Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Лабораторная работа "Внешнее строение насекомого"

Разделы: Преподавание биологии


Вид урока: комбинированный урок. Лабораторная работа “Внешнее строение насекомого”.

Элементы ОМСО, изучаемые на уроке.

  • Знать: особенности организации насекомых; многообразие видов насекомых; распространение; заселение всех основных средств обитания;
  • Уметь: узнавать изученных животных (насекомых) на таблицах, рисунках; сравнивать их между собой; выявлять черты приспособленности к среде обитания.

Элементы содержания образования повышенного уровня.

  • Знать: усложнение мышечной системы – высокую степень ее дифференциации и специализации и ее значение; усложнение пищеварительной и выделительной систем.
  • Уметь: доказывать более высокую степень организации насекомых; устанавливать связи между строением и функциями систем; обобщать; делать выводы; решать проблемные вопросы.

Формы контроля:

  • Биологический диктант: гемолимфа, мальпигиевы сосуды, фасеточные глаза, надглоточный узел, ...
  • Работа с таблицей. Закончить таблицу по сравнению классов Ракообразных, Паукообразных, Насекомых. Сделать выводы.
  • Отчет по лабораторной работе с биологическим рисунком.

Оснащенность урока: коллекции насекомых; таблицы с изображением строения насекомого; рисунки из книг; крупные жуки и другие насекомые; лупы; препаровальные иглы; микропрепараты ротовых аппаратов насекомых; микроскоп; презентация.

Изучение нового материала

Рядом с нами живет мир существ, так мало похожих на нас своим строением и образом жизни, что их можно легко принять за жителей другой планеты. Эти удивительные существа – насекомые.

У нас четыре конечности – у них шесть. У нас два глаза, а у них бывает и два, и четыре, и пять, и десять. У нас орган слуха – уши на голове, а у насекомых могут быть в любом месте: у кузнечиков, например, в ноге. Наши органы вкуса – вкусовые сосочки – помещаются на языке, а у бабочек и мух на передних лапках. Мы обоняем носом, а насекомые усиками. Насекомые видят иначе, не так, как мы. Им “видны” ультрафиолетовые лучи. Они слышат ультразвуки. Обоняние и вкус у них тоньше нашего. Пчела за несколько километров отыскивает по запаху медоносное растение. Бабочки способны обнаружить концентрацию сахара в одну двенадцатитысячную, а мы различаем вкус сахара при концентрации в одну пятидесятую. Значит, у бабочек орган вкуса в двести сорок раз чувствительнее, чем у человека. У нас пять чувств: зрение, слух, обоняние, вкус и осязание. А у насекомых их больше: есть у них чувство ориентировки в пространстве, есть чувство времени. Есть указания, что насекомые воспринимают магнитное поле и его направление. Но это еще не все отличия. -

У нас постоянная температура тела – около 37 °С. У насекомых же температура тела равна температуре окружающей среды. Вот почему они так боятся холода. Насекомые – настоящие дети солнца. Если солнце греет – они деятельны и подвижны. Но стоит потянуть холодку, как их движения делаются вялыми. Еще ниже температура – и они засыпают. А в жару их мышцы могут сокращаться с удивительной быстротой.

На нашей планете свыше миллиона различных насекомых. Есть полезные и есть вредные (по отношению к человеку), есть красивые и есть безобразные, но все очень интересны, о всех хочется знать как можно больше. В их жизни, в строении их тела еще много загадочного.

– Как вы думаете, почему насекомые получили свое название?

Их тело как бы рассечено на голову, грудь и брюшко, а последнее имеет ясно выраженные насечки, указывающие на границы между сегментами. Второе название класса – шестиногие – также отражает характерную для всех насекомых особенность: наличие у них трех пар ног. Кроме того, большинство насекомых имеет одну пару усиков и одну или две пары крыльев (однак