Урок литературного чтения: "Стихотворение Д. Самойлова «Красная осень»" (4-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели:

  • Побуждать детей к овладению приёмами выразительного чтения и их совершенствованию;
  • Развивать умение чувствовать настроение героя произведения, улавливать отношение автора к описываемым событиям, самостоятельность мышления, волю, интеллект, развивать познавательный интерес, память, речь;
  • Воспитывать любовь к своей Родине, русской природе, сохранять здоровьесберегающую среду на уроке.

Оборудование: “Литературное чтение”, автор – Н.А.Чуракова, магнитофон, аудиокассета с записью музыки П.Чайковского “Четыре времени года. Осень”, альбомные листы с нарисованными листьями, плакаты с картинами осенней природы, портрет поэта – Д.Самойлова, папки с поисковыми таблицами, опорные схемы для антиципационных упражнений.

Ход урока

I. Организационный момент.

Речевая гимнастика.

Упражнение № 1.

Красиво ходить, стоять и сидеть.
Каждый ребёнок должен уметь.
Ну-ка, посмотрим, как каждый из вас
Сделает это сейчас.

Упражнение № 2.

- Улыбнулись друг другу, мне.

II. Звуковая разминка. Антиципационные упражнения.

1) Упражнения на антиципацию отдельных слов на основе входящих в их состав согласных (Таблица комбинаций согласных букв).
2) Упражнения по антиципации частей поговорок: (Слайд 2)

Сделал дело…
Тише едешь …
Дал слово…

3) Работа с поисковыми таблицами (М.И.Омороковой, И.А. Рапопорт).

(Слайд 3)

III. Сообщение темы урока и постановка целей учащимися.

Учитель. Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством русских поэтов и их стихами. Наше стихотворение называется “Красная осень”.

(Слайд 4)

Как вы думаете, о чём пойдёт речь в этом стихотворении? (Ответы детей).

- Стихотворения, каких русских поэтов мы уже читали на прошлых уроках?

Дети называют.

Учитель. Кому удалось найти и принести сегодня на урок книги со стихами русских поэтов?

Дети вместе с учителем оформляют выставку книг на полках у доски.

IV. Проверка домашнего задания.

Учитель. С каким стихотворением мы познакомились на прошлом уроке?
Дети. Со стихотворением Максимилиана Волошина “Зелёный вал”.
Учитель. Сейчас несколько учеников выразительно прочитают это стихотворение. А вы, ребята, постарайтесь определить, удалось ли им передать при чтении чувства и задумки автора.

Стихотворение читают 2-3 ученика.

- А кто приготовил к уроку другие стихи Максимилиана Волошина.

У доски 1-2 ученика зачитывают из книг с выставки или рассказывают наизусть другие стихотворения поэта.

СМЕНА “ДИНАМИЧЕСКИХ ПОЗ”.

V. Работа над новым материалом.

Учитель. Сегодня на уроке я хочу познакомить вас с ещё одним стихотворением, которое называется “Красная осень”. А кто автор этого стихотворения, я вам предлагается отгадать, поставив цели урока.

Учитель. Так чем же мы будем заниматься сегодня на уроке? (Цели урока ставят дети, учитель может дополнить).

Затем появиться запись: (Слайд 5)

Самостоятельно работать.
Активно работать.
Мастерство проявлять.
Отношение видеть автора к произведению.
Исследовать, развивать интеллект, инициативу.
Любить родную природу, Родину.
Ответственно и бережно относиться к природе.
Волю развивать, воспитывать интерес и сохранять здоровьесберегающую среду на уроке. (Слайд 6)

Дети выполняют задание и говорят, что это поэт. (Самойлов)

На доске плакат и портрет. (Слайд 7)

Давид Самуилович Самойлов (1920 – 1990)

Сведения об авторе.

Давид Самуилович Самойлов – настоящая фамилия Кауфман родился 1 июня 1920 года в Москве, в еврейской семье. С детства его, как ребёнка из интеллигентной семьи, обучали французскому, немецкому и музыке. Самойлов окончил первую опытно – показательную школу имени Горького, где были прекрасные педагоги. В 1938 году поступил в ИФЛИ (Институт философии, литературы и истории). Не окончив курса, 21-летний Давид Самойлов ушёл на войну. Прошёл путь от Волхова и до Берлина, служил в пулемётном расчёте, был разведчиком, получил ранения, был удостоен боевых наград, но никогда не кичился этим. ВОВ стала решающим событием, повлиявшим на становление его художественного мира. Ужасы войны, гибель товарищей, лишения и страдания гражданского населения – всё это обострило восприятие мира, оставило неизгладимую печать на всём творчестве этого поэта.

В его стихах преобладают трагические ноты, отразился страшный опыт ХХ столетия. Автор знаменитого “Сороковые, роковые…”. Он, однако, не стал “автором одного стихотворения”. В его стихах есть и светлая радость победы утверждение столь высокой ценой завоёванной мирной жизни. Он оставил потомкам стихи проникнутые своими мыслями, чувствами и переживаниями.

Поэт, переводчик, стиховед. Самойлов, прежде всего – культурный поэт.

Дети прочитают небольшой отрывок, из биографии поэта выделенный в рамочку. (В год 65-летия Победы Давиду Самойлову исполнилось бы 90 лет. Фронтовик с золотым пером. Поэт мудрый, строгий, нежный).

- Послушайте внимательно стихотворение и постарайтесь представить себе нарисованные в нём картины, вслушайтесь в звучание стиха, почувствуйте настроение.

Учитель читает стихотворение “Красная осень”.

- Определите вид стихотворного жанра.

Дети. Пейзажная зарисовка. (Слайд 8)
Учитель. Удалось ли вам определить лейтмотив данного стихотворения? А что такое лейтмотив?
Дети. Лейтмотив – главное настроение. В этом стихотворении оно праздничное.
Учитель. Прочитайте стихотворение самостоятельно и определите, чем создаётся такое праздничное настроение.

Дети читают самостоятельно.

- Прочитайте стихотворение вслух и ответьте на поставленный вопрос.

Дети. Праздничное настроение создаётся любованием родной природой.
Учитель. Какое слово указывает на то, что мы правильно определили его настроение.
Дети. “Светился праздник листьев и небес”.
Учитель. Каждый поэт по-своему, по-особому вводит нас в мир природы, в мир своих переживаний. Давайте докажем, что наши суждения о восприятии близки авторским. Сколько строф в этом стихотворении?
Дети. Три.
Учитель. Какую форму записи стихотворения использует поэт?
Дети. Трехстишие и четверостишие.
Учитель. Докажите.
Дети. По три строчки в двух строфах и четыре в одной.
Учитель. Назовите, как расположены рифмы в каждой строфе.

Дети выполняют задание.

Учитель. В каждой строфе художник создаёт свои картину осени.

- Чем же они различаются?
- Чем вызваны к жизни такие неожиданные сравнения: листа с сердцем, листьев с открытыми устами? Сейчас мы с вами и попробуем ответить на эти вопросы.
- Прочитайте первую строфу про себя. Вообразите картину, нарисованную в ней поэтом. Прочитайте вслух.

Дети выполняют задание.

- В каком месте, по-вашему, находится поэт?

Дети. В лесу.
Учитель. Что привлекло внимание поэта?
Дети. Красный лист.
Учитель. Какие бы вы выбрали слова, чтобы описать это?

Дети называют все пришедшие на ум эпитеты.

Учитель. А какие слова использует поэт?
Дети. Поэт пользуется словом “внезапно”, значит, до этого празднично- спокойная картина осени (окрашенная, видимо, в зелёно-жёлтые оттенки), взрывается первым красным пятном.
Учитель. Какой приём использовал автор?
Дети. Это образ олицетворение: лес живой, а алый единичный лист – это его сердце.
Учитель. Прочитайте вслух вторую строфу.

Один из учеников читает.

Учитель. Без раскрытия смысла отдельных слов трудно будет представить, что окружало автора. Как вы понимаете, выражение “вспыхнул красный куст”.
Дети. Во второй строфе поэт снова пользуется словом “внезапно”, использует очень яркое слово “вспыхнул”. Это, как и в первый раз, образ олицетворение. Куст живой: его листья – это полуоткрытые красные уста.
Учитель. Прочитайте третью строфу.

Один ученик читает.

- Как красный цвет воспринимается в этой строфе?

Дети. В третьей строфе красный цвет воспринимается как цвет-победитель, как основной цвет леса, который даже на облака бросает красный отсвет. Картина красного леса воспринимается как спокойно праздничная и светящаяся. Сравнение листа с сердцем, листьев с устами вызваны тем, что лес для поэта живой, дышащий, чувствующий, по-своему реагирующий на распространение в нём красного цвета.

Учитель. Чем различается настроение в первой и последней строфе: найдите в тексте конкретные слова, подтверждающие ваше мнение.

Дети. В первой строфе настроение тревожно-драматическое. Это создаётся целым рядов приёмов.

  • Во-первых, использование таких слов, как “внезапно (подчёркивает момент неожиданности); “вкрался” (подчёркивает момент таинственности и вероломства).
  • Во-вторых, создание образа-олицетворения: живого леса с обнажившимся внезапно сердцем.
  • В-третьих, сравнение леса и человека (сердце леса … готово на муку и на риск).

В последней строфе настроение радостно-праздничное. Несмотря на то, что строфа опять начинается со слова “внезапно”, это слово употребляется в стихотворении в третий раз и уже не содержит прежнего оттенка неожиданности. Настроение праздника создаётся двумя последними строчками: Светился праздник листьев и небес в своём спокойном благородстве. Грандиозная картина красного леса, который окрашивает и небеса в алый цвет, создаёт праздничный образ сияние, в котором лес и небо составляют единое целое.

Учитель. Многие строки этого стихотворения описывают красоту осенней природы. Найдите их. (Слайд 9)

Дети работают в парах. После выполнения задания зачитывается вслух эти строки. (I строфа – 1 строка, II строфа – 1 строка, III строфа – 3 строка).

Представьте, что вы тоже вместе с поэтом восторгались красотой осенней природы.

Сейчас у вас есть возможность изобразить всё, что вы увидели, на листе бумаги. (Слайд 10)

Учитель раздаёт заранее нарисованные листы. Работают дети 2-3 минут. (Под музыку).

- Какие краски вы использовали? (Ответы детей).

VI. Физминутка. (Слайд 11)

Дождь

Приплыли тучи дождевые:
- Лей, дождь, лей!
(Ладони вниз, встряхивать кисти рук).
Дождинки пляшут, как живые:
- Пей, рожь, пей!
(Ладони вверх, встряхивать кисти рук).
И рожь, склонясь к земле зеленой,
Пьет, пьет, пьет,
А теплый дождь неугомонный
Льет, льет, льет!
(Руки ладонями вниз, встряхивать кисти рук).

Учитель. Как вы считаете, если бы поэт, рисуя картину разрастающейся осени, использовал другой присущий осени цвет, например, желтый, смысл стихотворения изменился бы? Какие разные чувства порождает этот необыкновенный красный цвет в стихотворении “Красная осень”?

Дети. (Ответы может дополнять учитель). Красный цвет используется и как цвет крови, и как цвет праздника. Он символизирует красоту и драму одновременно, разверзшуюся рану и нарядное убранство. В этом его не просто сложный, но и противоречивый характер. Он объединяет контрастные настроения. Жёлтый цвет не вызывает таких богатых и противоречивых ассоциаций.

VII. Домашнее задание. (Слайд 12)

Учитель. Дома вы можете познакомиться с другими стихотворениями Д.Самойлова, используя книги с выставки и из библиотек, или из тех листочков с биографией поэта, которые я вам раздала. Можете выразительно прочитать стихотворение из учебника “Красная осень”, Кто хочет пусть выучит наизусть.

VIII. Работа над выразительным чтением.

Учитель. Начинаем подготовку к выразительному чтению, работаем карандашом.

Затем читают дети. Чтение “Буксир”, “Цепочка” и др.

IX. Самооценка учащихся.

Учитель.

Вот и подходит наш урок к концу.

- Поднимите руку те учащиеся, которым: (Слайд 13)

  • Урок понравился, мне было интересно.
  • Мало узнал на уроке, только время потерял
  • Много узнал на уроке, хочу найти дополнительный материал по изученной теме
  • Урок не понравился, мне было скучно.

Оцените свою работу на сегодняшнем уроке по следующему плану: (Слайд 14)

  • Меня удивило…
  • Произвело впечатление…
  • Мне понравилось…
  • Меня восхищает…
  • Я любуюсь…
  • Мне пришлось по душе…
  • Мне запомнилось…
  • Я считаю, что…

X. Итог урока.

Учитель. Удалось ли понять и почувствовать, что побудило автора к созданию этого стихотворения? (Ответы детей).

- Вы сегодня хорошо работали и, наверное, немного устали. Давайте сейчас восстановим свои силы (Слайд 15) – Мудру (сплетение пальцев) – “Знания”.

Методика исполнения: указательный палец легко соединяется с подушечкой большого пальца. Оставшиеся три пальца выпрямлены (не напряжены).

Эта мудра одна из наиболее важных. Снимает эмоциональное напряжение, тревогу, беспокойство, меланхолию, печаль, тоску и депрессию. Улучшает мышление, активизирует память, концентрирует потенциальные возможности.

Упражнение можно выполнять под спокойную музыку.

- Урок окончен. Выставление оценок. (Слайд 16)

Используемая литература:

1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия /БЭКМ/ - 2007 год.
2. “Преодоление трудностей” - М.И.Оморокова, И.А.Рапопорт, И.З.Постоловский”, Москва “Просвещение”,1990 год – 128 с.
3. Журнал для педагогов начальной школы – Педсовет № 10 – 1996 год.
4. Методический комментарий к учебнику Чураковой Н.А. 4 класс – Москва: ЗАО “Центр общего развития”, 2002 год.
5. “Открытые уроки в начальной школе, проведённые в рамках конкура “Учитель года – 2006” ЮАО г. Москвы” /составитель Е.С. Гостимская – М.: 5 за знания, 2006 год. – 128 стр.
6. Подшивка газет “Начальная школа” приложение к 1 сентября №19 - 1999 год.

Приложение 1

Приложение 2