Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Урок русского языка в 5-м классе. Методическая разработка "Простые и сложные предложения"

Разделы: Преподавание русского языка


Цели урока:

  • развивать у учащихся навыки, необходимые для определения простых и сложных;
  • предложений как в письменной (по грамматической конструкции и наличию знаков;
  • препинания), так и в устной речи (по интонации и наличию нескольких основ);
  • воспитывать необходимое для красивой и грамотной речи чувство языка;
  • познакомиться с простыми и сложными предложениями;
  • учиться ставить знаки препинания в сложных предложениях.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Формулирование темы и цели урока.
  3. Изучение нового материала.
  4. Закрепление изученного материала. 
  5. Подведение итогов.
  6. Домашнее задание.

Оборудование: учебник, таблицы-схемы (конструкция простого предложения, конструкции разных типов сложного предложения), карточки с упражнениями.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

На доске записаны четыре предложения и даны схемы к ним.

Листья опадают с деревьев, и в воздухе потянулась паутина.
Пришел сентябрь.
Лес обнажился, часто идут нудные дожди.
Птицы улетают в теплые края.

Учитель. Прочитайте предложения. Внимательно рассмотрите схему. Сформулируйте к ним задание.
Надо написать предложения в соответствии со схемами.

Учитель. Прочитайте два первых предложения. Найдите в них общее. Выполните разбор первого предложения, дав характеристику по цели высказывания, интонации, наличию второстепенных членов предложения.
Это повествовательные предложения. В каждом по одной грамматической основе. Первое предложение простое, повествовательное, невосклицательное, распространенное.

Учитель. Прочитайте третье и четвертое предложения. Отметьте в них общее.
В третьем и четвертом предложениях по две грамматических основы.

2. Формулирование темы и цели урока

Учитель. Какие предложения вы назвали бы простыми, а какие — сложными?
Предложения с одной грамматической основой можно назвать простыми, а предложения с несколькими грамматическими основами — сложными.

Учитель. Сформулируйте тему сегодняшнего урока, исходя из наших рассуждений.
Тема сегодняшнего урока — «Простые и сложные предложения».
На доске записывается тема урока.

Учитель. Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте также опорные слова, написанные на доске.

1) Познакомиться с ... и ...;
2) учиться различать ... и ...;
3) учиться ставить ...

Цель: познакомиться с простыми и сложными предложениями; учиться различать простые и сложные предложения; учиться ставить знаки препинания в сложных предложениях.

3. Изучение нового материала

Учитель. Итак, мы с вами выяснили, что предложения, имеющие одну грамматическую основу, называются простыми, а предложения, имеющие несколько грамматических основ, называются сложными. А теперь еще раз прочитайте сложные предложения. Скажите, сколько простых предложений в каждом сложном?
В каждом сложном по два простых предложения.

Учитель. Прочитайте первые простые предложения, входящие в состав сложных. Скажите, имеют ли они интонацию конца предложения. Связаны ли они по смыслу со вторыми простыми предложениями?
Первые предложения, входящие в состав сложного, не имеют интонации конца предложения и связаны со вторыми простыми предложениями по смыслу.

Учитель. Обобщите наши рассуждения. Скажите, как связаны между собой простые предложения, входящие в состав сложных.
Простые предложения, входящие в состав сложных, связаны между собой по смыслу и интонационно.

Учитель. Посмотрите на первое сложное предложение. Скажите, чем, кроме смысла и интонации, могут соединяться между собой простые предложения, входящие в состав сложного (учитель обводит кружочком союз и).
Кроме смысла и интонации, простые предложения, входящие в состав сложного, могут соединяться между собой с помощью союза.

Учитель. Как называются такие сложные предложения — союзными или бессоюзными?
Такие сложные предложения называются союзными.

Учитель. Посмотрите на второе сложное предложение. Скажите, как в нем связаны между собой простые предложения и как называется такое сложное предложение.
Простые предложения, входящие в состав второго сложного, связаны между собой только по смыслу и интонационно, без союза. Это бессоюзное сложное предложение.

Учитель. С помощью какого знака препинания разделяются простые предложения, входящие в состав сложного (учитель выделяет запятые).
Простые предложения в составе сложного разделяются запятыми.

Учитель. Обобщите наши рассуждения по плану:

1. Какие предложения называются простыми, а какие — сложными?
2. Из чего состоит сложное предложение?
3.  Как связаны между собой простые предложения, входящие в состав сложного?
4.  Какие сложные предложения называются союзными, а какие - бессоюзными?
5.  Чем разделяются простые предложения, входящие в состав сложного?

Учитель. Прочитайте новый материал по учебнику. Сравните его с нашими выводами.

4. Закрепление изученного материала

Упражнение 1

Приближался конец с.нтября                                         а ...ктябрь пахнет к…пустой
Небо зат...нулосъ обл...ками                                           а х...л...да ещё не наступили
Сад был густой и в…твистый                                       пошёл тихий серый дождь
С…нтябрь благоухает ябл…ками                                  но листья уже опали

Учитель. Продолжим наш разговор о сложном предложении и об осени. Прочитайте упражнение, сформулируйте к нему свое задание.
Над