Организация групповой формы работы на уроке иностранного языка

Разделы: Иностранные языки


Одна из важнейших задач, стоящих перед учителем английского языка в современной школе – обучение иноязычному общению, обеспечение максимальной активизации коммуникативной деятельности учащихся на уроке под руководством преподавателя.

В целях достижения наибольшей речевой активности учащихся следует чаще использовать групповые формы работы на уроке, которые осознаются в отечественной методике (Е.И. Пассов) и за рубежом как один из путей повышения эффективности современного урока иностранного языка.

К сожалению, групповая работа не нашла еще широкого применения в практике преподавания иностранного языка (далее ИЯ), что можно объяснить рядом трудностей организации группового общения, а именно:

  • трудности организационного характера, связанные с деятельностью учителя:

большая наполняемость группы и, как следствие, боязнь беспорядка на уроке;

б) неприспособленность классного помещения (невозможность перестановки мебели и свободного перемещения учащихся по классу);

в) организация работы в группах требует много времени (часто занимает весь урок, и учитель не успевает проконтролировать все группы);

г) нехватка методических пособий и разработок (зачастую учителю приходится самому разрабатывать и готовить раздаточный материал, не все учителя готовы к творческому поиску);

  • трудности, связанные с деятельностью учащихся:

неготовность учащихся к подобной форме работы на уроке (они привыкли к традиционной форме общения “учитель-ученик”);

б) низкий уровень языковой подготовки учащихся, использование учащимися родного языка при обсуждении заданий;

в) непонимание учащимися своей роли в процессе группового общения;

г) боязнь учащихся говорить на иностранном языке в присутствии других, нежелание некоторых учащихся работать в группе с теми или иными соучениками (например, девочек с мальчиками);

д) возможность для недисциплинированных учащихся избегать выполнения задания в группе;

е) разный темп работы (одни учащиеся выполняют задание раньше и начинают мешать другим);

Таким образом, успех коллективной работы зависит от профессиональных и личностных качеств учителя и от желания и умения учеников работать совместно и согласованно. Сами учителя и обучаемые должны быть психологически готовы к работе в группе и к организации работы групп. Иными словами, сначала нужно найти время для того, чтобы научить ребят работать в группе, и лишь затем предлагать им в групповой форме решать учебные задачи.

Можно свести к минимуму нежелательные последствия (дополнительный шум в классе и ослабление дисциплины при одновременном высказывании нескольких учащихся), если перед началом работы дать учащимся четкие указания, чтобы они точно поняли, что им предстоит сделать.(3) Сами задания не должны занимать много времени, иначе учащимся станет скучно или они устанут.

Приведем полезные рекомендации по организации работы в группах:

В группе должно быть не более 5 человек (учитель должен следить за тем, чтобы в каждой группе был хотя бы один сильно подготовленный учащийся, который сможет выполнить роль консультанта).

Кратко, ясно и четко объясните задание.

Учащимся требуется некоторое время для того, чтобы научиться работать вместе, если это группы сменного состава - не торопите их.

Работу в группах не следует затягивать. Определите время для подготовки задания и четко его соблюдайте. (Лучше дать короткий, чем длинный отрезок времени для подготовки и спустя несколько минут предупредить учащихся, что им остается, к примеру, 2 минуты.).

Не вмешивайтесь в работу после ее начала, не прерывайте учащихся в процессе общения и обращайте внимание только на те ошибки, которые мешают процессу общения. Остальные ошибки отмечайте для себя, чтобы впоследствии поработать над ними дополнительно.

Во время подготовки групповых заданий пройдите по классу, слушая то, что обсуждают участники групп, но не останавливайтесь надолго, так как Ваше присутствие мешает работе.

Объяснение заданий, процесс подготовки, контроль, подведение итогов группового общения должны проводиться на иностранном языке.

Для тех учащихся, которые заканчивают раньше, следует предусмотреть дополнительные задания, чтобы они не отвлекали учащихся других групп.

Выслушайте мнение представителей из каждой группы.

Оцените работу учащихся или прокомментируйте. При этом делайте акцент на наиболее удачные моменты в общении (правильно подобранный языковой материал (лексическое наполнение, разнообразие грамматических форм), использование жестов, интонации, эмоционального фона), не обходя вниманием и типичные ошибки.

Работа в группах завершается работой над ошибками. Для поддержания положительного психологического климата на уроке учителю следует исправлять ошибки безадресно. Учащиеся должны быть настроены на то, что ошибка - это естественная составная часть процесса обучения. Желательно добиваться того, чтобы ошибки исправлялись самими учащимися.

Планировать групповую работу можно уже в начальной школе, Чтобы научить младших школьников работать в группах, можно представить им памятку, раскрывающую “секреты” плодотворной совместной работы, например:

ПОМНИТЕ: работа в группах - это не соревнование, а совместное продвижение к знаниям, основанное на взаимопомощи и взаимовыручке;

БУДЬТЕ:

  • взаимно вежливыми,
  • доброжелательными,
  • организованными,
  • дисциплинированными,
  • тактичными и терпимыми к “промахам” одноклассников;

HE:

  • ссорьтесь,
  • перебивайте друг друга,
  • радуйтесь ошибкам товарищей,
  • смотрите раньше времени в “ключи”,
  • переговаривайтесь друг с другом громко (ведь Вы в классе не одни);

Организация группового общения должна проходить в атмосфере сотрудничества, дружелюбия и доверия. Авторитарный стиль учителя вызовет негативную реакцию учащихся.

Более того, групповая работа может быть эффективна для одних типов учебных заданий и крайне неэффективна для других, поэтому от учителя каждый раз требуется осмысление вопроса - зачем я сейчас объединил(а) учащихся в мини-группы, к какому результату они должны подойти, решая совместно ту или иную речемыслительную задачу (1).

Очень важным является вопрос о формировании групп, который предполагает осуществление дифференцированного подхода к учащимся с учетом их индивидуально-типологических особенностей (например, тип темперамента, темп овладения учебным материалом, глубина приобретенных знаний, способность самостоятельно применять умения или делиться своими знаниями и т. д.)

Перечислим основные 6 способов формирования групп на уроке (и во внеклассной деятельности), разработанные в проблемно-поисковых образовательных технологиях (2), которые в значительной степени определяют результативность группового взаимодействия обучаемых:

1. По выбору педагога (он сам распределяет учащихся в мини-группы)

При таком делении учитель не всегда учитывает симпатии и антипатии учащихся, поэтому оказавшись в некомфортной психологической обстановке некоторые учащиеся предпочитают отмалчиваться или выясняют межличностные отношения вместо решения конкретной учебной задачи.

2. По желанию учащихся

В этом случае процедура объединения в группы, как правило, проходит весьма эмоционально. Причем одни ученики выбирают тех партнеров, кому симпатизируют; вторые - тех, за чью спину можно будет спрятаться при выполнении задания, получив в итоге хорошую оценку; третьи - тех, с кем можно будет почувствовать себя лидером. Но иногда деление на группы (команды) затягивается (некоторых учащихся не хотят брать к себе ни одна группа) или состав групп оказывается неравным по силам (например, формируется группа девочек и мальчиков, или в одной группе объединяются все учащиеся с низким уровнем коммуникативной компетенции, в другой, наоборот, с высоким), поэтому выполнение некоторых заданий сразу обречено на провал, заранее можно предположить, что одна из групп не справится с поставленной коммуникативной задачей.

3. По набору лидеров

Лидеры в данном случае назначаются учителем - организатором групповой работы, а они по очереди называют имена тех, кого они хотели бы взять в свою группу. Наблюдения показывают, что лидеры выбирают в первую очередь тех, кто действительно способен продуктивно работать и достигать результата (иногда даже дружба и личные симпатии отходят на второй план). Но при таком способе формирования группы психологически трудно тем учащимся, кого выбирают последними, или вообще не хотят выбирать. Можно посоветовать организовать “аукцион” последних 3 - 4 человек в классе - лидеры должны не просто назвать имя желаемого игрока, но и обосновать его ценность для команды. Таким образом, вокруг “непопулярных” членов группы тоже возникнет интерес.

4. По определенному признаку

Так, можно, например, разделить учащихся:

  • по первой букве имени (оно начинается на гласную - согласную);
  • в соответствии с тем, в какое время года родился ученик (на четыре группы);
  • по тому, какого они знака зодиака (знаки воды, огня, воздуха или земли);
  • по цвету глаз (карие, серо-голубые, зеленые), и т.д.

Причем учитель может сам поделить участников на группы по определенному признаку, не сообщая им его. Задача учащихся - понять, какой признак объединил их между собой и одновременно отделил от других учеников класса (совместное решение задачи).

Этот способ деления интересен тем, что может объединить людей, которые редко взаимодействуют друг с другом. Но, изначально задавая некоторый общий признак, он создает основу для эмоционального принятия друг друга в группе.

Однако сложно заранее просчитать количественный состав групп (наверняка, не каждый признак представлен в классе одинаково), открытым остаётся вопрос и о силе групп.

5. По стилю интеллектуальной деятельности (эрудит, критик, скептик, генератор идей, аутсайдер)

Используется на продвинутом этапе обучения. Понятно, что учитель должен хорошо знать индивидуальные особенности учащихся, чтобы равномерно распределить их по группам и обеспечить достаточно высокий творческий потенциал в каждой подгруппе. Но данный способ формирования групп не всегда соответствует симпатиям - антипатиям учащихся.

6. Случайным образом

На младшей ступени обучения впечатляет такой способ формирования “случайной” группы, как: жребий (учащихся просят рассчитаться на первый - второй или распределяют четные номера - в одну группу, нечетные - в другую); предлагают обучаемым вытянуть фигуры разные по форме (квадрат, треугольник, овал, ромб, прямоугольник) или по цвету (желтый, красный, голубой, белый и др). На средней ступени практикуют объединение тех, кто сидит рядом (в одном ряду, в одной половине класса); с помощью импровизированных “фантов” (один из учеников с закрытыми глазами называет номер группы, куда отправится ученик, на которого указывает в данный момент учитель) и т.п.

Группа, формируемая по признаку случайности, характеризуется тем, что в ней волей случая могут объединиться учащиеся, которые вне учебных условий никак не взаимодействуют между собой. Таким образом, работа в такой группе развивает у участников способность приспосабливаться к различным условиям деятельности и к разным партнерам.

Большинство методистов и учителей-практиков рекомендуют чередовать работу в группах постоянного и сменного состава (чтобы учащиеся не привыкали к одним и тем же партнерам и не боялись вступать в контакт с незнакомыми собеседниками). Число групп (их может быть от 2 до 5) зависит от количества учащихся конкретного класса и предлагаемого им задания.

Собственный опыт работы в школе и ВУЗе подтверждает, что методически оправданно:

  • включать в одну группу учащихся с разным уровнем языковой подготовки, чтобы в каждой группе были свои консультанты, способные взять инициативу в речевом взаимодействии и оказать посильную помощь застенчивым или отстающим учащимся этой группы;
  • делать состав групп подвижным, чтобы учитель мог легко поменять местами некоторых учеников;
  • назначать разных учащихся лидерами групп, чтобы не было завышенной / заниженной самооценки у отдельных учеников;

Говоря о приоритетах группового взаимодействия на уроке иностранного языка, следует отметить, что в современных технологиях групповая работа используются как средство интенсификации и оптимизации учебного процесса, при котором ярко выражены межличностные процессы, отсутствующие при индивидуальной работе: общение, высокое доверие, взаимное влияние, поддержка, эффективное использование ресурсов каждого учащегося, взаимопомощь (3).

К важным преимуществам групповой работы на уроке ИЯ перед фронтальной и индивидуальной формами можно отнести следующие:

  • в условиях групповой работы возникает благоприятная для учения доверительная, эмоционально-положительная атмосфера в классе: исчезает страх перед учебной неудачей (сообща легче найти решение, не знаешь сам – объяснят или помогут одноклассники), возрастает уверенность учащихся в собственных силах (“Я тоже знаю и могу это сделать”).
  • при работе в группах решается проблема стеснительности, скованности некоторых учащихся, т. к. они чувствуют себя более комфортно в условиях взаимообучения и взаимоконтроля, когда могут посоветоваться или обратиться за помощью к одноклассникам. Такое взаимодействие способствует повышению коммуникативной и познавательной мотивации, появлению желания учиться в целом. Групповое обучение - это модель лечения для тех детей, которые эмоционально подавлены и поведенчески дезорганизованы (4). Оно помогает учащемуся разрушить изоляцию, выйти за пределы своего эгоцентризма, преодолеть чувство робости при языковом общении с разными партнерами, предложить сотрудничество другим учащимся и почувствовать единение, комфорт и безопасность.
  • в центре обучения находится не учитель (он перестает быть единственным источником информации для обучаемых, играет роль организатора и помощника речевого взаимодействия), а учащийся (который является равноправным речевым партнером) - личностно-ориентированный подход. Обучение, основанное на групповом общении, ломает его традиционную схему: инициатива учителя - ответ учащегося - реакция (оценка) учителя. (1) Работа в группе убеждает учащихся на практике в том, что изучение ИЯ предполагает не только активное общение с учителем, но и интенсивную самостоятельную работу по накоплению знаний, совершенствованию навыков и умений.
  • групповая работа позволяет вовлечь всех учащихся группы в учебный процесс (увеличивается время пребывания каждого ученика в иноязычной среде), обеспечивает постоянное, непрерывное речевое взаимодействие учеников, что особенно важно на уроках английского языка в рамках достижения коммуникативной цели урока. Как показывает практика, учащиеся глубже и в большем объеме усваивают материал, тратят меньше времени на формирование умений и навыков, чем при индивидуальном обучении. В классе уменьшаются дисциплинарные трудности (сокращается число учеников, не работающих на уроке), учащиеся получают больше удовольствия от учения, комфортнее чувствуют себя в классе, снижается их тревожность, возрастают познавательная активность и творческая самостоятельность. (2)
  • групповое обучение способствует развитию когнитивных способностей, которые не присущи индивидуальному обучению, а именно: успешному решению проблемных задач, способности сотрудничать, развитию созидательных способностей, таких, как умение пойти на риск, продуктивный спор, полемику, успешное выполнение своей роли. (1)
  • данная форма работы учит самостоятельности – вся совместная деятельность распределяется среди группы учеников. Одни выполняют только планирующую часть работы, другие – решают задачу (возможны полярные мнения), т. е. осуществляют исполнительскую часть деятельности, третьи – контролируют работу первых двух, четвертые – оценивают (3), т. е. каждый становится ответственным за определенную часть общего задания, которую, кроме него самого, никто уже не сделает. Групповое общение развивает способность к кооперации и сотрудничеству, повышает креативность школьников, способствует развитию у учащихся критического мышления и адекватной самооценки.
  • рационально организованная групповая деятельность учащихся на уроке не только позволяет решать познавательные задачи, но и способствует сплочению ученического коллектива. От участников группы требуется умение выслушать до конца, поддержать мнение одноклассника или оспорить его, выработать групповое решение, т. е. воспитываются такие важные человеческие качества, как толерантность (терпение), уважение к чужой точке зрения, взаимоотношения между учащимися становятся теплее и человечнее.
  • в ходе группового взаимодействия у учащихся развиваются общеучебные умения (умение слушать, соблюдать определенный порядок обсуждения, аргументировать свое согласие и несогласие, делать выводы, обобщать сказанное) и компенсаторные умения (использование лексического парафраза, замена сложных грамматических конструкций на более употребительные, умение обратиться за помощью к справочным материалам);
  • упрощается процедура контроля проделанной учащимися работы со стороны учителя (вместо 10 - 14 письменных работ или устных высказываний отдельных учащихся ему достаточно выслушать 3 - 4 групповых отчета); более того, представители других групп могут активно участвовать в обсуждении услышанного, дополнять, уточнять, исправлять ответы одноклассников;

Однако к недостаткам группового взаимодействия на уроке можно отнести систему оценивания, которая, как правило, сводится к двум учебным ситуациям:

  • в одной группе оказываются разные по силам ученики

Если учитель выставляет одинаковую для всех участников группы отметку, то она не всегда реально отражает вклад каждого ученика, т. е. может быть несправедливой при оценке знаний и речевых умений отдельных учащихся. Поэтому при организации работы в мини-группах важно донести до сознания учащихся мысль о том, что они отвечают за обучение любого члена своей группы, что командный успех может быть получен лишь при условии, если все члены группы задействованы в обучении, лидер группы несет ответственность за всех участников его команды, иными словами, успех в обучении - это результат коллективной работы.

  • группы в целом оказываются неодинаковыми по силам

Конечно, соблюдая принцип доступности / посильности в обучении, учитель может скорректировать создавшуюся ситуацию, предложив задания разные по степени сложности, но тогда возникает проблема дифференциации оценок, поскольку успешно выполненное задание повышенной сложности должно оцениваться более высоким баллом, чем задание, уступающее ему по степени сложности. Хотя для учителя важно личное продвижение отдельных учащихся в изучении языка и, может быть, чуть завышенная оценка для учащихся с недостаточно хорошим уровнем языковой подготовки послужит стимулом для дальнейшей кропотливой работы над языковым материалом, ведь ни для кого не секрет, что успех окрыляет.

Итак, групповое взаимодействие на уроке ИЯ - это:

  • реализация принципа активности в обучении, который был и остается основным в дидактике, т. к. групповая работа характеризуется высоким уровнем познавательной и коммуникативной мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью;
  • один из факторов развивающего обучения, центрированного на личности, цель которого формирование творческой личности, способной получать новые знания через сотрудничество с другими членами группы;
  • интерактивная форма обучения, которая активизирует мыслительную деятельность обучаемых, поддерживает внимание учащихся на уроке, развивает их речевую инициативу, обеспечивая постоянное речевое взаимодействие учащихся друг с другом, взаимное обогащение;

Групповая работа помогает учителю ИЯ создать на уроке “языковую среду”, т. е. условия, приближающиеся к тем, в которых люди беседуют на ИЯ в естественной обстановке.

Приложение.

Использованная литература.

  1. Колесникова И. Л., Долгина О. А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. – СПб.: Изд-во “Русско-Балтийский информационный центр “БЛИЦ”, ‘Cambridge University Press’, 2001.
  2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров / Сост. Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров. - М.: Академия, 2000.
  3. Психолого-методические особенности развивающих методов обучения иностранному языку. - Иваново, 1999
  4. Gazda G. M. Group procedures with children: A developmental approach // Councelling children in groups / Ed. By M. M. Ohlaen. N. Y. 2003.