, которые в общем – то совершенно разные? 

№6

Работа с текстом – Найдите в тексте заключительные слова  «Безумству храбрых….» Прочитайте их про себя. Какое слово повторяется несколько раз?
– Поему в песне прославляется безумство? Какой смысл вкладывает автор в это слово?
– В чем мудрость безумства?
 
Работа с высказыванием М.Горького – Посмотрите на слайд. Прочитайте высказывание М.Горького. Как вы его понимаете? Согласны ли вы с автором. Если да, то в чем?

№7

Итог по уроку, д/задание – Ребята, я очень благодарна вам за сегодняшний урок. Но мне бы хотелось, чтобы вы продолжили размышления о теме, затронутой на уроке. Поэтому желающим помимо основного д/задания  (выучить отрывок)предлагаю написать сочинение

№8

Рефлексия – Ответьте, пожалуйста, на вопрос «С каким чувством вы уходите сегодня с урока?»