Урок русского языка в 5-м классе. Методическая разработка "Простые и сложные предложения"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  • развивать у учащихся навыки, необходимые для определения простых и сложных;
  • предложений как в письменной (по грамматической конструкции и наличию знаков;
  • препинания), так и в устной речи (по интонации и наличию нескольких основ);
  • воспитывать необходимое для красивой и грамотной речи чувство языка;
  • познакомиться с простыми и сложными предложениями;
  • учиться ставить знаки препинания в сложных предложениях.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Формулирование темы и цели урока.
  3. Изучение нового материала.
  4. Закрепление изученного материала. 
  5. Подведение итогов.
  6. Домашнее задание.

Оборудование: учебник, таблицы-схемы (конструкция простого предложения, конструкции разных типов сложного предложения), карточки с упражнениями.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

На доске записаны четыре предложения и даны схемы к ним.

Листья опадают с деревьев, и в воздухе потянулась паутина.
Пришел сентябрь.
Лес обнажился, часто идут нудные дожди.
Птицы улетают в теплые края.

Учитель. Прочитайте предложения. Внимательно рассмотрите схему. Сформулируйте к ним задание.
Надо написать предложения в соответствии со схемами.

Учитель. Прочитайте два первых предложения. Найдите в них общее. Выполните разбор первого предложения, дав характеристику по цели высказывания, интонации, наличию второстепенных членов предложения.
Это повествовательные предложения. В каждом по одной грамматической основе. Первое предложение простое, повествовательное, невосклицательное, распространенное.

Учитель. Прочитайте третье и четвертое предложения. Отметьте в них общее.
В третьем и четвертом предложениях по две грамматических основы.

2. Формулирование темы и цели урока

Учитель. Какие предложения вы назвали бы простыми, а какие — сложными?
Предложения с одной грамматической основой можно назвать простыми, а предложения с несколькими грамматическими основами — сложными.

Учитель. Сформулируйте тему сегодняшнего урока, исходя из наших рассуждений.
Тема сегодняшнего урока — «Простые и сложные предложения».
На доске записывается тема урока.

Учитель. Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте также опорные слова, написанные на доске.

1) Познакомиться с ... и ...;
2) учиться различать ... и ...;
3) учиться ставить ...

Цель: познакомиться с простыми и сложными предложениями; учиться различать простые и сложные предложения; учиться ставить знаки препинания в сложных предложениях.

3. Изучение нового материала

Учитель. Итак, мы с вами выяснили, что предложения, имеющие одну грамматическую основу, называются простыми, а предложения, имеющие несколько грамматических основ, называются сложными. А теперь еще раз прочитайте сложные предложения. Скажите, сколько простых предложений в каждом сложном?
В каждом сложном по два простых предложения.

Учитель. Прочитайте первые простые предложения, входящие в состав сложных. Скажите, имеют ли они интонацию конца предложения. Связаны ли они по смыслу со вторыми простыми предложениями?
Первые предложения, входящие в состав сложного, не имеют интонации конца предложения и связаны со вторыми простыми предложениями по смыслу.

Учитель. Обобщите наши рассуждения. Скажите, как связаны между собой простые предложения, входящие в состав сложных.
Простые предложения, входящие в состав сложных, связаны между собой по смыслу и интонационно.

Учитель. Посмотрите на первое сложное предложение. Скажите, чем, кроме смысла и интонации, могут соединяться между собой простые предложения, входящие в состав сложного (учитель обводит кружочком союз и).
Кроме смысла и интонации, простые предложения, входящие в состав сложного, могут соединяться между собой с помощью союза.

Учитель. Как называются такие сложные предложения — союзными или бессоюзными?
Такие сложные предложения называются союзными.

Учитель. Посмотрите на второе сложное предложение. Скажите, как в нем связаны между собой простые предложения и как называется такое сложное предложение.
Простые предложения, входящие в состав второго сложного, связаны между собой только по смыслу и интонационно, без союза. Это бессоюзное сложное предложение.

Учитель. С помощью какого знака препинания разделяются простые предложения, входящие в состав сложного (учитель выделяет запятые).
Простые предложения в составе сложного разделяются запятыми.

Учитель. Обобщите наши рассуждения по плану:

1. Какие предложения называются простыми, а какие — сложными?
2. Из чего состоит сложное предложение?
3.  Как связаны между собой простые предложения, входящие в состав сложного?
4.  Какие сложные предложения называются союзными, а какие - бессоюзными?
5.  Чем разделяются простые предложения, входящие в состав сложного?

Учитель. Прочитайте новый материал по учебнику. Сравните его с нашими выводами.

4. Закрепление изученного материала

Упражнение 1

Приближался конец с.нтября                                         а ...ктябрь пахнет к…пустой
Небо зат...нулосъ обл...ками                                           а х...л...да ещё не наступили
Сад был густой и в…твистый                                       пошёл тихий серый дождь
С…нтябрь благоухает ябл…ками                                  но листья уже опали

Учитель. Продолжим наш разговор о сложном предложении и об осени. Прочитайте упражнение, сформулируйте к нему свое задание.
Надо соединить между собой подходящие по смыслу части из левого и правого столбиков так, чтобы получились сложные предложения. Поставить недостающие знаки препинания. Вставить пропущенные буквы.

Учитель. Составьте и напишите сложные предложения.
Прочитайте составленные предложения со знаками препинания.
Выделите одно сложное предложение по своему признаку.
Можно выделить предложение Небо затянулось облаками, пошел тихий серый дождь. Это бессоюзное сложное предложение, а остальные — союзные.

Учитель. С помощью каких союзов, кроме союза и могут соединяться между собой простые предложения в составе сложного?
Кроме союза и, простые предложения могут соединяться в составе сложного с помощью союзов а, но.

Учитель. Расскажите, как вы написали слова с пропущенными буквами, группируя их по орфограммам.

Упражнение 2 (устно)

Прочитайте стихотворение. Укажите простые предложения и сложные предложения, выполнив их разбор по образцу.

Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес.
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет темный лес.
На ручей, рябой и пестрый,
За листком летит листок,
И струей, сухой и острой,
Набегает холодок.
                                                    Н. А Некрасов

Образец рассуждения: Заунывный ветер гонит стаю туч на край небес — это предложение простое, так как содержит только одну грамматическую основу ветер гонит. Распространено определением заунывный, обстоятельством на край небес (куда?). Конструкция данного предложения передается схемой... (зарисовать в тетради либо отметить номер схемы).
Ель надломленная стонет, глухо шепчет темный лес — это предложение сложное, так как включает в себя две грамматические основы: ель стонет и лес шепчет. На письме два предложения в составе одного сложного отделяются запятыми. Предложение распространено определениями надломленная, темный и обстоятельством глухо. Конструкция передается схемой...

Учитель: Однако не всегда простые предложения объединяются в составе сложного с помощью интонации и знаков препинания. Часто функцию объединяющего звена на себя берут предлоги и союзы.

Упражнение 3

Составьте сложные предложения, используя для этого подходящие по смыслу союзы и, а, но, кто, когда, чтобы. (Комбинации предложений могут быть разными).

Образец: Утром дождь перестал. Отяжелевшие тучи медленно расползлись. Ветер только усилился. Марина не решилась выходить на улицу. (Утром дождь перестал, и отяжелевшие тучи медленно расползлись. Ветер только усилился, поэтому Марина не решилась выходить на улицу.)

1.  Ярко светило умытое солнце. Девочка отправилась на прогулку. В лесу было все еще сыро. Дети пошли быстрее.
2.  Солнце не спеша закатилось за горизонт. Мы еще были на улице. Туристы уже подходили к стоянке.
3.  Дежурные вымыли доску после урока. Завтра класс отправится на экскурсию.

Учитель: Однако к таким упражнениям надо относиться очень внимательно, ведь часто союз и объединяет не только два простых предложения в составе одного сложного, но и однородные члены предложения. Соответственно, это влияет и на тип предложения, и на его структуру. Для того чтобы быстро и безошибочно отличать союз и, объединяющий простые конструкции предложения, и союз, необходимый для соединения однородных членов, выполните следующее упражнение.

Упражнение 4

В каких предложениях, данных под одним номером, союз и соединяет однородные члены, а в каких — простые предложения в составе сложного? В каких случаях необходима запятая?

1. Я научилась просто, мудро жить, смотреть на звезды и молиться Богу, (однород. чл.). Когда шуршат в овраге лопухи и никнет гроздь рябины желто-красной, слагаю я веселые стихи... (прост, пр.) (А. А. Ахматова). 2. Нелюдимо наше море, день и ночь шумит оно... (прост, пр.) (Н. М. Языков). И вдруг махнул по всем по трем — и тройкой тешится детина, и заливался соловьем (однород. чл.) (Ф. Н. Глинка). 3. На севере диком стоит одиноко на голой вершине сосна и дремлет, качаясь, и снегом сыпучим одета,  как ризой, она. (прост, пр.). Чужды вам страсти и чужды страдания (однород. чл.) (М. Ю. Лермонтов).

5. Подведение итогов

Учитель просит учеников дать ответ на ряд вопросов:
—  Что такое простое предложение?
—  Что такое сложное предложение?
—  Как отличить конструкцию простого предложения от сложного?
—  В каких случаях перед союзом и всегда ставится запятая?

6. Домашнее задание

Задаётся задание на дом. Оцениваются знания учеников.
В качестве домашнего задания можно предложить составление предложений по схемам или карточку с упражнением, в котором нужно расставить запятые, подчеркнуть ГО и составить схемы предложений.

Карточка

Стояли ясные дни птицы готовились к отлёту. Задул северный ветер и тучи помчались по небу. С утра был туман но к вечеру погода разгулялась. Приближался октябрь а холода ещё не наступали. Озимая рожь поспела скоро начнется уборка урожая. Начался шторм и корабли ушли подальше от берега. Мы опасались дождя но тучи быстро рассеялись.

Литература для подготовки  учителя:

  1. Учебник «Русский язык 5-ый класс»/ под редакцией Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой – изд. БАЛАСС, г. Москва, 2007 г.
  2. Методические рекомендации для учителя/ под редакцией Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой – изд. БАЛАСС, г. Москва, 2006 г.
  3. Русский язык. Сборник упражнений. 5-ый класс/ под редакцией Т.Н. Самоловой, Ю.И. Самолова. – Новосибирск, 1997,  стр. 45- 50.
  4. Русский язык. Сборник упражнений. 5-ый класс/ под редакцией Т.В. Шкляровой – изд. Грамотей, г. Москва, 2007,  стр. 13.
  5. Занимательный русский язык/ под редакцией Г. Александровой ­– изд. Тригон, г. Санкт-Петербург, 1997 г.