Исследовательская деятельность младших школьников

Разделы: Внеклассная работа


Виды учебных исследований, проводимых в начальной школе:

  • по количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные.
  • по месту проведения: урочные, внеурочные.
  • по времени: кратковременные или долговременные.
  • по теме: предметные, свободные.

Очень важным этапом является этап представления результатов исследования. Он позволяет решить несколько задач: развитие научной речи, развитие умений работать с текстом, анализ продукта собственной деятельности, возможность продемонстрировать свои достижения, пополнение знаний других учащихся новыми сведениями, умение оценки и самооценки результатов исследования.

Формы занятий, позволяющих представить результаты исследования.

  • конференции, на которых учащиеся представляют краткий доклад о проделанной работе и отвечают на вопросы аудитории.
  • презентации, на которых ярко, красочно и привлекательно представляются достижения учащихся.
  • выступления для своих одноклассников, учащихся параллельных классов заинтересованных данной темой - представление доклада с целью сообщения новых знаний.

Анализ исследовательской деятельности.

В сентябре месяце мы с ребятами решили заняться исследовательской деятельностью.

Мы выбрали тему исследования "наша школа - это:..". Эта тема актуальна, т.к школе исполняется 75 лет.

Я предложила ребятам составить вопросы о нашей школе. Один ребёнок из этих вопросов составил анкету.

Составленную анкету он провёл в классе в октябре месяце.

Цель анкеты выяснить, что его одноклассники знают о своей школе.

Результаты, полученные при обработки анкеты, мы занесли в таблицу.

2-ой анкетный опрос он провёл в конце декабря. Ребята 2 месяца самостоятельно занимались исследовательской деятельностью, искали ответы на вопросы анкеты. Ребята посещали школьную и районную библиотеки, посещали и занимались в школьном музее. Собирали информацию о школе из газет нашего города.

На основе показаний анкет можно сделать вывод, что исследовательская деятельность необходима в начальной школе, т. к. развивает познавательную и мыслительную деятельность учащихся.

Но на этом исследовательская деятельность не заканчивается. Ребята сами изъявили желание продолжить эту деятельность и изучить количественные характеристики (сколько учеников, учителей, классов и кабинетов), изучить архитектурный дизайн школы, узнать традиции школы, её выдающихся учеников и учителей, сколько медалистов и кем они стали.

Исследовательская деятельность осуществляется по следующим направлениям:

1. Работа с теоретическими понятиями исследовательской деятельности, такими, как исследование, информация.

Тема исследования "Наша школа-это..."

Ставится цель: организовать поиск сведений, связанных с разными сторонами существования школы.

Задачи исследования: найти информацию об истории школы, сведения о кружках и секциях, существующих в школе, выяснить количественные характеристики (сколько учеников, учителей, классов, кабинетов), изучить строение школы, архитектурный дизайн.

В соответствии с поставленными задачами выбираются методы исследования: опрос, поиск литературы, наблюдение.

С целью выполнения каждой задачи назначаются группы учащихся, работающих по исследованию определённого направления. Учащиеся имеют возможность выбора наиболее интересной для них задачи.

2. Учащиеся проводят опросы, анкетирования.

Анкета "Моя школа".

  1. Назовите номер своей школы.
  2. В каком районе находится твоя школа?
  3. Назовите адрес своей школы.
  4. Сколько лет твоей школе?
  5. Назовите фамилию, имя, отчество директора.
  6. Назовите фамилию, имя, отчество первого директора.
  7. На каком этаже находится кабинет директора?
  8. Чьё имя носит школьный музей?
  9. Как называется школьная газета?
  10. На каком этаже находится медицинский кабинет?
  11. Сколько спортивных залов в школе?
  12. Где находится библиотека?
НОМЕР ВОПРОСА ОТВЕТЫ ДО ИССЛЕДОВАНИЯ ОТВЕТЫ ПОСЛЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
1 18 18
2 2 18
3 10 18
4 5 13
5 12 17
6 0 9
7 18 18
8 4 12
9 6 14
10 18 18
11 17 18
12 18 18