Родительское собрание "Секреты здоровья ребёнка"

Разделы: Работа с родителями


Цель: убедить родителей в необходимости выполнения режима и правил гигиены.

Подготовка: анкетирование детей по выполнению режима дня, анкетирование родителей, театрализация: сценка «Будьте здоровы!».

Оборудование: выставка литературы по теме «Здоровье наших детей».

1. Беседа «Здоровье ребёнка и режим дня»

Школа, ребёнок, семья…Звенья одной цепи. Перед нами стоит общая задача обучения и воспитания школьника. И мы все вместе должны вырастить здорового и воспитанного человека.

Здоровье ребёнка во многом зависит от выполнения режима дня. Это предохраняет от утомления. Допустимо ли утомляться? Да, и не нужно добиваться, чтобы у ребёнка вообще не возникало утомления – наши усилия должны быть направлены на то, чтобы утомление не наступало слишком рано, чтобы оно не было слишком глубоким, чтобы более эффективным был отдых.

Если отдых недостаточен, то утомление, постепенно накапливаясь, приводит к переутомлению. А это – плохой сон и аппетит, головные боли, безразличие, снижение внимания, памяти, умственной и мышечной работоспособности, падение сопротивляемости болезням. Утомление снимается хорошим продолжительным сном, отдыхом на свежем воздухе, активным движением, полноценным питанием.

У учеников начальных классов работоспособность ниже, чем у старшеклассников. Однако из года в год работоспособность и сопротивляемость утомлению повышается: умственная работоспособность у мальчиков 7 – 10 лет одинаковая, а мышечная у девочек ниже, они и менее выносливые. Влияет на работоспособность и здоровье детей, например, зрение. Для таких детей нужен щадящий режим. Работоспособность младших школьников колеблется в течение суток, недель, года. В течение суток высокий подъём работоспособности с 8 до 11 часов утра, с 16 до 17 часов – второй подъём. Во вторник и в среду работоспособность наиболее высокая. В пятницу она падает. Умственная работоспособность наиболее высока с октября по январь. С января по март – снижается. Потом опять нарастает до июня.

Определяющую роль играют гигиенические условия работы.

  • Помещение должно быть достаточно освещено.
  • Стол должен стоять у окна, а свет падать слева.
  • На окнах не должно быть сплошных занавесок, высоких цветов.
  • Чистые стёкла пропускают ультрафиолетовые лучи, которые убивают болезнетворные микробы.
  • Осенью и зимой нужно использовать настольную лампу с абажуром.
  • Температура помещения не ниже 18 – 20 градусов.
  • Родители должны следить за рабочей позой ребёнка.
  • Следует проверить соответствие стола и стула. Если нет соответствия – развивается близорукость, искривление позвоночника.
  • Тетрадь должна лежать против средней линии туловища, книга – стоять прямо перед глазами на подставке.
  • Всё – по режиму. Великий физиолог Павлов не раз говорил, что ни что не облегчает работу нервных клеток головного мозга, как определённый распорядок жизни. Это и есть режим дня. Если ребёнок не доспал – у него нет внимания, на уроке он зевает, отвлекается. Поэтому должны быть отведены определённые часы для занятий, прогулок, сна.

Каждое отдельное отступление от режима кажется невинным, но они накапливаются изо дня в день, поэтому последствия таких отступлений начинают сказываться всё сильнее. Ваш ребёнок будет внимательным, усидчивым и хорошо успевающим, если им выполняется распорядок дня.
На что обратить внимание?

Рекомендации:

1. Достаточный сон (9 – 10 часов), ложиться и вставать строго в одно и то же время.
2. Регулярный приём пищи.
3. Определённое время выполнения домашнего задания.
4. Определённое время отдыха на воздухе, для творческой деятельности, свободных занятий и помощи семье.
5. Дневной сон.

Нельзя запрещать детям прогулки и игры на улице в наказание, за какие либо проступки. Дети обязательно должны гулять днём не менее 4 часов. Световое и ультрафиолетовое излучение благоприятно влияет на глаза. В противном случае развивается близорукость.
Не стоит увлекаться просмотром передач по телевизору. Существует норма – 1 час в день и 3 раза в неделю. Сидеть на расстоянии 2 – 2,5 метров. Для освещения лампочка должна быть сзади.
Ложась в постель в разное время, дети не могут долго заснуть, а утром им трудно встать. Перед сном занятия детей должны быть спокойными.
Если ребёнок не соблюдает распорядок дня, он становится легко возбудимым, рассеянным, во время работы часто отвлекается, неправильно реагирует на замечания. Родители отвечают за своего ребёнка, и как бы трудно ни было, должны предъявлять к нему необходимые требования. Ведь недаром народная мудрость гласит: «Если хочешь испортить ребёнка, дай ему всё, что он просит».
Режим дня – это одно из важных требований к ребёнку, влияющих на его здоровье и работоспособность.

2. Работа родителей по группам

Задания для родителей:

1 группа: составить примерный режим дня школьника: подъём, прогулки на свежем воздухе, выполнение домашнего задания, чтение книг, сон.
2 группа: подготовить ответы на вопросы: от чего наступает переутомление? Как узнаете, что ваш ребёнок устал? Как снять утомление?
3 группа: в какое время дня лучше всего делать уроки? Почему?
4 группа: какие передачи по телевизору разрешаете смотреть детям? Сколько времени они должны проводить у телевизора?

3. Ознакомление с результатами анкетирования

Анкета для детей

1. В котором часу ты встаёшь утром?
2. Когда выполняешь домашнее задание?
3. Какие передачи смотришь по телевизору?
4. В какое время гуляешь на улице?
5. Когда читаешь книги?
6. В котором часу ложишься спать?
7. Есть ли у тебя свой распорядок дня?
8. Придерживаешься ли ты его?

Анкета для родителей

1. В какое время ваш ребёнок встаёт в учебный день?
2. Делает ли ваш ребёнок утреннюю зарядку?
3. Делает ли ваш ребёнок закаливающие процедуры?
4. Завтракает ли ребёнок перед школой?
5. Каким транспортом пользуется?
6. Сколько времени затрачивает на дорогу в школу?
7. Сколько времени в среднем проводит на свежем воздухе: в учебный день, в выходные, на каникулах?
8. Какие спортивные секции посещает ребёнок? Сколько раз в неделю?
9. Какие кружки посещает? Сколько раз в неделю?
10. Сколько времени тратит на домашнее задание: в учебные дни, в выходные?
11. Читает ли ребёнок ежедневно не программную художественную литературу?
12. Сколько времени в день затрачивает ребёнок на просмотр телепередач?
13. Сколько времени проводит за компьютером и игровыми приставками: в учебный день, в выходные?
14. В котором часу ребёнок ложится спать: в учебный день, в выходные?
15. Бывают ли жалобы на: головную боль, головокружение, расстройство сна?
16. Часто ли проявляются: слезливость, капризы, плохое настроение, апатия?

4. Обобщение. Принятие решения родительского собрания

  • Контролировать соблюдение режима дня своими детьми.
  • Оказывать детям помощь в укреплении здоровья.

5. Театрализованное представление детей

Сценка «Будьте здоровы!» (журнал «Начальная школа» №7 – 2005 г., с.93).