Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Дифференциация звуков [ш], [щ'] и букв ш, щ

Разделы: Логопедия


Цели. Образовательные

Дифференциация звуков [Ш] [Щ’] в словах, предложениях и текстах.

Коррекционные

  1. Развитие мелкой и артикуляционной моторики.
  2. Развитие фонематических процессов.
  3. Развитие и совершенствование связной речи.
  4. Обогащение словарного запаса.
  5. Развитие зрительного восприятия, внимания, памяти.

Воспитательные

Воспитание навыка самостоятельности.

Оборудование.

  1. Картинки: шахматы, щука.
  2. Зеркала.
  3. Набор букв Ш Щ.
  4. Тетради и цветные карандаши.

Ход занятия

I. Организационный момент

Послушайте загадки, отгадайте, назовите первый звук в отгадках:

На квадратиках доски Хвостом виляет,
Короли свели полки. Зубаста, но не лает
Нет для боя у полков (Щука)
Ни патронов, ни штыков Вывешивается картинка и буква Щ
(Шахматы)  
Вывешивается картинка и буква Ш  

Вы догадались, с какими звуками мы сегодня будем работать?

II. Артикуляционная гимнастика

“трубочка-улыбочка”, “блинчик-иголочка”, “чашечка”

Уточнение и сравнение артикуляции звуков

1. Глядя в зеркало, произнести звук [Ш]. Описать артикуляционный уклад.

2. Глядя в зеркало, произнести звук [Щ’]. Описать артикуляционный уклад.

III. Сравнение звуковых характеристик

1.Пользуясь схемой, дать характеристику звукам [Ш] и [Щ’]

Чем они похожи? Чем отличаются? Почему эти звуки нельзя назвать парными?

2.Работа над просодической стороной речи

Прочитать скороговорку, записанную на доске, в разном темпе и с разной интонацией.

Наварила щука щей,
Пригласила трёх ершей.
Говорили всем ерши:
“Щи у щуки хороши”.

IV. Развитие мелкой моторики

“Пила”. Пиление ребром ладони одной руки тыльной стороны кисти другой руки.

Пили, пила, пили, пила
Зима холодная пришла.
Напили нам дров скорее,
Печь истопим, всех согреем.

“Утюг”. Пунктирными движениями вперёд-назад, смещаем кожу на один сантиметр, продвигаясь к лучезапястному суставу.

Утюгом разгладим складки
Будет всё у нас в порядке.
Перегладим все штанишки
Зайцу, ёжику и мишке.

V. Развитие зрительно-моторной координации

1. Написать друг другу буквы на спине и отгадать. То же на тыльной стороне ладоней.

2. Продолжить ряды букв, определив закономерность: а) ш ш щ щ; б) ш щ ш щ; в) щ щ ш ш

VI. Развитие внимания. Обогащение словарного запаса

  1. Найти в ряду слова, записать их в тетрадь. Буквы Ш Щ выделить разным цветом. Найти слово, значение которого неизвестно.
  2. Вещицатощийгущакрушинакашащеголщупальца

  3. Изменить слова при помощи суффикса – ищ -
Шуба-шубища шайба-
шляпа - швабра-
штора - карандаш-

VII. Физминутка

Кинезиологические упражнения

<