Конспект открытого занятия на тему "Выполнение соединительного стачного шва и краевого шва в подгибку"

Разделы: Технология, Внеклассная работа


План занятия

Раздел: “Машинные швы и их назначение”

Цель занятия: познакомить учащихся с машинными швами: соединительным, стачным и краевым в подгибку и их назначением.

Задачи:

  • Обучающие: ознакомить с условиями и приёмами выполнения соединительного и краевого швов и основными терминами, научить стачивать однородные срезы деталей.
  • Развивающие: развивать навыки работы на швейной машине, расширить знания о способах соединения срезов деталей.
  • Воспитывающие: воспитывать стремление работать последовательно и аккуратно.

Тип занятия: комбинированный

Продолжительность занятия: 45 минут.

Средство обучения: интерактивная доска, флеш-карта.

Оборудование: 1) Швейные машины с электрическим приводом, установленные на холостой ход, для повторения заправки ниток в машину, (нитки на катушках, на шпульках); 2) гладильная доска, утюг; 3) ноутбуки – 4 шт.

Инструменты: иглы, ножницы, булавки, нитки.

Материалы: лоскутки ткани для образцов.

Зрительный ряд:

1) Презентации:

  • схема машинного шва;
  • образцы и схемы швов соединительного и краевого;
  • работа со словарём (сметать, ширина шва, срез, смёточные стежки, стачать, приутюжить, заутюжить, разутюжить);
  • задания: “Путаница”, “Воздушные шарики”, “Улитка”;

2) Раздаточный материал:

  • тесты для проверки знаний по технике безопасности при работе с иглами, ножницами, утюгом и на швейных машинах;
  • карта с последовательностью выполнения машинных швов;
  • тесты для закрепления материала.

Литературный ряд:

  • Методические рекомендации. Технология для девочек. Москва 1981г
  • “Школа и производство”, №7, 2003 год.
  • “Энциклопедия: “Рукоделие”, 2002 год.
  • “Как шить?” София Ханус Москва, 1990 год.
  • “Технология изготовления машинных швов”. Учебное пособие. Москва, 1991 г.

Структура занятия

I. Организационный момент

II. Повторение изученного материала.

а) Тесты на проверку знаний по технике безопасности при работе: с иглами, ножницами, на швейных машинах, с утюгом.
б) Заправка верхней и нижней нити в машинку.

III. Изучение нового материала.

1. Знакомство с условиями и приёмами выполнения соединительного и краевого швов и основными терминами.

IV Закрепление изученного материала.

1. Задания: “Путаница”, “Воздушные шарики”, “Улитка”.
2. Практическая работа. Выполнение швов: стачного шва в заутюжку и разутюжку.

V. Подведение итогов занятия:

1. Анализ работы учащихся.
2. Тесты на закрепление нового материала.

Конспект занятия

Приложение 1 Слайд 1

1. Организационный момент

Здравствуйте ребята. Я рада видеть вас на занятии.

В первом полугодии мы с вами изучали ручные швы, которые вы применяли, выполняя несложные работы: игольницы, мягкие игрушки, сувениры.

Вопрос: Какие ручные швы вы применяли в своих работах?
Ответ: Смёточные, краевые обмёточные и стачные.

Мы переходим с вами к большому разделу “Машинные швы и их назначение. Сегодня на занятии мы с вами познакомимся с некоторыми машинными швами их назначением и последовательностью выполнения.

2. Повторение изученного материала

Чтобы перейти к новой теме мы с вами должны повторить правила техники безопасности при работе: с иглами, ножницами, на швейных машинах, с утюгом и заправку верхней и нижней нити в машинке. Мы с вами сейчас поделимся на три подгруппы. (Поделились) У каждой подгруппы будет своё задание. Первая подгруппа будет повторять технику безопасности при работе: с иглами, ножницами, на швейных машинах, с утюгом заполнять тесты на компьютере. Вторая подгруппа будет повторять технику безопасности при работе: с иглами, ножницами, на швейных машинах, с утюгом заполнять тесы на листочках. А третья подгруппа будет повторять заправку верхней и нижней нити в машинке. Прежде чем сесть за машинку не забывайте о санитарно-гигиенических требованиях при работе на швейной машине.

Кто справится с заданием, поднимает руку.
А теперь поменяемся.
Молодцы, все хорошо справились с заданием.
Отодвиньте машинки вправо на край стола.

Рис. 1

2. Изучение нового материала

Сегодня мы с вами переходим к большому разделу: “Машинные швы и их назначение”. Несколько занятий мы посвятим изучению машинных швов, их последовательности

выполнения и выполним их на образцах ткани. Тема нашего сегодняшнего занятия

“Выполнение соединительного стачного шва и краевого шва вподгибку”.

Швейная машина значительно облегчает шитьё одежды. Если сравнить машинные швы и ручные, то мы увидим различия. Машинные швы красивые, ровные и крепкие чем ручные. С помощью машинных швов работа выполняется в пятьдесят раз быстрее, чем в ручную.

Слайд 2

Обратите внимание на схему шва. На схеме показано соединение двух образцов ткани машинной строчкой.

Шов – это место соединения двух или нескольких деталей строчкой.

Строчка – это ниточное соединение деталей, ряд повторяющихся стежков.

Стежок – это переплетение нитей между двумя проколами ткани иглой.

Ширина шва – это расстояние от срезов деталей до строчки.

Откройте тетради и зарисуйте схему машинного шва.

Слайд 3

Запишите в тетрадях основные понятия.

Слайд 4

Отдельные элементы одежды соединяют сначала временными швами (смёточными), а затем постоянными. Временные швы выполняют вручную, смётывая детали изделия для примерки. Швы должны соответствовать виду материала и предназначению изделия.

При соединении деталей следует придерживаться основных рекомендаций, облегчающих правильное расположение швов. Скроенные детали изделия, предназначенные для соединения, ровно складывают, скалывают булавками, предупреждая смещение одного из слоёв ткани, и смётывают частыми стежками. После стачивания швы разутюживают или заутюживают.

Слайд 5

Все машинные швы в зависимости от назначения делятся на:

– соединительные;
– краевые;
– отделочные.

Соединительные швы служат для соединения отдельных деталей изделия. Краевые швы для обработки краёв и срезов и предохранения их от осыпания. Декоративно – отделочными швами декоративно оформляют изделие.

Зарисуйте в тетрадях схему: “Виды швов”.

Слайд 6

Соединительные швы делятся на:

– стачные;
– настрочные;
– накладные.

Зарисуйте эту схему в тетрадях.

Сегодня мы с вами познакомимся со стачными швами в разутюжку и в заутюжку и попробуем их выполнить на машинке.
Сейчас я вам раздам карты с последовательностью выполнения машинных швов. Откройте карту с последовательностью выполнения стачного шва в разутюжку.

Слайд 7

Ход работы: Стачной шов в разутюжку.

  1. Подготовить лоскутки ткани (две детали): ровно сложить и сметать.
  2. Сметать детали от края на 1,5 см.
  3. Прострочить на машинке.
  4. Удалить нитки смётывания.
  5. Разутюжить шов.

Этот шов применяют, обрабатывая боковые швы юбок, брюк, плечевого шва, стачивание рукавов и т.д.

Откройте карту с последовательностью выполнения стачного шва в заутюжку

Слайд 8

Ход работы: Шов в заутюжку.

  1. Подготовить лоскутки ткани (две детали): ровно сложить и сметать.
  2. Сметать детали от края на 1,5 см.
  3. Прострочить на машинке.
  4. Удалить нитки смётывания.
  5. Заутюжить шов.

Этот шов применяют, обрабатывая боковые швы юбок, брюк, притачивание воротника к горловине, обтачки на юбке и т. д.

Слайд 9

Краевые швы делятся на:

– обтачные;
– окантовочные;
– в подгибку.

Зарисуйте в тетрадях схему: “Краевые швы”

Сегодня мы с вами познакомимся с краевыми швами в подгибку с открытым срезом и закрытым срезом.

Откройте карту с последовательностью выполнения краевого шва в подгибку с открытым срезом.

Слайд 10

Ход работы: Шов в подгибку с открытым срезом.

  1. Подогнуть срез ткани на 1,5 см. и сметать.
  2. Застрочить подогнутый срез.
  3. Удалить нитки смётывания, и приутюжить шов.
  4. Срез обработать ножницами зигзаг.

Обычно когда шьют изделие срез обрабатывается на оверлоке а затем подгибают.

Этот шов применяют, при обработке изделия подгибая низ рукава, брюк, юбки и др.

Откройте карту с последовательностью выполнения краевого шва в подгибку с закрытым срезом.

Слайд 11

Ход работы: Шов в подгибку с закрытым срезом.

  1. Подогнуть срез ткани два раза и сметать.
  2. Застрочить подогнутый срез.
  3. Удалить нитки смётывания, и проутюжить шов.

Этот шов применяют, при обработке изделия подгибая низ рукава, брюк, юбки, карманы, а также обрабатывая края салфеток, скатерти.

Мы с вами познакомились с последовательностью выполнения машинных швов стачного в заутюжку и разутюжку и краевого в подгибку с открытым срезом и закрытым срезом.

IV Закрепление изученного материала

Слайд 12-15

А сейчас мы с вами немного поиграем, и проверим, как вы запомнили, названия сегодняшних швов я для вас подготовила игровые задания.

Ответы: игра “Путаница” в подгибку, в заутюжку; игра “Воздушные шарики” шов в подгибку, в разутюжку, в заутюжку.

Слайд 16

Практическая работа.

Переходим к практической работе выполнения машинных швов.

Не забывайте о технике безопасности при работе с иглами, ножницами, утюгом и швейными машинами.

Откройте карту последовательность выполнения стачного шва разутюжку и в заутюжку положите перед собой, чтобы вам было удобней работать.

Шов стачной в разутюжку:

  1. Возьмите лоскутки ткани (две детали) можно сколоть для удобства чтобы детали не смещались: ровно сложите и сметайте смёточным швом от края на 1,5 см. декоративные иглы уберите в игольницу.
  2. Прострочите на машинке.
  3. Удалите нитки смётывания.
  4. Разутюжите швы.

Шов стачной в заутюжку:

Та же самая последовательность выполнения, что и шов в разутюжку. Только швы нужно заутюжить.

Рис. 2

Рис. 3

V. Подведение итогов занятия

Анализ работы учащихся в процессе их выполнения.

На следующем занятии мы с вами продолжим изучать машинные швы, их назначение и последовательность выполнения.

Теперь я предлагаю вам заполнить перфокарты “Машинные швы” это все швы, с которыми вы сегодня познакомились.

Литература

  1. Технология обработка ткани. 2 издание В.Н.Чернякова Москва “Просвещение”  1999.
  2. Технология обработка ткани. 3 издание В.Н.Чернякова Москва “Просвещение” 1999.
  3. Техника шитья на швейной машине. Учебный курс. Т.Рослякова Ростов-на-Дону “Феникс” 2001.
  4. “Игры, конкурсы, викторины” Задания для детей. Ю.В. Кизеева, В.Н.Чернякова, В.Д.Симоненко.