Водоемы нашего края

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • познакомить детей с водоёмами Алтайского края,
  • познакомить с животным миром водоемов, значением их для людей и охраной водоёмов,

Оборудование: презентация, карта Алтайского края, иллюстрации: речная выдра, бобр, ондатра, другие на усмотрение учителя.

Ход урока

Орг. момент.

Вступление.

Слайд 1 (см. презентацию)

У: Сегодня мы с вами отправимся в заочное путешествие по нашему краю. Познакомимся с водоемами нашего края, узнаем, как нужно охранять водоемы.

Начинаем заседание нашего клуба путешественников.

Я, как главный путешественник, дам вам краткую справку о водоемах нашего края. Но сначала помогите вспомнить, какие, же водоемы бывают?

Слайд 2

Водоемы

  • естественные (река, озеро, море, океан)
  • искусственные (водохранилище, пруды, каналы)

Какие из этих водоемов мы встречаем в нашем крае?

Слайд 3

На территории Алтайского края насчитывается более 20 тыс. рек, которые относятся к системе Оби (главной реке Алтайского края). Многие реки берут своё начало в горах, у них стремительное течение, глубокие русла, многие из них образуют на перекатах красивые водопады, высотой от 10 до 60 метров.

При выходе с гор на равнины реки становятся более спокойными. В зимние время реки питаются и пополняют свои воды только подземными водами, а весной и летом они пополняют свои воды за счет таянья снегов и дождевыми водами. На больших реках можно весной наблюдать ледоход, на малых реках он отсутствует. Толщина льда на крупных реках местами достигает до 2 – 2,5 метров.

Важнейшей рекой Алтайского края является река – Обь. Но прежде чем будем о ней говорить, нужно упомянуть о двух других реках. О каких? (Это реки Бия и Катунь).

Предоставляю слово…… (один из учеников расскажет о Катуни, другой о Бий)

Слайд 4,5,6

Бия- вторая по величине река в крае, длина её составляет около 619 км. В горах берут свое начало реки Чулышман и Башкаус, которые впадают в Телецкое озеро, а из озера вытекает река Бия. Она имеет много перекатов и порогов. Вода на участке от Телецкого озера прозрачная и практически на всём протяжении реки холодная. На равнинах Бия судоходна. На берегах рек много населенных пунктов (город Бийск и другие).

Слайд 7,8,9

Катунь – свое начало берет в ледниках на склонах горы Белухи. Длина Катуни 688 км от истоков река бурная, течет по ущельям, имеет много порогов, водопадов. После выхода вод на равнины она становится более спокойной. В Катунь впадает много мелких речек (около 7 тысяч)

Слайд 10.-карта

Слайд 11,12,13,14

Обь – важнейшая река края, протяженность её по Алтайскому краю составляет 453 км. На левом высоком берегу много крутых обрывов, правый берег – низкий и часто весной заливается водами. Питается река, как снеговыми водами, так и дождевыми. Зимой воды долго скованы льдом. В Обь впадает много крупных речек и притоков: Ануй, Песчаная, Чарыш, Алей и другие. На севере река впадает в Карское море. На берегах Оби много населенных пунктов.

Учитель: Одна из версий, откуда река получила такое название, данное русскими - “обе”, то есть “обе реки” — “Обь”, имея в виду две реки — Катунь и Бию, слившиеся в Обь.

Слайд15-чистый, физминутка

Работа с картой. Найдите на карте другие реки. Назовите их.

У вас лежат тексты. Прочитайте, расскажите о том, каких обитателей можно встретить в воде и у воды.

Работа с текстом.

Практически во всех стоячих водоемах Алтайского края можно встретить моллюсков (большого прудовика, перловицу), личинок насекомых (стрекоз, комаров, мух- журчалок и других). Так же там обитают различные черви, жуки, речные раки. У берегов встречаются амфибии (краснобрюхая жерлянка, прудовая и озерная лягушки)

В водоемах и водостоках равнинной части края встречаются плотва сибирская, карась, щука, окунь, линь. В горных реках температура воды низкая, течение быстрое, поэтому здесь водятся лишь холодноводные рыбы. Постоянные обитатели это таймень (рыба крупная, до 20-25 кг, длиной до полутора метров), лосось.

В водах Оби обитает около 50 видов различных рыб, половина из них имеет промышленную ценность. Наиболее ценные виды: осётр, стерлядь, нельма, пелядь и другие. Объектами промысла являются в основном — судак, щука, язь, налим, лещ, плотва, карась, окунь.

С водоемами связан и целый ряд наземных животных, добывающих здесь корма или устраивающих норы и гнезда. К ним можно отнести птиц (бекасы, чирки, серые журавли, цапли, гуси, чайки, кулики) и другие. А также млекопитающие – водяная полевка, ондатра, выдра, бобр. Практически все хорошо плавают и имеют приспособления для передвижения по воде и топкому грунту.

Почти во всех лесостепных районах, где есть водоемы, являются местом обитания ондатр. Завезенный из Северной Америки, почти 100 лет назад этот грызун, имеющий промысловую ценность, успешно акклиматизировался на водоемах Алтая. А в боровых реках и водоемах Салаира водятся бобры. Численность бобров стала увеличиваться. Это самый крупный представитель отряда (до 30 кг весом). Имеет ценный промысловый вид.

Слайд 16 -Водохранилище

Мы с вами познакомились с крупными реками края. Это естественные водоемы.

А сейчас познакомимся с искусственными водоемами.

На севере края, ниже города Камень-на-Оби, начинается Обское водохранилище, подпруженное плотиной у города Новосибирск. Длина водохранилища 230 км, ширина 20 км.

Водохранилище Сорочьелоговское расположено в Первомайском р-не, рядом с селом Сорочий Лог. Расстояние от г. Барнаула 45 км направление на г. Заринск. Водохранилище протяженностью10 км. В нем водится разнообразная рыба: щука, сазан, карп, судак, лещ, окунь, плотва, карась, линь.

Для подачи воды в степные районы построены Кулундинский магистральный канал протяженностью 180 км и магистральный канал Алейской оросительной системы протяженностью 90 км.

Слайд 17

На территории Алтайского края много озер: около 7 тысяч насчитывается в горах и около 5 тысяч на равнинах. Из них свыше 230 - площадью более 1 км2. Наиболее крупные озера находятся в степной зоне Алтайского края: Кулудинское - 728 км2, Кучукское - 181 км2, Горькое (Романовского района) - 140 км2, Большое Топольное - 76,6 км2, Большое Яровое - 66,7 км2. все эти озёра для людей имеют огромное значение. Одни из замечательных озер Алтайского края – это соленые озера.

Слайд 18,19,20

Ученик: В крае есть много соленых озер. Самые популярные из них Кулундинское, Большое Яровое, Малиновое озеро, озера в селе Завьялово. Эти озера имеют большую популярность для отдыхающих. Люди мажут себя лечебной грязью. Потом смывают её в находившихся радом пресных озерах.

Слайд 21 Рачки.

Учитель: Рапа – это насыщенный соляной раствор в водоемах, пустотах и порах донных отложений солеродных озер. Озерная рапа бесцветная, без запаха, горько-соленая на вкус.  

Мертвая на вид вода полна жизни, особенно в летнее время. Зачерпнешь горсть воды - и увидишь красных горбатых маленьких рачков длиной 0,8-1см. Таких рачков можно насчитать до 1500 на 1 кв. м. В течение лета они дают 3-4 поколения особей. Рачки называются артемия салина, класс ракообразных, семейство членистоногих. Они являются носителями соединений, синтезирующих органические вещества, формирующих при отмирании лечебную иловую грязь. Отмирающие тельца рачков накапливались столетиями на дне озер, вперемешку с илом и солью, и образовали толстый слой грязи, обладающей лечебными свойствами. Иловая грязь озера состоит из мелких частичек, мазеподобной консистенции, черного цвета, однородная, с запахом сероводорода. При высыхании она приобретает серо-пепельный цвет.

 Работа с текстом. Значение водоемов и их охрана (можно брать текст учебника)

Ученик: реки и озера имеют огромное значение для людей, на Катуни построена гидроэлектростанция, в реках и озерах водится много рыб, по берегам обитает много животных, на берегах в живописных местах расположены лагеря отдыха для детей, дома и базы отдыха. В солёных озерах добывают различные соли, которые используют не только в пищевой промышленности, но и в химической промышленности.

Песок, глина, ракушечник, который добывают на озерах, применяют в строительстве. Донный ил используют для подкормки животных и как удобрение.

Итог урока.

Что нового вы узнали на нашем заседании?

Какую помощь вы можете оказать по охране водоемов?

А сейчас я вам раздам капельку, похожую на воду, запишите на ней, то чем на ваш взгляд могут помочь дети для очистки наших водоемов.