Урок географии по теме "Климат и внутренние воды Австралии"

Разделы: География


Тип урока: комбинированный.

Технология: урок с использованием элементов технологии критического мышления.

Цели:

1) сформировать представление об особенностях климата и внутренних вод;

2) развивать умение устанавливать причинно-следственные связи на примере взаимодействия климата и рек;

3) обучение самостоятельности при получении знаний и их оценке, выработке своего мнения.

Оборудование:

интерактивная физическая карта Австралии, климатическая карта, мультимедийный проектор, учебник “Материки, океаны, народы и страны. Страноведение” авторы И.В. Душина, Т.Л. Смоктунович, М.: Издательский центр “Вентана-Граф”,2008.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Опрос домашнего задания.

Индивидуальная работа по карточкам.

1. Сравнить ГП Африки и Австралии.

2. Сравнить рельеф Африки и Австралии.

3. Рассказать об основных этапах открытия Австралии.

Опрос по карте.

Номенклатура по береговой линии и рельефу.

Проводится с использованием интерактивная физическая карта Австралии.

Устный ответ.

Охарактеризовать особенности рельефа Австралии.

При устном опросе задание классу.

1 вариант готовит дополнения к ответу.

2 вариант исправления.

III. Изучение нового материала.

1) СТАДИЯ ВЫЗОВА.

На какие компоненты природы влияет рельеф?

Тема урока: “Климат и внутренние воды Австралии”.

Начнем рассмотрение с климата.

Задание.

Запишите в тетрадь термины, ключевые понятия, относящиеся к теме “Климат”.

1) Каждый самостоятельно.

2) Обсудите в паре.

3) Назовите вслух, не повторяя сказанное ранее.

Эти термины мы будем использовать на уроке.

2) СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ.

Каков климат Австралии?

Ожидаемый ответ: АВСТРАЛИЯ – самый сухой материк.

Приведите:

Факты доказывающие:

1) осадков 250-500 мм в год, в центре менее 250мм;

2) 1/2 пустыни;

3) мало рек;

4) озера соленые.

Назовите:

Причины:

1) посередине пересекается южным тропиком;

2) большая площадь в тропическом поясе.

Какой фактор оказывает самое главное влияние на климат?

ГП

Австралия находится примерно между теми же широтами, что и Южная Африка.

Какие предположения из этого можно сделать о климате Австралии?

Для подтверждения предположений сравним климат Южной Африки и Австралии.

Работа с таблицей № 1.

Определим в колонке “линия сравнения” основные параметры сравнения климата.

Южная Африка Линия сравнения Австралия
  температура января  
  температура июля  
  количество осадков, мм  

Вывод. В Австралии выше температура, меньше осадков. Причины: значительная протяженность с запада на восток ? формируются континентальные ВМ, небольшая высота над уровнем моря.

Более подробно рассмотрим климат Австралии, характеризуя климатические пояса.

В каких климатических поясах расположен материк?

Какой пояс занимает наибольшую площадь?

Работа с таблицей № 2.

Климатический

пояс

ГП

t января

t июля

А

Господствующие ветра

Осадки (режим)

ВМ

Климатические области

                 

Каковы причины существенных различий?

Ожидаемые ответы:

- горы на востоке;

- теплое течение у берегов;

- холодное с запада.

А теперь вернемся к теме урока.

Почему эти два компонента рассматриваются вместе?

Что зависит от климата?

Ожидаемые ответы:

- питание рек;

- режим;

- количество вод.

Задание классу: изучить текст с 123.

Внутренние воды, составить кластер и защитить его.

IV. Закрепление изученного.

3) СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ.

ТЕСТ
“Климат и внутренние воды Австралии”

1. На севере Австралии располагается климатический пояс:

1) субэкваториальный;

2) тропический;

3) субтропический.

2. На наветренных склонах Большого Водораздельного хребта осадки выпадают:

1) зимой;

2) летом;

3) равномерно в течение всего года.

3. Пересыхающие реки Австралии называют:

1) вади;

2) прерии;

3) крики.

4. Недостаток поверхностных вод на материке возмещается:

1) опреснением морских вод;

2) большими запасами подземных вод;

3) транспортировкой айсбергов.

5. Восстановите цепочку причинно-следственных связей:

а) на большей части материка расположены пустыни;

б) горы задерживают влажные воздушные массы с океана;

в) выпадает мало осадков.

Ответы:

1) 2; 2) 3; 3) 3; 4) 2; 5) б, в, а.

Для проверки усвоения уровня владения терминологией и содержанием программного материала учащиеся получают задание написать синквейн по теме “Внутренние воды”.

V. Домашняя работа.

Страница 123 в учебнике, страница 126 работа с климатодиаграммами творческое задание: написать памятку туристу, отправляющемуся в Австралию.