Программа занятий в летний период: "Дворцовенок" (занятия с элементами тренинга)

Разделы: Школьная психологическая служба


Цель: знакомство, сплочение группы, создание позитивной групповой атмосферы.

Задачи:

  • знакомство членов лагеря;
  • создание атмосферы сотрудничества и взаимодействия;
  • развитие эмпатии;
  • установление тактильного контакта;
  • командообразование через совместное преодоление трудностей;
  • снятие психоэмоционального напряжение.

Участники: дети 8–14 лет ДОО ДД(Ю)Т летней площадки “Дворцовёнок”.

Сроки проведения: занятия проводится в течение двух дней, каждое занятие состоит из двух частей, продолжительностью 50-60 минут с перерывом на 30-40 минут. Основная цель первого дня знакомство ребят и выработка основных правил (групповые правила поведения, правила безопасного поведения в здании, на улице города и на природе). На второй день решаются задачи раскрытия членов группы и их командообразование.

Оборудование: магнитофон с песней “Я, ты, он, она”, стулья по количеству участников, расставленных в круг, фломастеры, бейджики, одеяло, листы бумаги для заданий, канаты.

В лагере присутствовали дети с большим возрастным разбросом от младшего школьного до старшего школьного. Поэтому одной из главных задач психологической службы была подобрать упражнения, одинаково мотивирующие на совместную деятельность детей, развивающие поддержку старшими участниками младших детей.

Приложение 1

День первый. 1 часть.

1. Знакомство. Цели. Правила

Ребятам предложены общие правила поведения для эффективности совместной деятельности в группе: правило активности (все мы стараемся активно участвовать в предложенных мероприятиях), правило “поднятой руки” (если хочешь, чтобы тебя услышали, подними руку), правила “внимательного отношения друг к другу” (уважительно относимся к другим, как к себе). Практически значимость правил в группе предоставляется детям во 2й части первого дня.

2. Бейджик

Цель: знакомство.

Инструкция: “Напишите на бейджике имя или как вам хотелось, чтоб вас называли. Это может быть имя, которым к вам обращаются друзья, близкие”.

3. Хор из имён (авторская разработка Желновой С. И.)

Цель: запоминание имён, создание рабочей атмосферы, раскрепощение членов группы.

Группа детей разбивается на три равных подгруппы: Военный хор, Хор им. Пятницкого и Академический хор.

Инструкция:

1) “Каждый хор будет исполнять свою сольную партию-песню. И эта песня состоит из ваших имен. Ваша задача по очереди громко называть свое имя или то как вы хотите, чтобы вас здесь называли”.

Психолог выступает дирижером, указывая на каждого участника, которому необходимо произнести свое имя с целью последовательного исполнения “песни”. Важно на каждой подруге провести по два-три повторения, призывая ребят к большей мелодичности и громкости песни. Пройдя все три “хора”, дается еще одна инструкция:

2) “А теперь два хора будут исполнять песню первого, затем второго и третьего хора. То есть сейчас Военный хор вместе с хором им. Пятницкого исполнит песню Академического хора и т.д.”

В данной серии упражнения все участники (хоры) исполняют по кругу все имена (песни). Возможно двойное повторение песни каждого хора в случае несогласованного исполнения детьми имен.

4. Тутти-фрутти.

Цель: снятие физического напряжения, повышение уровня эмоционального настроя.

Инструкция: “Ребята, вам по очереди надо посчитаться на “яблоки”, “груши”, “апельсины”. Я – ведущий, и мне не хватает места. Я буду рассказывать историю про себя. Как только в рассказе появится слово или “яблоки”, или “груши”, или “апельсины”, представители этих групп меняются местами. В это время я как ведущий могу занять свободное место. Но как только в моем рассказе появляется фраза “тутти-фрутти” меняются местами все”.

5. Разделись по признаку

Цель: развитие эмпатии, развитие группового взаимодействия.

Группа делится на две подгруппы по признаку, который задаёт ведущий.

Инструкция: “Разделитесь, кто брюнет, а кто блондин; кто в юбке, а к то в штанах; кто мальчик, а кто девочка и т. д.”

6. Одеяло

Цель: запоминание имён.

Участники делятся на две команды, располагаясь друг напротив друга. Между ними натянуто одеяло.

Инструкция: “Из каждой команды по одному человеку подсаживаются ближе к одеялу. Как только одеяло опускают, необходимо успеть произнести имя того, кто сидит напротив. Кто быстрее назвал – забирает к себе в команду игрока. Побеждает та команда, которая “ перетянет” к себе больше игроков, т. е. та команда, которая знает больше имён”.

7. Смена-перемена

Цель: снятие тактильных барьеров.

Дети разбиваются на пары. Ведущий называет какую-нибудь часть тела. Дети в каждой из пар соприкасаются этими частями. После того как будут перечислены несколько частей тела, на слова “смена-перемена” все должны быстро сменить партнёров. После нескольких перемен дети объединяются в четвёрки, восьмёрки и так далее, пока не выстроятся в общий круг для следующей игры.

Я-ты-он-она”!

Цель: создание чувства сопричастности, повышение позитивного эмоционального уровня.

Инструкция: “Повторяйте слова и движения за ведущим:

Мы с тобой одна семья,
Я, Ты, Он, Она.

Обними соседа справа, обними соседа слева (обнимают соседа справа и слева),

Мы с тобой — друзья!
Мы с тобой одна семья,
Я, Ты, Он, Она.

Пощекочи соседа справа, пощекочи соседа слева (щекочут соседей справа и слева),

Мы с тобой — друзья!
Мы с тобой одна семья,
Я, Ты, Он, Она.

Ущипни соседа справа, ущипни соседа слева (щиплют соседей справа и слева),

Мы с тобой — друзья!
Мы с тобой одна семья,
Я, Ты, Он, Она.

Погладь соседа справа, погладь соседа слева (целуют соседей справа и слева),

Мы с тобой — друзья!”

9. Сосиська- кетчуп- кока-колла

Цель: снятие тактильных барьеров.

Инструкция: “Повторяйте движения и слова за ведущим: 1) положим руки на плечи соседа стоящего впереди “сосиська – шаг вперед; кетчуп – круг бедрами; кока-кола – три прыжка вперед”; 2) положим руки на бедра соседа впереди “сосиська – шаг вперед; кетчуп – круг бедрами; кока-кола – три прыжка вперед”; 3) положим руки на плечи вперед через соседа “сосиська – шаг вперед; кетчуп – круг бедрами; кока-кола – три прыжка вперед”; 4) положим руки на бедра вперед через соседа “сосиська – шаг вперед; кетчуп – круг бедрами; кока-кола – три прыжка вперед”; 5) присядем “сосиська – шаг вперед; кетчуп – круг бедрами; кока-кола – три прыжка вперед”.

Перерыв для того, что бы ребята могли заняться своими делами на 30-40 минут.

2 часть

1. Неправильные художники

Цель: Определение значимости и списка правил совместно с детьми.

Инструкция: “1) Из трех команд необходимо по одному представителю. Эти представители теперь у нас великие художники. Им надо за небольшое количество времени нарисовать здание. А команде болеть за своего художника. Начали (спустя 2 минуты детей надо остановить и выразить свое недовольство по поводу выполнения работы). 2) Теперь нарисуйте красивое здание, современное с антенной, с бассейном и т.д. начали (спустя еще меньшее время снова быть недовольным рисунком). 3) А что вы все жилые дома рисуете, нарисуйте школу, суд или что. Начали”. В результате ведущий, говорит, что никто не победил и спрашивает в чем причина у детей. Что именно им не позволило хорошо выполнить задание? Чего не было? Как только появляется слово “правила” ведущий переходит к списку наиболее необходимых правил поведения в группе, которые помогут в данной группе хорошо работать. В результате ведущий уточняет, согласны ли все соблюдать созданные правила.

2. Запрещённое движение

Цель: развитие внимания, создание рабочего настроения для последующей работы.

3. Выработка правил безопасности в здании, на улице, природе

Вопрос детям “Что такое безопасность? Для чего она нужна”. Принимаются все ответы детей.

Далее дети делятся на три команды с условным названием: “Дом”, “Улица”, “Природа”. Команды получают задания придумать по 3-4 правила безопасности и нарисовать эмблему (знак). Команда “Дома” в здании, команда “Улицы” на дороге, команда “Природы” – на природе. Одно правило каждая из команд показывает пантомимикой; другие команды угадывают. Даётся время на выполнение задания.

Проводится разминка перед выступлением команд.

4. Тётя-Мотя

Инструкция: “Повторяйте слова и движения за ведущим: У Тети-Моти четыре сына, они не ели, они не пили и повторяли лишь один куплет – правая рука (поднимается правая рука и свободно двигается); У Тети-Моти четыре сына, они не ели, они не пили и повторяли лишь один куплет – левая рука (поднимается левая рука и свободно двигается); У Тети-Моти четыре сына, они не ели, они не пили и повторяли лишь один куплет – правая нога (поднимается правая нога и трясется); У Тети-Моти четыре сына, они не ели, они не пили и повторяли лишь один куплет – левая нога (поднимается левая нога и трясется); У Тети-Моти четыре сына, они не ели, они не пили и повторяли лишь один куплет – голова (голова начинает трясучку).

5. “Наказуля”

Ребятам рассказывается легенда о “Тете Наказуле”, которая так и ждет, чтобы кто-то попался, и она смогла его наказать. Оговаривается, что может быть за нарушение правил. Совместно оговаривается, какие нарушения и за что может последовать наказание.

День второй.
1 часть

Тренинг раскрытия личности ребенка

1. “Имя-жест” (по принципу упражнения “снежный ком” с добавлением невербальной стороны общения).

Цель: напоминание имен и проявление индивидуальных невербальных жестов ребенка, диагностика эмоционального состояния ребенка.

Инструкция: “Сейчас каждый по кругу будет произносить свое имя или то как хочет чтобы его называли и добавит жест, который бы описал его сегодняшнее настроение. Последующий частник повторяет имя и жест предыдущих членов круга”.

2. “СМС-ка”

Цель: сосредоточение внимания игроков.

Инструкция: “Сейчас мы стоим в кругу, взяв руки. Это все линии телефонной связи. Я ведущий. Один вас скажет слова “Посылаю смс-ку..тому-то” и будет жать руку соседу или справа или слева, пока пожатие не перейдет тому члену круга кого вы назвали. Как только пожатие достигло нужного человека, он произносит “Смс-ка пришла”, теперь сам передает смс кому-либо другому. Однако я как ведущий в любой момент могу поймать ваше “сообщение” и тогда тот, кого я пой мала, станет на мое место в кругу”.

3. “Солнышко”

Цель: раскрытие участников, знакомство через значимые положительные характеристики личности (ребятам раздают листочки бумаги и карандаши).

Инструкция: “Вам необходимо нарисовать солнышко и в центре написать свое имя. Теперь на каждом лучике, сколько бы вы их не нарисовали, нужно написать какое-либо ваше личное положительное качество” (спустя 5 минут проводиться рефлексия в виде самопрезентации перед группой).

4. Построение

Цель: разрядка, сплочение через невербальное общение.

Инструкция: “Без единого слова постройтесь по росту. По цвету глаз: от самых темных до самых светлых, по дате рождения, по жанру любимого фильма” (в конце упражнения следует проверить, правильно ли ребята определились с жанрами фильмов в подгруппах).

5. “Кто быстрее!”

Цель: сплочение команды через тактильный контакт между участниками, развитие креативности (группу надо разбить на две подгруппы).

Инструкция: “1) Сейчас команды соревнуются, кто быстрее передаст спичечный коробок по кругу (необходимо взять лишь черкаш от спичечного коробка и поставить его на нос вертикально). Но если коробок упал, то команда начинает круг заново. Ваши руки не должны помогать ни в коем случае; 2) А теперь чья команда быстрее передаст шапку по кругу (шапку кладут на голову первому участнику)”.

6. “Я…” (модифицированный вариант методики “Кто Я?”).

Цель: выявление направленности личности (интересы, ценности, значимые вещи).

Инструкция: “Дополните фразы относительно себя:

Я_______________________________________________

Я люблю_________________________________________

Я не люблю______________________________________

Мне нравиться____________________________________

Мне не нравиться__________________________________

Я мечтаю_________________________________________

Окружающие видят меня____________________________

Мне бы хотелось, чтобы окружающие знали меня______”.

Затем анонимные листочки складываются в круг и снова раздаются всем участникам. Задача каждого участника по кругу читать написанное на листочке и узнать, кому принадлежит листочек и почему. По каким описаниям был сделан выбор того или иного человека?

7. Пожелания на день

Цель: актуализировать положительные эмоции детей.

Инструкция: “Сейчас на ваших листочках с солнышками мы будем писать пожелание на день тому, чей листочек вам попадется. По моему хлопку листочки передаем по кругу вправо”.

В конце тренинга необходимо провести рефлексию впечатлений, возможно более подробное рассмотрение того или иного мнения, способа поведения ребенка и т.д.

2 часть.
Испытания для настоящей команды!

Цель: сплочение группы, создание мотива соперничества, командообразования.

1. Бодрячок “Я – ты, он, она!”

Инструкция: “Повторяйте все за ведущим” (Под песню “Я – ты, он, она” И.Кобзона и гр.Непоседы).

2. Шеренга

Инструкция: “Выстройтесь в шеренгу. Теперь соприкоснитесь плечами и ногами. Вам необходимо таким образом дойти до линии (на 1,5 метра от команды нарисована линия), чтобы никто не в одной из части цепочки не расцепился. В противном случае команде придется начинать путь сначала”.

3. Сейф

Инструкция: “Встаньте в круг на листочки (под ногами у каждого участника листок бумаги А4). Дело в том, что на мир нависла серьезная угроза, которую можете предотвратить только вы. Вам необходимо первым открыть сейф прежде, чем это сделают враги. Для этого надо повернуть круг сейфа один раз вправо и один раз влево. То есть вам нужно, не заступая за листочки, сделать круг и вернуться обратно. Однако на листочке может быть только две ноги. Если будет заступ или кто-то выйдет из круга, все начинаем заново”.

4. “Дрозд”

Цель: сплочение через тактильный контакт, развитие толерантного отношения к членам команды (группа разбивается на два круга внешний и внутренний, лицом друг к другу, так чтобы все участники имели пару перед собой).

Инструкция: “Повторяйте за ведущими следующие слова и движения:

Я дрозд (указываем пальцем на себя) – Ты дрозд (указываем пальцем на участника перед собой);
У меня нос (указывает пальцем на свой нос) – У тебя нос (указывает на нос участника перед собой);
У меня щечки красные (тянет себя за щечки) – У тебя щечки красные (тянет щечки участника перед собой);
У меня губки алые (указывает на свои губки) – У тебя губки алые (указывает на губки партнера);
Мы с тобой два друга (расставляет руки в стороны) – Любим мы друг друга (обнимаются)”.

Далее пары меняются таким образом, чтобы в итоге каждый участник сделал круг придя к своему первому партнеру.

Приложение 1

Список литературы

  1. Матвеев Б.Р. Развитие личности подростка : программа практических занятий – СПб.: Речь, 2005г. – 176 с.
  2. Фопель К. Энергия паузы: психологически игры и упражнения. – М.: Генезис, 2001г. – 240 с.
  3. Фопель К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего. – М.: Генез, 2001 г. – 256 с.
  4. 18 программ тренингов: Руководство для профессионалов / Под научной ред. В.А. Чикер. – СПб.: Речь, 2007г. – 368 с.
  5. Сборник игр в летней компании ВДЦ “Океан”. – Владивосток., 2005. – 107 с.
  6. Беседена М. Зачем человеку правила? // Школьный психолог – №1, 2007г. – С.10-11.
  7. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия / Под ред. Е.А. Левановой. – СПб.: Питер, 2006.- 208 с.
  8. Чистяква М.И. Писхогимнастика. – М.: Просвещение, 1995, – 160 с.