Создание контрольно-измерительных материалов педагога средствами MS Office

Разделы: Информатика, Начальная школа


В системе современного образования придается особое значение организации процесса тестирования и разработке банков тестовых заданий.

От традиционных оценок и контроля знаний учащихся тесты отличаются объективностью измерения результатов обучения, поскольку они ориентируются не на субъективное мнение преподавателей, а на объективные эмпирические критерии.

Тест (от английского слова test - проверка, задание) - это система заданий, позволяющая измерить уровень усвоения знаний, степень развития определенных психологических качеств, способностей, особенностей личности.

Компьютерное тестирование как особый инновационный вид тестирования является наиболее эффективной формой контроля, проверки и самопроверки знаний учащихся. Поэтому важно, чтобы процесс организации компьютерного тестирования имел грамотно спроектированную и реализованную информационную систему поддержки.

Достоинствами компьютерного тестирования являются:

  • Объективность тестирования: компьютер “беспристрастен” при предъявлении тестовых заданий и подсчете результатов их выполнения.
  • Удобство фиксации, хранения и представления результатов тестирования, а также возможность их автоматизированной обработки, включая ведение баз данных и статистический анализ.
  • Удобство реализации процедур индивидуально-ориентированного тестирования.
  • Возможность создания таких тестовых заданий, которые не могут быть представлены без компьютера, при этом возможно использование графических, динамических, интерактивных и других специфических видов представления тестовых заданий на компьютере.

В то же время, организаторам компьютерного тестирования следует знать и учитывать его некоторые недостатки:

  • Слабые эргономические свойства монитора компьютера.
  • Компьютерная боязнь (с учетом возрастных особенностей).
  • Проблема безопасности и защиты данных.

Эффективность контроля знаний при компьютерном тестировании (уменьшение или искоренение указанных недостатков) зависит от возможностей инструментальной среды, в которой разрабатывается тест. В связи с этим особо актуальной становится проблема выбора инструментальной среды для разработки компьютерных тестов.

Тестовый контроль особенно актуален при оценке учителем результативности освоения учебного материала. Тесты можно подготовить по всему курсу или по отдельной изучаемой теме, а также использовать при повторении. При этом выявляется глубина знаний теоретических вопросов, что особенно важно при подготовке к Единому Государственному экзамену, начиная со среднего звена общеобразовательной школы.

Учитель подбирает материал в зависимости от типа тестовых заданий. Рассмотрим типологию тестовых заданий и выделим требования к ним. Существуют два типа заданий, которые объединяют шесть видов.

По назначению тесты могут быть разные:

  • входное тестирование
  • контрольное тестирование
  • промежуточное тестирование
  • аттестационное тестирование.

Методы контроля результатов обучения, используемые в образовательном процессе, можно разделить на два типа: “проверка за столом” и “проверка за компьютером”. “Проверка за столом” включает различные формы и методы фронтальной работы, используемые учителем, а также специфические методы бланкового контроля.

“Проверка за компьютером” – это использование компьютерных тестов, что дает возможность оценивать уровень соответствия сформированных знаний, умений и навыков учащихся на уроках, позволяет педагогу скорректировать учебный процесс, меняя сочетания используемых линейных и нелинейных технологий обучения.

Тестовые задания могут составляться с использованием разнообразных компьютерных инструментов, начиная от различных редакторов и программ для разработки презентаций и до использования языков программирования и возможностей сети Интернет.

Наиболее распространенными при создании простых тестовых заданий являются средства MS Office. Так, например, с помощью программы MS Word можно подготовить печатные бланки для проведения тестирования. Программа MS Word также позволяет проводить тестирование и на компьютере, но обработку результатов в этом случае производит сам учитель. В Приложении 1 рассказано о порядке составления тестов в программе MS Word, а Приложение 2 содержит примеры тестов по русскому языку (для просмотра работоспособности трестов не забудьте защитить Форму).

Приложение 1, Приложение 2

Возможности MS Excel не ограничиваются созданием расчетных таблиц и сложных графиков. MS Excel обладает мощными арсеналом встроенных функций. У учителя также имеется возможность составлять свои собственные и комбинировать имеющиеся функции. Наиболее интересными функциями представляются логические, которые в сочетании с функциями обработки текста и арифметическими функциями позволяют создавать интересные тестовые программы для проверки знаний по любому предмету. Такие тесты оценивают работу, выполненную учащимся, освобождая учителя от проверки. В Приложении 3 подробно рассмотрена процедура создания теста в программе MS Excel. Приложение 4 содержит примеры тестов по русскому языку (приведены примеры на 5 и 7 вопросов, где рассмотрены разные варианты составления результирующей формулы).

Приложение 3, Приложение 4

С помощью программы MS PowerPoint можно создавать тесты закрытого и открытого типа.

Тесты закрытого типа могут иметь задания:

На выбор правильного ответа из предложенных альтернативных вопросов. Обычно предлагается четыре варианта ответа: правильный, неправильный, близкий к правильному и близкий к неправильному. Для вариантов ответов добавляется анимация или добавляются гиперссылки.

На установление истинности, соответствия и последовательности. На слайдах размещаются вопросы, варианты ответов и дополнительные элементы (соединительные линии, стрелки). Для объектов слайда добавляются анимационные эффектов, гиперссылки. Приложение 5 рассматривает этапы создания презентаций, предназначенных для проведения контроля знаний. В Приложениях 6, 7 размещены презентации, позволяющие проверить знания по русскому языку и окружающему миру.

Приложение 5, Приложение 6, Приложение 7

Перечисленные выше программы можно использовать как отдельно друг от друга, так и вместе, создав своеобразный обучающий комплекс. При этом важным критерием выбора сред для образовательного учреждения является доступность в т.ч. и для тех учителей, кто не обладает навыками программирования.

Таким образом, при разумной организации, контролирующие (тестирующие) программы являются весьма эффективным средством контроля знаний учащихся.

Из всего вышесказанного следует, что создание эффективных компьютерных средств контроля результатов обучения должно обеспечиваться совершенствованием программного и технического обеспечения учебного процесса, а также определенными требованиями к технологической квалификации учителя. Поэтому весьма актуальна непрерывно действующая система повышения квалификации педагогов по вопросам применения информационных технологий в педагогической деятельности.

Источники:

  1. Гаврыш С. В. Создание тестов средствами MS Office Excel - [Электронный ресурс] URL.: http://g-sv.ru/drupal/sites/default/files/test/test_excel.pdf (дата обращения: 29.06.2009)
  2. Кочергина Г.Д., Гаврыш С.В., Михайлова Г.В., Андрусенкова Е.А., Мультимедийная презентация: методические аспекты создания и использования в образовательном процессе / Учебно-методическое пособие с электронным приложением – Смоленск: Смоленский областной институт усовершенствования учителей; Региональный центр дистанционного обучения, 2009 – 96 с.
  3. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. – М.: “Интеллект-центр”, 2001. – с. 82–101
  4. Подковырова В. Н., Ислентьева В. М. Сравнительный анализ инструментальных средств для разработки компьютерных тестов - [Электронный ресурс] URL.: http://www.uni-altai.ru/engine/download.php?id=935 (дата обращения: 29.06.2009)
  5. Усенков Д.Ю. Microsoft PowerPoint как инструментальная среда для создания мультимедиа-приложений/ Журнал “Вопросы Интернет образования” - [Электронный ресурс] URL.: http://center.fio.ru/vio/vio_22/cd_site/Articles/art_1_1.htm (дата обращения: 01.06.2009)