Творческий проект: "Кожаный жилет"

Разделы: Внеклассная работа


План выполнения проекта

I. Выбор и обоснование проблемы.

“Цивилизация будущего – экологическая цивилизации”

Одной из глобальных проблем нашей цивилизации является загрязнение, разрушение природной среды, превратились в мировой процесс, что приводит к кардинальным изменениям во многих областях человеческой деятельности.

Одной из причин экологического кризиса является неумеренное потребление "цивилизованного" человека. Важнейшим направлением экологизации современного общества – экологизация потребления, означающая разумное сокращение потребления, распространение норм экологически правильного потребления. Снизить объем потребления можно путем продления срока пользования изделиями, достижения оптимального соотношения затрат на производство вещи и срока ее пользования, отказа от вещей одноразового пользования (там, где это разумно и обосновано), оказывания предпочтения доброкачественным вещам длительного пользования.

Например, некоторые проблемы экологизации потребления можно решить: путем вторичного использования сырья, который является сегодня самым популярным способом решения проблемы загрязнения окружающей среды.

В данной работе я попытаюсь доказать, что старые кожаные вещи могут продолжить свое служение человеку в новом качестве.

Натуральные кожи подвергаются химической обработке: в связи сокращением продолжительности модных циклов изделия быстро выходят из моды и накапливаются в домах. Искусственная кожа не подвержена естественным процессам разложения в природе, что наносит вред окружающей среде. Одним из решений этой проблемы может быть вторичное использование сырья для изготовления изделий потребительских нужд, которые послужат людям еще много времени и принесут пользу.

Таким образом, мы решили из кожаной куртки, вышедшей из моды смастерить кожаный жилет, который можно носить в школу. Каждому хочется иметь красивую удобную вещь, выполненную своими руками. Техника выполнения проста: обвязать лоскутки кожи крючком и соединить их в готовое изделие.

II. Целью проекта является исследование возможностей применения вторичного использования кожаных изделий.

В достижении этой цели поставлены следующие задачи:

  • выполнить изделие как пример решения проблемы;
  • изучить соответствующие литературные источники по данной теме;
  • применить эргономический аспект в конструировании и изготовлении жилета
  • использовать пряжу для соединения деталей, декорирования изделия.

III. Исторические данные

Обработка кожи, пожалуй, одно из древнейших ремесел на земле. Из кожи изготавливали практически все. Древние люди использовали для защиты ног примитивную обувь: обматывали

ноги кусками шкур животных и закрепляли кожаными полосками или жилами. Самой первой обувью человека были сандалии, которые вместо подошвы имели дощечку, привязанную к стопе кожаными ремешками.

Одежду, как и обувь, делали из шкур и кож с доисторических времен. Наверное, все народы Земли занимались кожевничеством, ведь в древности кожа была самым доступным материалом. Прясть и ткать человечество научилось гораздо позднее. Угры (группа финских народностей – ср.: финно-угорская языковая группа) шили сапоги из кожи птиц с оперением; многие племена украшали кожаную одежду и обувь вышивками шелком и золотом, драгоценными камнями, росписью, жемчугом. Индейцы закрывали швы на кожаной одежде полосками из цветных колючих чешуек рыб, чтобы швы не пропускали влагу. Из мягкой кожи изготавливали емкости для жидкостей и сыпучих веществ, ведра для воды, бурдюки; из жесткой кожи – тарелки, блюда. Первые веревки плели из тонких кожаных ремешков, они получались прочными и длинными. В Египте такими веревками даже связывали строительные леса. Народы Севера изготавливали из кожи не только одежду и обувь, но и жилища: чумы, шатры. Изделия из кожи особенно удобны для кочевых племен, так как они легки, посуда из кожи не бьется, шатры легко складываются, занимают мало места. Упряжь для вьючных и верховых животных, колчаны для стрел, щиты из кожи с нашитыми металлическими бляшками, мячи, ковры, подушки, музыкальные инструменты, сумки, ремни, пояса, разнообразные футляры – это далеко не полный перечень изделий из кожи. Эскимосы делали лодки, натягивая на каркас кожу или шкуры животных. Ассирийцы строили плоты из надутых бараньих шкур.

Для славян кожевничество тоже было старейшим промыслом. Уже в VI-VII веках на Руси были известны различные способы выделки и обработки кож. Особенно развилась художественная обработка кожи на Севере и в Центральной России. Так, например, в городе Торжке выделывали разноцветный сафьян, изготавливали из него вышитые серебром, золотом, шелками подушки, пояса, кошельки, кисеты, обувь. До Первой мировой войны из России экспортировали эти предметы, а также некоторые виды кож, превосходившие по своим качествам европейские аналоги.

Еще следует обязательно отметить широкое использование кожи в книгопечатании. Долгое время книги писали на пергаменте – высушенной на раме телячьей коже. Кроме того, из кожи делали сами книжные переплеты.

В наше время изделия из натуральной кожи пользуются большим спросом, несмотря на их высокую цену.

Кожа – один из первых материалов, освоенных человеком. Невозможно найти область, в которой люди не использовали бы кожу. Такое широкое использование кожи в быту произошло благодаря совершенствованию методов обработки кож: от примитивного дубления путем втирания натуральных жиров в сырую шкуру (с последующим ее разминанием) или дубления растительными отварами, содержащими танин, к дублению алюминиевыми квасцами в сочетании с поваренной солью.

Эти древние способы дубления шкур используются и по сей день. Изменились технологии, но способы те же: жировое, растительное, хромовое с использованием солей хрома или алюминия. Благодаря развитию науки, в частности органической химии, появилось синтетическое дубление, в котором применяются продукты сложного органического синтеза.

После дубления шкуры прожировывают, так как в процессе дубления собственные жиры вымываются и шкура становится жесткой, а затем разминают, разглаживают и подвергают окраске или отбеливанию. Качество кожи определяет вид мереи – это тонкая блестящая пленка на поверхности кожи с естественным точечным рисунком, зависящим от расположения волосяных луковиц. По мереи можно определить, из шкуры какого животного выделанная кожа. Изнаночная сторона выдубленной кожи называется бахтармой.

Характер кожи на различных участках тела животного также отличается по качеству: наиболее плотная и толстая на спине – черпак, немного тоньше на шее – вороток; кожа на брюхе наиболее мягкая, рыхлая, с крупной мереей – полы.

Наиболее широко используются шкуры крупного рогатого скота. Это прочный материал с красивой мереей.

Из козьих шкур вырабатывают тонкую мягкую кожу с мелким волнообразным рисунком мереи. Шкуры овец реже идут на изготовление кож. Чаще их используют как меховое сырье. Кожа получается мягкая, тонкая с мелким рельефным рисунком. Свиные кожи имеют своеобразный рисунок мереи с большими порами, расположенными треугольником по три (следы сорочьих лапок). Структура свиных кож пористая и мягкая..

Кроме того, путем специальной обработки из шкур получают замшу, велюр, спилок, лаковую кожу. Замша получается из шкур оленей, лосей, диких коз, телят, овец.

Эта кожа имеет густой, невысокий ворс, она легкая, мягкая, сильно растягивается. Велюр изготавливается из кож, которые на лицевой стороне имеют пороки. Поэтому с бахтармяной стороны их отшлифовывают, и они приобретают вид замши. Для получения лаковой кожи на шкуры наносят лаковую пленку.

Спилок – это слой кожи, отделенный на двоильной машине. У спилка бахтармяная поверхность с двух сторон. Так как при его изготовлении нарушена внутренняя структура кожи, он непрочен и жесток.

Для бижутерии хороша мягкая, эластичная кожа, которая передаст до мельчайших деталей тонкий орнамент.

Сумки, как правило, шьют из плотной жесткой кожи.

На первых порах, на этапе проб и ошибок, пригодится старая кожа из кожаных сапог, курток, сумок.

Материаловедение.

Кожа – прекрасный материал для поделок, аксессуаров, предметов украшения, изделий декоративно-прикладного творчества. Этот материал пластичен, послушен и достаточно прочен. В то же время кожевенное сырье – материал дефицитный, дорогой, поэтому относиться к нему надо особенно бережно. По статистике только в нашей стране ежегодно раскупается от 75 до 80 миллионов пар женских сапожек из натуральной кожи, сотнями тысяч изделий верхней одежды из кожи носится с удовольствием, как женщинами, так и мужчинами. Есть в нашем обиходе и кожаные сумки, портфели, ремни, перчатки. Что же с ними со всеми делать, когда они отслужили свое, вышли из моды, выросли из них? Проще, конечно, выбросить. Но если хорошо подумать, вторая жизнь всех этих вещей может оказаться достаточно интересной, достойной и разнообразной. Ведь кожа сейчас – один из самых модных материалов. Если обратиться к прошлому, то оказывается, наши предки были бережливее нас: заказывали к послужившим сапогам новые головки (теперь они называются союзками). А сколько может “жить” кожа? Два, три, пять, десять лет? На Алтае археологи нашли изящные изделия из кожи и замши – сумки, чехлы, украшения. Они хорошо сохранились, хотя были сделаны около 2500 лет назад.

Современная кожевенная промышленность выросла из традиционных народных приемов, в которых использовались доступные природные средства. Еще в средние века кожевенники при дублении использовали дубовую кору, желуди, кору каштанов, ивы, сосны, ели. Всегда славились художественными изделиями из кожи и меха народы Севера. Для получения красивых цветовых оттенков кожи народные мастерицы Чукотки, Эвенкии и Камчатки использовали настои коры ольхи с добавлением квасцов, местных минералов, щелока (измельченное хозяйственное мыло), сажи, жира. Для получения светло-коричневого оттенка северные народы использовали и кору лиственницы. Жители Таймыра – нганасаны – черную кожу получали с помощью графита, красную – с охры или сурика.

На качество кожи влияют многие факторы: возраст и пол животных, условия их содержания, выделка шкур. В зависимости от возраста животных различают несколько видов кож: выпарка – кожица неродившегося животного; опоек – кожа новорожденного; выросток – кожа трехмесячного животного на растительном вскармливании; неблюй – кожа шестимесячного животного; полукожник – кожа однолетнего животного, шкура полного развеса – кожа крупного рогатого скота.

Различают кожу и по качеству выделки. Сафьян и марокен вырабатываются из слабо прожированной козлины. Шагрень – мягкая шероховатая козлина или овчина.

Существуют разновидности кожи и по виду сырья: лайка – тонкая эластичная кожица из выпарки или опойка; шеврет получают из овчины; шевро – вырабатывается из козлины. .

Велюр – кожа хромого дубления, отшлифованная с верхней стороны кожи. Замою – кожа жирового дубления натурального цвета: от светло-золотистого до коричневого. Вырабатывается из шкур лося, дикой козы и слепы. Лицевая сторона имеет большие поры. Это кожа легкая, мягкая, сильно растягивается. Замша – кожа жирового дубления из шкур телят, коз, оленей и др. Замша мягкая, имеет низкий блестящий ворс, хорошо растягивается. Спилок – отдаленный на двоильной машине от натуральной замши слой. Лицевая поверхность кожаных изделий обычно гладкая и блестящая, потому что покрыта нитрокраской, т. е. аппретирована. Лицевую сторону кожи называют “лицом”, а изнаночную – “бахтармой”.

IV. Схема обдумывания

Обдумывая план работы, составлена схема (Приложение 1), в которую включены необходимые факторы.

Для того, чтобы выполнить проект, были рассмотрены варианты возможного применения старых изделий из кожи, а также определены требования к изделию, какие инструменты понадобятся для работы, основные технологические операции по изготовлению изделий.

V. Требования к изделию

Перечень элементов Комментарии
Назначение изделия Для повседневной носки
Конечный пользователь Любой человек
Материал Вторичное использование материала
Способ производства Ручная работа с использованием инструментов
Внешний вид Оригинальный, привлекательный, красивый
Стоимость Небольшая
Экологический фактор Максимальный срок эксплуатации изделия, использование вторичного сырья
Человеческий фактор Изделие благоприятно воздействует на психику человека, передает удовлетворение, вызывает положительные эмоции поднимает самооценку

VI. Инструменты и материалы для работы

  1. Большие и маленькие ножницы – для нарезания кожи, картона. Главное требование к ним – они должны быть острыми.
  2. Пробойники круглые – для перфорации под оплетку диаметром 3мм.
  3. Крючок для вязания предназначен для обвязывания деталей жилета.
  4. Нитки прочные: армированные с лавсаном, крученый шелк, толстый капрон.

VII. Подготовка кожи к работе

Старые вещи аккуратно распороть, удалить нитки. Кусочки кожи промыть в теплой воде (30-40). Наиболее загрязненные места слегка потереть губкой с добавлением “Детского” мыла, затем тщательно прополоскать в воде с добавлением уксуса и соли (на 1 литр теплой воды 1 стакан 9%-го уксуса и 50грамм соли).После стирки влажную кожу растянуть на листе толстой фанеры бахтармой вверх. По периметру куска, максимально близко к краю, с небольшим наклоном вбить маленькие гвоздики на расстоянии приблизительно 1,5-2см друг от друга. Сушить кожу вдали от нагревательных приборов.. Чуть влажную кожу слегка пропитывают касторовым маслом, в которое добавляется немного нашатырного спирта. Высушенную кожу размять руками или прокатать через край стола. Затем можно прогладить ее на стопке газет через влажную тряпочку утюгом на минимальном нагреве.

Окончательная обработка изделия

Навести блеск. Для этого нужно использовать различные кремы для обуви, цветные и бесцветные, на жировой и восковой основе, а также средства по уходу за кожей с силиконом, краски для кожи. Нанесите средство на изделие тонким равномерным слоем при помощи губки. Дайте подсохнуть, а затем отполируйте: гладкую кожу – бархоткой, а кожу с естественной мереей – мягкой щеткой. В этом случае блеск получится равномерный.

Разметка и раскрой

Прежде чем начать выкраивать детали будущей вещи, необходимо представить ее в готовом виде, причем представить в самых мельчайших подробностях. Поэтому необходимо начать с эскиза. При прорисовке деталей четко вырисовываются форма и декор. Снять мерки.

По готовой выкройке изготовить шаблон из плотного картона. Затем на раскройной доске разложите кожу и при помощи мелка или ручки перенести выкройку.

По обведенному контуру детали выкраивают. Тонкие кожи удобнее резать ножницами, причем движение руки должно быть плавным и твердым. Перфорирование произвести с помощью пробойника.

VIII. Экономический расчет

В процессе работы я выполнила экономический расчет и пришла к выводу, что выполненные изделия потребуют небольших материальных затрат.

Материал Цена Затраты
Кожа Вторичное сырье
Картон б/у
Пробойники были
Крючок для вязания был
Нитки прочные были

Вывод: расчеты показали материальные затраты минимальные, что отвечает требованию потребителя, экономически выгодно для изготовления изделия своими руками, т. к. в несколько раз дешевле аналогичных изделий на рынке.

Технологические операции по выполнению изделия (Приложение 2)

Последовательность выполнения работы (Приложение 3)

  1. Выполнение эскиза.
  2. Изготовление шаблона
  3. Разметка и раскрой деталей.
  4. Перфорирование
  5. Обвязывание деталей крючком цепочкой из воздушных петель.
  6. Сборка деталей цепочкой воздушных петель
  7. Декорирование.

Основы вязания крючком

Цепочка служит начальным рядом вязания. На конце крючка надо сделать петлю. Для этого введите крючок под рабочую нить, лежащую на указательном пальце левой руки, слева направо и поверните его вместе с нитью: на крючке образуется петля, а под ним перехлест. Слегка растяните петлю и прижмите перехлест большим пальцем левой руки к указательному. Слева введите крючок под рабочую нить и, захватив ее, протяните в образовавшуюся петлю. Так повторяйте до тех пор, пока не свяжете цепочку нужной длины. Вяжите медленно и аккуратно. Если она получилась неровная, не ленитесь, распустите и перевяжите. Ведь от того, какая будет цепочка, во многом зависит красота всей работы.

X. Правила поведения в процессе трудовой деятельности :

  1. Выполнять порученную работу только в местах, отведенных для труда.
  2. В соответствии с полученным заданием подготовить свое рабочее место; аккуратно, удобно расположить нужные материалы и инструменты, убедиться в их исправности.
  3. В процессе труда постоянно поддерживать порядок на своем рабочем месте.
  4. Использовать оборудование и инструменты только по их прямому назначению.
  5. Работать внимательно, не отвлекаясь, не ходить с инструментами в руках и не мешать другим детям.
  6. В процессе работы ножницы класть на подставку сомкнутыми концами от себя.
  7. Рабочее место привести в порядок с помощью влажной ветоши, не сдувать мусор и не смахивать Крючки и другие приспособления должны быть хорошо отшлифованы, хранить их надо в специальных футлярах.
  8. Нельзя делать резких движений рукой с крючком в направлении рядом сидящего человека.
  9. Ножницы должны лежать с сомкнутыми лезвиями, передавать их следует кольцами вперед.
  10. Влажно-тепловую обработку изделий проводить на гладильной доске или специально оборудованном столе исправным утюгом.
  11. В случае даже незначительного ранения, ушиба, ссадин немедленно обратиться к педагогу.

Выводы

Творческие работы востребованы в обществе, они стимулируют познавательную активность, повышают интерес к декоративно-прикладному искусству, воспитывают эстетическое восприятие. Изделия, выполненные своими руками поднимают самооценку, настроение. Попробуйте и вы, у вас получится.

Список литературы

  1. Голубинцева Е. Подарки из кожи: Украшения и аксессуары. – М.: Изд-во “ЭКСМО”; СПб.: Валерии СПД, 2002. – 128 с., Ил. (Серия “Академия “Умелые руки””).
  2. Котова Т. Стильные штучки из кожи и ткани. Изд.: АТС – Пресс Книга. 2006 г. – 120 стр.