Лабораторная работа "Внешнее строение насекомого"

Разделы: Биология


Вид урока: комбинированный урок. Лабораторная работа “Внешнее строение насекомого”.

Элементы ОМСО, изучаемые на уроке.

  • Знать: особенности организации насекомых; многообразие видов насекомых; распространение; заселение всех основных средств обитания;
  • Уметь: узнавать изученных животных (насекомых) на таблицах, рисунках; сравнивать их между собой; выявлять черты приспособленности к среде обитания.

Элементы содержания образования повышенного уровня.

  • Знать: усложнение мышечной системы – высокую степень ее дифференциации и специализации и ее значение; усложнение пищеварительной и выделительной систем.
  • Уметь: доказывать более высокую степень организации насекомых; устанавливать связи между строением и функциями систем; обобщать; делать выводы; решать проблемные вопросы.

Формы контроля:

  • Биологический диктант: гемолимфа, мальпигиевы сосуды, фасеточные глаза, надглоточный узел, ...
  • Работа с таблицей. Закончить таблицу по сравнению классов Ракообразных, Паукообразных, Насекомых. Сделать выводы.
  • Отчет по лабораторной работе с биологическим рисунком.

Оснащенность урока: коллекции насекомых; таблицы с изображением строения насекомого; рисунки из книг; крупные жуки и другие насекомые; лупы; препаровальные иглы; микропрепараты ротовых аппаратов насекомых; микроскоп; презентация.

Изучение нового материала

Рядом с нами живет мир существ, так мало похожих на нас своим строением и образом жизни, что их можно легко принять за жителей другой планеты. Эти удивительные существа – насекомые.

У нас четыре конечности – у них шесть. У нас два глаза, а у них бывает и два, и четыре, и пять, и десять. У нас орган слуха – уши на голове, а у насекомых могут быть в любом месте: у кузнечиков, например, в ноге. Наши органы вкуса – вкусовые сосочки – помещаются на языке, а у бабочек и мух на передних лапках. Мы обоняем носом, а насекомые усиками. Насекомые видят иначе, не так, как мы. Им “видны” ультрафиолетовые лучи. Они слышат ультразвуки. Обоняние и вкус у них тоньше нашего. Пчела за несколько километров отыскивает по запаху медоносное растение. Бабочки способны обнаружить концентрацию сахара в одну двенадцатитысячную, а мы различаем вкус сахара при концентрации в одну пятидесятую. Значит, у бабочек орган вкуса в двести сорок раз чувствительнее, чем у человека. У нас пять чувств: зрение, слух, обоняние, вкус и осязание. А у насекомых их больше: есть у них чувство ориентировки в пространстве, есть чувство времени. Есть указания, что насекомые воспринимают магнитное поле и его направление. Но это еще не все отличия. -

У нас постоянная температура тела – около 37 °С. У насекомых же температура тела равна температуре окружающей среды. Вот почему они так боятся холода. Насекомые – настоящие дети солнца. Если солнце греет – они деятельны и подвижны. Но стоит потянуть холодку, как их движения делаются вялыми. Еще ниже температура – и они засыпают. А в жару их мышцы могут сокращаться с удивительной быстротой.

На нашей планете свыше миллиона различных насекомых. Есть полезные и есть вредные (по отношению к человеку), есть красивые и есть безобразные, но все очень интересны, о всех хочется знать как можно больше. В их жизни, в строении их тела еще много загадочного.

– Как вы думаете, почему насекомые получили свое название?

Их тело как бы рассечено на голову, грудь и брюшко, а последнее имеет ясно выраженные насечки, указывающие на границы между сегментами. Второе название класса – шестиногие – также отражает характерную для всех насекомых особенность: наличие у них трех пар ног. Кроме того, большинство насекомых имеет одну пару усиков и одну или две пары крыльев (однако последние признаки не являются всеобщими для класса в целом, так как существуют насекомые без усиков и без крыльев).

Лабораторная работа №3. “Внешнее строение насекомого”

Попробуйте самостоятельно определить ход ваших исследований, затем сверьте ваши предполагаемые действия с пунктами инструктивной карты. Выполните лабораторную работу.

Инструктивная карта

  1. Рассмотрите насекомое. Отметьте его черты, как представителя членистоногих животных.
  2. Осторожно потрогайте его покров. Из чего он состоит? Какой он?
  3. Выясните, сколько отделов можно различить на теле насекомого? Как они называются?
  4. Рассмотрите голову насекомого. Найдите усики, установите при помощи лупы, как они выглядят. Какова их форма? Найдите глаза, рот и ротовые придатки.
  5. Выясните, какие органы расположены на груди. Сосчитайте, сколько пар конечностей к ней прикрепляется и определите характер их строения Имеются ли крылья? Сколько их? Какие они?
  6. Рассмотрите третий отдел тела насекомого – брюшко. Найдите членики, отделяющиеся друг от друга насечками. Найдите с помощью лупы по бокам брюшка отверстия – дыхальца – и на конце брюшка анальное отверстие. Вспомните, какое они имеют значение.
  7. Докажите принадлежность этого животного к классу насекомых..
  8. Оформите ход работы используя рисунок.

Постановка проблемы

Насекомые – самый процветающий в настоящее время класс живых организмов. Целый комплекс приспособлений позволил им стать неотъемлемой составной частью экосистем суши и пресных вод. Каковы же причины необычайного процветания класса насекомых?

Заполните таблицу, используя материал учебника

Признаки насекомых, обусловливающие их широкое распространение в природе

Признаки животного Особенности класса насекомых Биологическое значение признака
Движение    
Деление тела на отделы    
Способ питания    
Ориентация в окружающей среде    
Размеры тела    
Способ дыхания    
Развитие нервной системы    

В ходе беседы учащиеся заполняют таблицу, выявляются причины широкого распространения насекомых.

Наличие большого количества эволюционно закрепленных признаков позволило насекомым широко распространиться на Земле.

Закрепление материала

Один английский зоолог сказал, что “большая часть животной жизни на материках и островах облечена именно в форму насекомых”. Объясните смысл данного высказывания.

Если голодной мухе поднести раствор сахара так, чтобы она коснулась его лапками, то муха выдвинет хоботок для слизывания пищи. Когда же раствор сахара заменяют водой, муха никак на него не реагирует. С чем это может быть связано?

Домашнее задание: изучить текст на с. 158-163; закончить оформление лабораторной работы. Творческое задание: подумать, разумны ли насекомые. Подготовить характеристику класса Насекомые

Индивидуальное задание: сообщения саранче, медведке, бабочке капустнице, пчеле, муравьях.

Приложение