Интегрированный урок (литература + изобразительное искусство) по теме "Художественные образы в лирических миниатюрах А.И. Солженицына из цикла "Крохотки"

Разделы: Литература, МХК и ИЗО


“Искусство растепляет даже захоложенную, затемненную душу к высокому духовному опыту. Посредством искусства иногда посылаются нам, смутно, коротко, – такие откровения, каких не выработать рассудочному мышлению… И тогда искусство, литература могут на деле помочь сегодняшнему миру”.
Нобелевская лекция по литературе 1972г., Александр Солженицын

Всем известно, что люди стали читать меньше, – телевидение, Интернет, музыка занимают огромное место в жизни человека. Книги заменяются электронными или аудиоверсиями. Но, несмотря на это, печатные издания продолжают жить. Ничто не может сравниться с сокровенным процессом личного общения с авторским словом. И по-прежнему притягивает к себе иллюстрированная книга. Иллюстрации можно подолгу рассматривать, находя все новые нюансы, восхищаясь оригинальностью авторского подхода. А можно выполнить и свои рисунки.

Конечно же, для того чтобы создать свой рисунок, необходимо знать приемы композиции, обладать простейшими навыками рисования. Основным же условием для создания хорошей иллюстрации является увлеченность книгой, эмоциональный и творческий настрой. Не случайно для иллюстрации выбирают любимую книгу или ту, которая произвела наиболее яркое впечатление.

Метод проживания и сопереживания эмоционально-чувственному опыту человечества через искусство требует от учащихся развитой чувственности и восприимчивости. Примером такого занятия может служить интегрированный урок литературы и изобразительного искусства по творчеству А.И.Солженицына.

Инновационными приемами нашей работы считаем оценку и анализ эмоциональной насыщенности работ, выраженной средствами изобразительного искусства, сопереживание авторскому отношению к изображаемым явлениям. При этом повышается роль восприятия художественного произведения и его влияние на духовно-нравственное воспитание учащихся.

Мы остановились на творчестве этого писателя не случайно. В сентябре 2008 года премьер-министр В.В. Путин поручил Министерству образования доработать учебные программы, чтобы творчество нобелевского лауреата А.И.Солженицына в них было представлено более полно.

Александр Исаевич вошел в нашу литературу как писатель “лагерной темы”, борец за свободу человека. Такие его произведения как “Один день Ивана Денисовича”, “Архипелаг ГУЛАГ” для очень многих людей стали источником знаний о страшном периоде нашей истории. Но ведь у Солженицына есть еще и другие работы, с которыми можно знакомить детей в школе. Лирические миниатюры, начатые в 1958 году и известные под заглавием “Крохотки”, вполне заслуживают внимания. Обратиться к ним можно уже на уроках в 6–7-х классах.

А.И. Солженицына на протяжении всей жизни волновали актуальные общественно-политические, философские, нравственные вопросы, его произведения отличаются эмоциональной напряженностью, сосредоточенностью на одном чувстве, определить которое мы можем как любовь к Отечеству. В “Крохотках” отражены, на наш взгляд, наиболее сокровенные мысли и переживания писателя, они – своеобразное зеркало “его духовного состояния”, в основе которого глубокая убежденность, что судьба и будущее народа неразрывны с его душой.

В условиях снижения нравственных ценностей, духовной культуры молодого поколения перед педагогами стоит нелегкая задача воспитания всесторонне развитой личности, способной на сострадание и сочувствие. Именно искусство как никакая другая область деятельности человека способно воздействовать на душу. Каждое из направлений искусства имеет свои выразительные средства: в литературе это слово, в изобразительном искусстве – цвет, линия, пятно. Они по-своему отражают окружающую действительность, своими средствами передают информацию об эпохе, людях, событиях и тем самым расширяют кругозор учащихся, соединяют обучение с эмоционально-нравственным воспитанием.

В связи с этой установкой мы разработали и провели серию уроков по литературе и изобразительному искусству, а результат работы обобщили на интегрированном уроке, построенном на взаимодействии двух компонентов: изобразительной деятельности и ознакомлении с творчеством Солженицына на примере рассказов из цикла “Крохотки”.

На уроках литературы учащиеся знакомились с “Крохотками” А.И.Солженицына, анализируя отдельные рассказы из этого цикла. Результатом работы на данном этапе стали сочинения-отзывы.

Параллельно велась работа учителем изобразительного искусства. Была разработана система уроков, на которых ребята знакомились со структурой книги, с творчеством знаменитых художников иллюстраторов. Главной задачей было показать неразрывную связь иллюстраций с содержанием, смыслом книги и выполнить свои рисунки к прочитанным рассказам Солженицына.

На заключительном уроке дети представляли свои работы: зачитывали отзывы, демонстрировали рисунки (Приложение 2). Из представленных сочинений видно, что учащиеся подошли к работе серьезно. Каждый постарался выразить чувства, которые он испытал при общении с данным произведением.

Итог работы – создание иллюстрированного сборника детских сочинений по рассказам Солженицына “Крохотки” (Приложение 3). Удачно найденные образы, общее решение книги никого не оставили равнодушными. Очень важно уметь поделиться со сверстниками своим прочтением книги, своим взглядом на мир. А главной задачей этих занятий остается общение – ученика и учителя, писателя и художника...

Такие уроки являются эффективным приемом повышения уровня художественно-эстетического сознания с помощью интеграции учебного процесса. Важным моментом самоопределения подростков являются овладение необходимым объемом культурной информации и приобретение собственного опыта культурной деятельности. Повышается самооценка, углубляется процесс рефлексии, появляется стремление повысить уровень самообразования.

Эпиграф к уроку:
“Вселенная имеет столько центров, сколько в ней живых существ”
А.Солженицын

Цель: показать взаимосвязь художественных образов в литературе и изобразительном искусстве на примере рассказов А.И. Солженицына из цикла “Крохотки”.

Развивающий аспект цели – развитие речи, познавательных и творческих способностей, ассоциативно-образного мышления, расширение кругозора.

Образовательный аспект цели – формирование навыков анализа литературного произведения, умения передавать изобразительными средствами художественные образы по прочитанным произведениям.

Воспитательный аспект цели – воспитание духовности, нравственности, чувства сопереживания, интереса к истории родной земли, любви к Родине.

Задачи:

  • научить учащихся интегрировать вербальный и живописный образ;
  • сопоставить произведения и специфические средства создания художественных образов в литературе и изобразительном искусстве;
  • привить учащимся навыки самостоятельной работы с текстом, развить у них умение научно-исследовательской деятельности;
  • провести экспресс-викторину с компьютерным сопровождением по творчеству А.И. Солженицына;
  • провести презентацию творческих работ обучаемых.

Оборудование:

для учителя: портрет А.И. Солженицына, презентация слайд-фильма о жизни писателя (Приложение 1), выставка книг Солженицына, эпиграф к уроку;

для учащихся: тетради по литературе, сочинения-отзывы, иллюстрации к прочитанным рассказам А.И. Солженицына.

Тип урока: комбинированный (свободная интеграция литературы и ИЗО).

Ход урока

1. Организационный момент

  • Приветствие.
  • Проверка готовности учащихся к уроку.

2. Целеполагание

Учитель литературы: В августе этого года исполнился год со дня смерти Александра Исаевича Солженицына. Он был не просто известным писателем и общественным деятелем, он был символом эпохи борьбы за свободу. О судьбе этого человека мы говорили на предыдущих уроках, знакомились с циклом его рассказов “Крохотки”, анализировали художественные образы, писали сочинения-отзывы.

Учитель изобразительного искусства: На уроках изобразительного искусства вы знакомились с понятием художественного образа, с созданием иллюстраций к литературным произведениям, выполняли свои рисунки по мотивам лирических миниатюр Солженицына.

Сегодня на уроке мы подведем итог взаимодействия литературы и изобразительного искусства, который способствует развитию образного мышления. На этом этапе работы вы сможете представить результаты своей деятельности.

3. Подготовка к восприятию темы разговора

Работа с эпиграфом

Учитель литературы: Обращаю Ваше внимание на эпиграф к нашему уроку. Прочитайте слова писателя и прокомментируйте их.

Солженицын знал цену жизни, он был на передовой во время второй мировой войны, видел смерть в лагерях, где отбывал срок за то, что посмел высказать собственную точку зрения, писатель научился ценить жизнь в любых ее проявлениях. Одной из главных тем рассказов из цикла “Крохотки” является любовь ко всему живому на земле.

Экспресс-викторина с компьютерным сопровождением (Приложение 1)

У Александра Исаевича Солженицына была нелегкая судьба, полная взлетов и падений. На предыдущих уроках мы говорили о жизни Солженицына, чтобы вспомнить ключевые моменты его биографии, мы предлагаем вам экспресс-викторину по творчеству автора.

Вопросы к викторине:

  1. Кто были родители А.И. Солженицына?
  2. Что Вы можете вспомнить о детстве писателя?
  3. Какое образование получил А.И. Солженицын?
  4. Александру Исаевичу, как и многим советским гражданам, пришлось пройти тяжелые испытания во время Великой Отечественной войны. Какие его военные награды Вы можете вспомнить?
  5. Когда пришла литературная слава к Солженицыну?
  6. Назовите литературные награды?
  7. С какой книгой Солженицына мы с Вами успели познакомиться?
  8. Прокомментируйте слова Л.К. Чуковской “Чувствуется, что у этого человека есть сила жить по-своему. Быстрый, легкий, сильный, очень русский… Когда он смеется или сильно движется, он похож на пламя.”
  9. Как Вы понимаете слова Солженицына, произнесенные на вручении ему Нобелевской премии мира: “Искусство растепляет даже захоложенную, затемненную душу к высокому духовному опыту. Посредством искусства иногда посылаются нам, смутно, коротко, – такие откровения, каких не выработать рассудочному мышлению… И тогда искусство, литература могут на деле помочь сегодняшнему миру”

4. Презентация работ учащихся

Учитель литературы: Цикл солженицынских “Крохоток” состоит из 17 миниатюр, различных по своему объему, тематике и жанрово-стилистическим признакам. Некоторые из них написаны в форме аллегорической миниатюры, замечательные образцы которой созданы И.Тургеневым, В.Короленко, И.Буниным. Как и его предшественники, Солженицын в своих миниатюрах иногда отказывается от непосредственного выражения смысла в тексте и на первый план выдвигает зарисовки мелких эпизодов окружающего мира, придавая им форму мимолетных мгновений, зафиксированных как будто наспех героем повествователем и отражающих его актуальное настроение. Представленные таким образом “мгновения” повседневности приобретают необычную яркость, красочность, и одновременно выражают более глубокий, чем кажется на первый взгляд, смысл.

Учитель изобразительного искусства: Главным средством создания образов в литературе является слово, в то время как в изобразительном искусстве художник передает зрительные подобия изображаемых предметов при помощи красок, линий, тона, цвета. Визуальные образы ориентированы на зрительные ассоциации, образное мышление, творческое воображение. Они усиливают выразительность чувств, помогают представить состояние души героя.

Слово и изображение всегда были связаны тесно. Литература и изобразительное искусство находятся между собой в определенных взаимодействиях. Иллюстрации помогают при чтении, они делают литературные образы зримыми, более конкретными, живыми, запоминающимися. Художник в изображении передает свое понимание персонажа через художественный образ.

Физкультминутка: упражнения для концентрации внимания.

Учитель литературы: Готовясь к уроку, вы не только писали отзывы по прочитанным миниатюрам, но и выполняли иллюстрации к ним. Давайте обратимся к вашим работам. Прочитаем отзывы и рассмотрим иллюстрации, на которых авторы представляют некие художественные образы. Попробуем сравнить образы, созданные Солженицыным, с творческими попытками детей, решающих подобную задачу. Первыми произведениями, на которые мы обратим внимание, будут “Вязовое бревно” и “Лиственница”. Чем объединены данные миниатюры?

Выступление ребят, работавших с данной миниатюрой.

В своих рассказах А. Солженицын затрагивает очень сложные темы. Одна из них – жизнь и стремление к жизни. Любой живой организм должен стремиться к существованию. Конечно, у каждого человека свое понимания жизни. Кто-то проводит ее так, как он захочет, а кто-то уверен, что жизнь зависит от стечения разных обстоятельств. Мне кажется, как бы не складывалась судьба, нельзя терять чувства собственного достоинства, нельзя пасовать перед трудностями и терять желания жить. Так, обыкновенная колода дерева в миниатюре “Вязовое бревно” становится не только объектом описания, но заодно и символом стойкости, могущества природы, ее способности к сопротивлению и сохранению своих живительных сил.

Я прочитала удивительно короткое произведение А. Солженицына “Лиственница”. Нельзя сказать, что мне оно понравилось, ведь я не привыкла к таким лирическим зарисовкам, мне больше нравятся большие по объему произведения с несколькими сюжетными линиями. В этой “крохотке” автор сравнивает прекрасное хвойное дерево с человеком. Итогом сравнения оказались строчки: “Ведь и люди такие есть”. Автор, описывая лиственницу, подчеркивает наличие у нее мягкой сердцевины, но ее древесная ткань – “наинадежная в мире, и топор ее не всякий возьмет, и для сплава неподымна, и покинутая в воде не гниет, а крепится все ближе к вечному камню”. Так и человек с виду хрупкий, ненадежный, но добрый внутри, стойкий, твердый неподкупный. Мне бы хотелось, чтобы и в жизни было больше таких людей. Произведение заставило меня задуматься о человеческой дружбе, о сущности людей.

Ребята демонстрируют свои рисунки, делают комментарии к ним.

Учитель литературы: Аллегорический смысл содержит и миниатюра “Костер и муравьи”. Предлагаем Вам представить свое видение этого произведения.

Выступление ребят, работавших с данной миниатюрой.

Рассказ “Костер и муравьи” повествует о любви к Родине. Это чувство есть и у людей, и у животных. Муравьи сначала спасали свою жизнь, но потом возвращались к своему бревну – маленькой Родине – и погибали.

Муравьи – весьма разумные насекомые, поэтому их можно сравнить с людьми, которые любят свое отечество, готовы ради его спасения отдать жизнь. В рассказе есть строка: “…какая-то сила влекла их назад, к покинутой родине!” Это великая сила любви к родной земле, отчему дому, желание вернуться к родимому очагу. Иначе как объяснить стремление многих людей вернуться на Родину, чтобы там окончить свой жизненный путь. Любовь к родной земле – великое чувство. Оно может поднять народы, объединить людей в огромную силу. А.И.Солженицын взывает здесь к патриотическим чувствам современников и напоминает, что нельзя покидать родину, находящуюся в опасности.

В этом небольшом рассказе заключен глубокий смысл, который будет актуален и у следующих поколений.

Учитель литературы: Тема свободы является сквозной в творчестве Солженицына. Не являются исключением и “Крохотки”. Обращаемся к миниатюре “Шарик”.

В этом рассказе А. Солженицын затронул тему свободы, то, что она необходима каждому живому на земле. Это как программа, заложенная где-то внутри нас с самого рождения – свобода! Даже находясь в золотой клетке, любое живое существо стремится освободиться. Для меня свобода – это не только освобождение от веревок, цепей, узлов, это еще и соединение с природой. Я считаю, что жить в городе и быть свободным нельзя. Мне сложно в городе, если я не выезжаю на природу, не ощущаю запахи леса, цветов, грибов в августовском лесу. Для меня свобода – это возможность уехать в горы, где нет цивилизации, зато чистый воздух, где можно дышать полной грудью, где ты по-настоящему объединяешься с природой.

А я не хочу четыре стены, пол, потолок.

Неба хочу, солнца хочу, радуг хочу и дорог!

Учитель литературы: Когда на уроке литературы мы анализировали художественные образы, особый интерес у вас вызвал рассказ “Утенок”, отличающийся богатством содержания и художественного оформления. Какие проблемы затрагивает автор в этом произведении? Предлагаю зачитать отзывы и продемонстрировать рисунки по данному произведению.

Этот рассказ о том, что все первозданное непосильно ни изменить, ни воссоздать человеку, даже в нашем, “атомном”, 21 веке. А. Солженицын это еще раз подчеркивает в своей миниатюре. Такого маленького “невесомого, жалкенького, желтенького утенка”, который бегает, “чуть не падая с тонких своих ножек”, которого даже если “чуть-чуть сжать – и нет”, нельзя искусственно воссоздать даже высокими технологиями.

Автор в начале рассказа не случайно задает вопрос: “В чем тут держится душа?” Вроде небольшой, ничем не примечательный утенок, но даже, “со всем нашим атомным могуществом не смонтируем вот этого утенка”. Да и зачем… Автор противопоставляет мир современной технике, которую воспринимает как что-то уродливое и бездушное, деформирующее в человеке чувство прекрасного.

Александр Солженицын в коротком рассказе затронул очень важную тему, показал, какой хрупкой может быть жизнь, При прочтении этого произведения, невольно задумываешься о жизни всего живого на земле. Именно этим мне особенно понравилась данная миниатюра.

Учитель литературы: Закончить презентацию ваших работ хотелось бы миниатюрой “Мы-то не умрем”. Именно это произведение заставляет нас задуматься о будущем, о наших душах.

Каждый человек считает, что будет жить вечно, не умрет. Это было бы замечательно, но, увы, невозможно, и это надо помнить. Многие люди слово “смерть”, “умерший” стараются не произносить. Кто-то боится, кому-то неловко об этом говорить.

В рассказе А.И.Солженицына “Мы-то не умрем” повествуется не только о страхе смерти, но и о неуважении памяти усопших. В настоящее время нередко случается, что кладбища закатывают, равняют бульдозерами под стадионы, парки. Например, кладбище на месте парка Победы и около пригородного вокзала. Это неуважение к нашим предкам. Ведь не было бы их, не было бы нас. Живущие должны беречь память о них.

Давно ушли те времена, когда на кладбище приезжали без повода, только лишь для того, чтобы побродить средь могильных холмиков, тем самым отдавая дань памяти усопших. И словно эти люди не ушли навсегда, а находятся где-то рядом. У многих народов есть день памяти тем, кто умер за отечество, а у нас только существует праздник 9 Мая. Но ведь необходимо помнить не только воинов одной войны, но и тех, кто погиб, защищая родную землю в разные периоды ее истории. Когда-то эти люди не пожалели своих жизней, и наш долг почитать их память. Если мы сейчас отдадим должное памяти предков, то покажем пример своим потомкам, а значит, и в их душах мы никогда не умрем.

4. Подведение итогов

Учитель изобразительного искусства: Слова на странице книги, как и рисунки на бумаге, сливаются в знакомые нам жизненные картины, через которые мы воспринимаем мир как целое. И когда мы читаем настоящие книги, которые помогают нам постигать жизнь, всматриваемся в изображенные художественные образы, мы учимся сопереживать и понимать окружающий нас мир. В познании и выражении явлений и чувств, где образ раскрывает задуманное и заключается творчество.

Художественные образы, созданные вами, отражают ваш духовный мир. Каждый автор это раскрывает по-своему. В итоге вы создали разные образы, яркие, грустные, печальные, драматические.

5. Этап рефлексии

Как вы можете оценить свою деятельность? Заинтересовала она вас? Что вызвало у вас затруднение? Какие чувства вы испытали во время прочтения рассказов и выполнения иллюстраций к ним?

Обучаемые и организаторы вместе обсуждают результаты деятельности, делают анализ достижения цели. Выясняется, что особенно понравилось и запомнилось, заинтересовало. Учитель изобразительного искусства напоминает о том, что будет издан сборник творческих работ учащихся.

6. Домашнее задание

Продумать элементы оформления сборника творческих работ по прочитанным миниатюрам А.И. Солженицына из цикла “Крохотки”.

Литература и ресурсы сети Интернет

  1. Солженицын А.И. “Рассказы и крохотки”, АСТ Астрель, 2000.
  2. Искусство в школе, М., №3, 2009.
  3. http://www.solzhenicyn.ru/
  4. http://www.solzhenitsyn.ru/zvuk/02/
  5. http://www.plexus.org.il/texts/krug_stol.htm"
  6. http://www.rian.ru/spravka/20080804/150097590.html