Использование графического редактора для выполнения эскизов моделей рабочей одежды для дома – фартуков. Информатика + технология. 8-й класс

Разделы: Технология

Класс: 8


Тема: «Использование графического редактора «Paint» для выполнения эскизов моделей рабочей одежды для дома – фартук»

Цели:

  • Ознакомление учащихся с видами фартуков различного назначения и их  отделкой.
  • Привитие практических умений и навыков при работе с графическим   редактором

Задачи:

  • Научить применять компьютер для конкретных целей.
  • Научить выполнять эскизы моделей фартуков и составлять композицию аппликации способом компьютерной графики.
  • Ознакомить с работой художника – модельера, использующего современные технические средства.

Оборудование: компьютер, экран для демонстрации изображения с монитора   плакаты с различными моделями фартуков, журналы мод,  образцы  фартуков в масштабе 1:1 , образцы аппликаций,   рабочая тетрадь, ручка   карандаш, фломастеры, ластик.

Тип урока: интегрированный.

Понятийный минимум: новые термины: эскиз, стилизация, композиция, пропорция.

Урок проводят два учителя – технологии и информатики. Теоретические сведения учащиеся получают от учителя технологии, а практические задания – разработку эскизов фартуков и аппликаций к ним выполняют на компьютере под руководством учителя информатики.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение цели и темы урока

–  Знакомство с понятием «производственная одежда», «рабочая одежда».
– Фартук как рабочая одежда для дома.
– Гигиенические и технологические требования , предъявляемые к данному швейному изделию.
– Аппликация как отделка фартука.
– Профессия художника-модельера. Приемы изображения эскизов моделей (графический и живописный).
– Повторение приемов работы на компьютере для выполнения эскиза моделей фартуков и рисунков для аппликаций.
– Разработка общего и детального плана построения эскиза модели фартука и аппликации. Выполнение эскиза в тетради.
Создание страницы «Альбома мод» (раздел «Фартуки») на компьютере в графическом редакторе.

III. Теоретическая часть урока

1. Вступительное слово учителя

Современная одежда по назначению подразделяется на бытовую и производственную. К бытовой относится повседневная . торжественная, домашняя (в том числе рабочая) спортивная и национальная одежда.
Бытовая одежда предназначена для ношения в различных бытовых и общественных условиях. К производственной одежде относят специальную, санитарную и форменную.
Специальная и санитарная одежда предназначена для защиты человека от опасных и вредных природных факторов. Форменную одежду носят военнослужащие, работники специальных ведомств, учащиеся.
Производственная одежда весьма разнообразна. Это – комбинезоны, халаты, куртки, брюки, фартуки и др. Характер работы учитывается при выборе ткани для изготовления конкретного швейного изделия (свойства, цвет), отделки, деталей, фурнитуры.
Рабочая одежда для дома – фартук, служит для предохранения одежды от загрязнения. Основные требования, которые предъявляются к фартукам, это утилитарность и эстетичность.

2. Актуализация знаний и умений

Вопросы.

  • Какую специальную одежду надевают на работе: повар (фартук), врач (халат, брюки, куртку), продавец  (халат), сталевар (спецовка, куртка, брюки), дворник ( фартук, куртка, брюки)?
  • Какую одежду надевают для работы в доме?

IV. Формирование знаний, умений и навыков

В изготовлении фартуков можно проявить свою фантазию и индивидуальный стиль, большое внимание уделить цветовому решению, качеству ткани, отделке деталям.
Фартук для дома должен быть спокойным по фасону, силуэту, отделке, не мешать движениям. Используемая ткань должна хорошо стираться и утюжиться.
Детский фартук (нагрудник) предназначен для маленьких детей. Он может быть ярким, насыщенным по цвету, различным по форме (в виде плодов, ягод, игрушек и т.д.)

V. Практическая работа

Учащимся предлагается выступить в роли художников – модельеров и создать модель фартука. (Приложение 1) Эскиз модели нужно изобразить на бумаге, а затем этот же рисунок перенести на экран компьютера (Приложение 2). При работе с эскизами моделей фартуков важно обратить внимание на то, чтобы рисунок был пропорционален и располагался в центре диска. Фамилию следует расположить таким образом, чтобы получилось единое композиционное решение.
Начинают выполнять эскиз с силуэта, прорабатывают форму, а затем переходят к более мелким деталям и отделке. Эскиз может быть выполнен графически (с использованием от одного до трех цветов) и живописью (с использованием более 4-х цветов). Силуэт можно обвести черным контуром, чтобы выделить его. Линии вокруг силуэта должны быть более тонкими.
Отделка фартука может быть самая разнообразная: тесьма, декоративная строчка, отделочная строчка, отделочная ткань, карманы – аппликация. В русском народном костюме передник служил дополнением и богато украшался вышивкой, лентами, кружевом. Современная модель фартука может быть стилизована, т.е. решена в русском стиле. (Приложение 3)
Аппликация из ткани – это разновидность вышивки. Вышивание аппликацией состоит в том, чтобы укрепить на определенном фоне из ткани куски другой ткани. Можно для составления аппликации воспользоваться готовыми рисунками или выполнить их самостоятельно. 

Требования к рисунку для аппликации:

Рисунок должен быть упрощенным, без мелких деталей.
Необходимо продумать композицию рисунка, цветовую гамму аппликации.
– Следить за тем, чтобы она была пропорциональна размеру изделия
Для создания эскизов моделей средствами компьютерной графики графический редактор «Paint» предоставляет «Инструменты» с дополнительными режимами и палитрой из 36 цветов, а также дает возможность редактировать эскизы (направление, передвижение рисунка или части на экране компьютера).

Для создания «Альбома мод» (раздел «фартуки») необходимо обратить внимание учащихся на следующее:

  • Карандаш используется как основной инструмент для создания силуэта модели. Карандаш позволяет рисовать линиями различной толщины.
  • Линейка помогает создать более прямые линии, чем карандаш.
  • Прямоугольник и эллипс можно использовать при создании частей моделей правильных форм. Необходимо учитывать, что для создания круга и квадрата надо удерживать клавишу.
  • Кисть с дополнительными режимами используется для различного рода мелких затейливых рисунков, которые имитируют набивку на ткани.
  • В спецэффектах удобен режим увеличения какой-либо части рисунка в два раза для достижения пропорционального эскиза модели (например, для создания аппликации в виде символа, созданной инструментом «Символы»).
  • Ластик применяют для корректировки разрабатываемого рисунка.
  • Краска используется для заливки любого замкнутого контура в эскизе цветом, выбранным из палитры. Если для создания «Журнала мод» используется черно-белый принтер, лучше выбирать из палитры более контрастные цвета.
  • Символы можно использовать помимо нанесения надписей на рисунок в качестве аппликаций в виде символов.
  • Штампом часто создают аппликацию или часть аппликации. При этом необходимо помнить, что рисунок, созданный штампом, можно увеличить в два раза, в четыре раза, в восемь раз.
  • Перемещение совместно с режимом «Магнит» хорошо использовать для переноса изображения, т. е. для более удачного построения композиции рисунка.
  • Отмена позволяет отменить последнюю операцию по созданию рисунка.
  • Пункт «Редактирования» из меню, предоставляемого графическим редактором, позволяет копировать какие-либо части рисунка.

VI. Заключительная часть

Вопросы для повторения:

  • Каким способом можно выполнить эскиз модели фартука?
  • С чего начинают выполнять эскиз модели?
  • Какую отделку можно применить?
  • Какие требования предъявляются к рисунку для аппликации?
  • Какие инструменты предоставляет графический редактор»Paint»для создания эскиза модели фартука?

В заключительной части урока учащиеся вместе с учителем подводят итог урока , проводят самоанализ работы и выставляют оценки.