Проект: "Столыпинская программа модернизации России"

Разделы: История и обществознание


Цели:

Образовательный аспект:

  • Сформировать представление об основных направлениях, мероприятиях и итогах реформ П.А. Столыпина.
  • Развивать у учащихся умение работать с историческими документами, анализировать и сравнивать информацию, делать выводы.
  • Воспитывать у учащихся чувство уважения и толерантности к существованию различных точек зрения.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.

Применяемые на уроке элементы педагогических технологий: технологии проектного обучения, уровневой дифференциации.

Педагогические техники и приемы: “Корзина знаний”, “Блиц-опрос”.

Основные термины и понятия: отруб, хутор, кооперация.

Основные даты и события:

  • 19 августа 1906 г. – указ о введении военно-полевых судов.
  • Ноябрь 1907 г.- начало работы III Государственной Думы
  • 9 ноября 1906 года – начало проведения аграрной реформы.

Оборудование и наглядность урока: плакат “ Состав Государственной Думы ”, структурно-логическая схема №1 “Политика П.А. Столыпина”, структурно-логическая схема №2 “Успокоение страны”, структурно-логическая схема №3 “Пути решения проблемы малоземелья крестьян ”, структурно-логическая схема №4 “Основные мероприятия аграрной реформы П.А. Столыпина”, компьютерная презентация “Столыпинская модернизация сельского хозяйства России”, плакат “Реформы П.А. Столыпина”, плакат “Итоги аграрной реформы П.А. Столыпина”, портрет П.А. Столыпина, исторические документы.

Структура урока:

  1. Организационный момент. Приветствие.
  2. Актуализация ЗУН.
  3. Презентация темы урока, целей урока, мотивации и организации работы.
  4. Изучение нового материала.
  5. Закрепление системы ЗУН.
  6. Подведение итогов урока.
  7. Постановка и комментирование домашнего задания.

План урока:

  1. “Успокоение и реформы”.
  2. Столыпинская модернизация сельского хозяйства России.
  3. Итоги аграрной реформы П.А. Столыпина.

Опережающие вопросы и задание:

Ответить на вопросы:

  1. Какую роль играла крестьянская община в аграрных отношениях России начала XX века?
  2. Каковы особенности развития сельского хозяйства в начале XX века?
  3. Какие проблемы деревни требовали скорейшего разрешения?
  4. Какие проекты решения аграрного вопроса были предложены различными политическими партиями?

Задание: Наиболее сильным учащимся составить свой проект решения аграрного вопроса в России.

Приложение 1

Ход урока

I. Организационный момент. Приветствие

II. Актуализация ЗУН

“Блиц-опрос” (в процессе опроса использовать прием “корзина знаний”).

  1. Что такое крестьянская община?
  2. Какую роль играла община в жизни крестьянства?
  3. Какие недостатки общинного земледелия проявились в начале XX века?
  4. Какое количество земли было необходимо крестьянскому хозяйству для нормального существования?
  5. Сколько десятин земли приходилось в среднем на одно крестьянское хозяйство?
  6. Что такое аграрное перенаселение и какие последствия для русской деревни оно имело?
  7. 7. Насколько эффективно использовались помещичьи земли?
  8. Как крестьяне видели решение вопроса, связанного с малоземельем?
  9. Охарактеризуйте цели и методы борьбы крестьянства в революции 1905-1907 гг.
  10. Назовите основные проблемы аграрного сектора.

Таким образом, главной проблемой российской экономики стала проблема модернизации аграрного сектора и эта проблема требовала скорейшего разрешения.

III. Презентация темы урока, целей урока, мотивации и организации работы

В течение XX века руководители и правительства нашего государства проводили реформирование аграрного сектора России. И в начале XXI века состояние сельского хозяйства страны вызывает определенную тревогу и понимание того, что модернизация в этой сфере российской экономики необходима, поэтому изучение опыта реформирования российской деревни в 1906-1914 годах является и по сей день актуальным. Вам предстоит, работая в группах изучить и проанализировать исторические документы о проведении аграрной реформы, об ее итогах. Учащиеся, предварительно составившие свои аграрные проекты, представляют его на рассмотрение, указав принципиальные различия своих проектов и проекта П.А. Столыпина.

IV. Изучение нового материала

1. “Успокоение и реформы”.

Преподаватель: Завершение революции 1905–1907 гг. и проведение последующих реформ в стране тесно связаны с деятельностью яркого, волевого, необычайно смелого, сильного и даровитого политика России Петра Аркадьевича Столыпина. (Демонстрация портрета).

Столыпин прекрасно осознавал масштабность переживаемых Россией в начале ХХ века изменений и давал им определения как “великий перелом”, “эпоха перемен”, “великий исторический перелом”, “время переустройства всех государственных законодательных устоев”.

Понимая всю сложность ситуации в стране, Столыпин предлагал решить две взаимосвязанных проблемы. Первая состояла в скорейшем прекращении революции, т.е. в “успокоении страны”, а вторая сводилась к проведению системных реформ. В стране существовала постоянная угроза новой вспышки народных волнений, и власти стремились силой подавить эти волнения. И все же в сложившихся условиях реализовывалась возможность проведения экономических и политических реформ.

Преподаватель коротко рассказывает о политике П.А. Столыпина, используя структурно-логическую схему № 1 “Политика П.А. Столыпина”.

Структурно-логическая схема №1

12 августа 1906 г. на Столыпина было совершено чудовищное покушение эсеровских боевиков. Главной задачей политики Столыпина стало “успокоение страны”. 19 августа 1906 г. был принят Указ о введении военно-полевых судов. Преподаватель дает характеристику деятельности правительства по “успокоению страны”, используя структурно-логическую схему № 2 “Успокоение страны”.

Структурно-логическая схема № 2

Десятки тысяч участников революционных событий были отправлены в тюрьмы, на каторгу, в ссылку. До отмены военно-полевых судов в 1907 г. они приговорили к смертной казни более 2 тыс. человек. За 1907-1909 гг. были казнены 2681 человек. Только в 1910 г. количество смертных казней по политическим мотивам пошло на убыль. Что касается легального оппозиционного движения, то с ним власти боролись, закрывая газеты и журналы (даже просветительского характера), общества, организации т.ч. профсоюзы. За 1907-1909 гг. прекратили свое существование 356 профессиональных союзов рабочих.

Первичное закрепление нового материала по структурно-логическим схемам №1, №2.

В ноябре 1907 года начала свою работу III Государственная Дума. Столыпин приложил немало усилий к установлению “рабочего взаимодействия” между правительством и III Государственной Думой. (Используется плакат “Состав Государственной Думы”)

Революционные фракции оказались в меньшинстве, сократилось представительство кадетов, самыми большими фракциями располагали октябристы и правые.

Из всех думских партий Столыпин мог рассчитывать только на октябристов, причем с оговорками. Но все же ему удавалось проводить через Думу необходимые решения.

Если шла речь о реформаторских мероприятиях, то его поддерживало парламентское большинство октябристов, прогрессистов и кадетов. При необходимости провести через парламент “охранительные” мероприятия он находил поддержку у парламентского большинства октябристов с правыми.

Но не только репрессивные мероприятия были частью политики П.А. Столыпина. С самого начала его работы на посту премьера он разрабатывает и пытается осуществить свои преобразования. Его проекты предполагали существенные, а нередко коренные изменения во всех без исключения сферах жизни российского общества. Не все эти проекты были подготовлены командой Столыпина – часть их досталась ему “по наследству”, но именно Столыпин объединил их в систему. Таким образом, можно говорить о самостоятельной концепции преобразований П.А. Столыпина. Столыпинские реформы можно условно разделить по трем направлениям: формирование основ гражданского общества, реформирование государственного устройства и модернизация экономики.

(Используя плакат “ Реформы П.А. Столыпина”, ознакомить учащихся с намеченными для реализации преобразованиями главы правительства.)

Из-за недостатка средств и противодействия в Государственном Совете правых, не склонных одобрять реформаторские начинания премьер-министра, планы Столыпина так и остались не реализованными.

Промежуточная актуализация.

  1. Мог ли крестьянин добровольно выйти из общины?
  2. Почему сохранение общины вело к упадку крестьянского производства?
  3. Как производилось наделение крестьян землей в общине?
  4. Являлись ли крестьяне собственниками земли?

Столыпинская модернизация сельского хозяйства России.

Неблагоустройство значительной части крестьянства давно уже заботило и Николая II. Кабинету С.Ю. Витте не удалось принять никаких “сильных мер”, хотя предварительная работа велась и в 1905 году. Резерва времени у власти больше не было, поэтому тяжелую ношу по реформированию крестьянского землеустройства принял на себя кабинет Столыпина.

9 ноября 1906 года началась аграрная реформа П.А. Столыпина.

Важной частью крестьянской реформы стали отмена сословных ограничений крестьян и предоставление крестьянам – единоличникам право покупать землю.

Правительство более не могло игнорировать требования крестьянства решить проблемы аграрного перенаселения и малоземелья.

Учащиеся изучают исторические документы и совместно с преподавателем заполняют структурно- логическую схему №3 “Решение проблемы малоземелья крестьян”.

Структурно-логическая схема № 3

Документ №1
Речь П.А. Столыпина об устройстве быта крестьян и о праве собственности, произнесенная в Государственной Думе 10 мая 1907 года.

…Земельный вопрос дал бы он или нет возможность устроить крестьян у себя на местах?

На это ответ могут дать цифры, а цифры, господа, таковы: если бы не только частновладельческую, но даже всю землю без малейшего исключения, даже землю, находящуюся в настоящее время под городами, отдать в распоряжение крестьян, владеющих ныне надельною землею то в то время, как в Вологодской губернии пришлось бы всего вместе с имеющимися ныне по 147 десятин на двор…, в 14 губерниях не досталось бы и по 15, а в Полтавской пришлось бы лишь по 9…, в 10 губерниях… с наименьшим наделом, т. е. по 7 десятин на один двор.

Поголовное разделение всех земель едва ли может удовлетворить земельную нужду на местах; придется прибегнуть к тому же средству, которое предлагает правительство, то есть к переселению; придется отказаться от мысли наделить землей весь трудовой народ…

Но где же взять достаточное количество земли? Анализируя документы № 2 и № 3, составим основные мероприятия, необходимые для решения проблемы малоземелья крестьян.

(Заполнение схемы)

Документ № 2
Столыпинская реформа в большинстве случаев реализовывалась царскими указами, что гарантировало оперативность ее проведения…

12 августа 1906 г последовал указ о передаче Крестьянскому банку сельскохозяйственных удельных земель (собственность императорской фамилии); 27 августа – о порядке продажи казенных земель; 19 сентября – о порядке продажи крестьянам казенных земель на Алтае (собственность императора)… этими решениями был создан национальный земельный фонд.

Цит. По: История России XX век под редакцией А.Н. Сахарова и др.

М., АСТ, 2001. С. 88-89.

Кроме того, в земельный фонд вошли продаваемые земли помещиков.

(Заполнение схемы)

Указ 9 ноября 1906 года ликвидировал насильственное прикрепление к общине и уничтожил закрепощение личности, т.е. община была разрушена.

Документ № 3
Из указа Правительствующему сенату 9 ноября 1906 г.

1. Каждый домохозяин, владеющий землей на общинном праве, может во всякое время требовать укрепления за собой в личную собственность причитающийся ему части из означенной земли…

12. Каждый домохозяин… имеет право…требовать, чтобы общество выделило

ему взамен сих участков собственный участок, по возможности к одному месту.

Преподаватель поясняет, как происходило выделение земли крестьянам в качестве отрубов и хуторов и подчеркивает, чтобы крестьянин окончательно почувствовал себя свободным, ему, по мнению Столыпина, следует дать возможность “укрепить за собой плоды трудов своих и предоставить их в неотъемлемую собственность”.

(Заполнение схемы)

Преподаватель знакомит с другими мероприятиями реформы: с государственной помощью крестьянским хозяйствам, в т.ч. и переселенцам, с крестьянской кооперацией. Для совместной переработки и сбыта продукции хозяйства Сибири объединялись в артели и кооперативы (льноводческие, молочные, маслоделательные).

(Используется структурно-логическая схема № 4 “Основные мероприятия аграрной реформы”

 Структурно-логическая схема № 4

Первичное закрепление нового материала по структурно-логическим схемам №3, №4.

3. Итоги аграрной реформы П.А. Столыпина.

Преподаватель знакомит учащихся с итогами аграрной реформы Столыпина.

(Использовать плакат “Итоги аграрной политики П.А. Столыпина”)

V. Этап закрепления системы ЗУН

1. Задание учащимся: Сравните реформаторские идеи С.Ю. Витте и П.А. Столыпина в аграрном вопросе. Какие идеи их объединяли, и в чем заключалось различие в подходах к реформированию аграрного сектора?

Учащиеся, проанализировав материал, окончательно оформляют его в таблицу, начатую на предыдущих уроках (в таблице учащимися заполняется раздел “Реформаторские взгляды П.А. Столыпина).

Реформаторские идеи С.Ю. Витте и П.А. Столыпина в аграрном вопросе.

Линии сравнения Реформаторские взгляды С. Ю. Витте Реформаторские взгляды П.А. Столыпина
Отношение к частной собственности крестьян на землю. Замена общинной надельной собственности частной. Замена общинной надельной собственности частной в виде хуторов и отрубов.
Решение проблемы малоземелья. Переселение крестьян. Переселение крестьян за Урал, в Сибирь, Казахстан, Среднюю Азию.
Предоставление крестьянам права выходить из общины. Предоставление крестьянам права выходить из общины с наделом. Не призывал ликвидировать общину как таковую. Разрушение общины.
Политика по отношению к помещичьему землевладению. Помещичье землевладение неприкосновенно. Помещичье землевладение неприкосновенно.
Государственная и социальная помощь крестьянам. Не предусматривалась. Предоставление государственной помощи переселенцам, кредитование крестьян.

После заполнения таблицы ее результаты обсуждаются учащимися.

Заслушиваются по выбору (и при наличии времени обсуждаются) аграрные проекты учащихся.

Проект основных положений.

§1. Земля для сельского хозяйства должна отдаваться в пользование всем желающим ее обрабатывать.

§2. Для этого образовать земельный фонд, в который должны войти все казенные, императорские, частновладельческие, продаваемые землевладельцами.

§3. Помещики, сохраняя право собственности на все принадлежащие им земли, сдают в аренду необрабатываемые, но пригодные для ведения сельского хозяйства земли по установленной государством цене .

§4. Все помещичьи земли пригодные для сельского хозяйства и необрабатываемые в последние 5 лет, в обязательном порядке сдаются в аренду крестьянам. Арендная плата на них устанавливается §5.

§5. Цены на аренду земли устанавливает государство. Разницу между арендной ценой, установленной государством, и арендной ценой, установленной для определенной местности, выплачивает государство землевладельцу, сдавшему землю в аренду на основании договора.

§6. Крестьяне имеют право выйти из общины без каких либо ограничений, с получением надела земли, который находился в их пользовании до выхода из общины.

§7. Надел земли полученный при выходе из общины переходит в собственность крестьянина.

§8. Надел земли полученный при выходе из общины, по желанию крестьянина может быть сведен в единый надел или может остаться чересполосным в зависимости от ландшафта и хозяйственных условий местности, а также на основании местных положений.

§9. По желанию крестьян допускается создание коллективных хозяйств, в этом случае выделение наделов производится с учетом местных условий и местных положений.

§10. Если земли для наделения крестьян в данной местности не хватит, то крестьяне получают право на переселение за счет государства в те местности, где земля имеется в избытке.

§11. Переселение производится за счет государства и с предоставлением льгот, субсидий, с выделением необходимых денежных средств на обустройство и покупку сельхозинвентаря, машин, семян.

§12. Государство выделяет необходимые денежные средства на мелиорацию и осушение, находящихся в пользовании надельных земель крестьян.

§13. Государство создает фонд необходимых для крестьян сельхозинвентаря и машин и предоставляет их на правах аренды с последующим выкупом в рассрочку.

§14. Лицам, получившим землю, но не имеющим достаточных средств для обзаведения всем необходимым для хозяйства, должна быть оказана помощь за счет государства в форме ссуд и пособий и кредитов с отсрочкой выплаты сроком на 5 лет.

§15. На местах организовать агрономические комитеты для оказания консультативной помощи крестьянам, с целью освоения передовых способов ведения хозяйства.

§16. Создать местные комитеты для выработки основных положений для конкретной местности.

VI. Подведение итогов урока

VII. Постановка и комментирование домашнего задания

Преподаватель сообщает, что в историографии и публицистике сложились различные точки зрения на политику Столыпина. Одни авторы считают, что реформа достигла намеченных целей и проводившиеся реформы отвечали глубинным интересам развития страны, были получены позитивные результаты в модернизации крестьянских хозяйств, повышения производительности и товарности.

Другие, напротив, придерживаются мнения, что реформа провалилась, так как кабинет Столыпина попытался совместить несовместимое – интересы развития страны и сохранение интересов помещиков.

Третья точка зрения – “половинчатость реформ”. Частичный успех соседствует с крупными просчетами.

Постановка домашнего задания:

Будет верным определить ваше собственное отношение: какой из указанных точек зрения вы будете придерживаться после изучения текста учебника с. 59-62?

Затем класс делится на три группы. Задача каждой из групп, используя текст учебника, провести подбор фактов, соответствующий каждой из перечисленных точек зрения.

Обратить внимание учащихся на то, как по-разному воспринимаются одни и те же исторические явления в зависимости от позиции авторов.