Открытый урок по русскому языку: "Состав слова" (3-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели урока:

  • образовательные:
    развитие умения различать предлоги и приставки, правильно писать их;
    продолжить работу по умению писать слова с изученными орфограммами;
    выделять приставки в словах;
  • развивающие:
    развитие у учащихся умения выделять главное при определении орфограммы, обобщать изученное, умения работать самостоятельно, используя проблемные вопросы, творческие задания;
    развитие мышления, внимания и речи учащихся;
  • воспитывающая:
    воспитание у учащихся чувства позитивной оценки и самооценки.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Методы обучения: словесно-наглядный проблемно-поисковый (эвристический), самостоятельная работа, иллюстративный.

Методические приемы:

  • рассказ учителя,
  • проблемные вопросы,
  • работа над новыми понятиями,
  • творческие задания,
  • практические упражнения.

Педагогические технологии:

  • элементы технологии проблемного обучения,
  • элементы игровой технологии,
  • здоровье сберегающая технология (переход от одного вида деятельности к другому).

Ход урока

1.Организационный момент

– Я рада приветствовать сегодня на уроке не только вас ребята, но и гостей. Сегодня для нас волнительный и ответственный урок. Как гостеприимные хозяева вначале окажем им внимание.

Мы рады приветствовать вас в классе
Возможно есть классы и лучше и краше.
Но пусть в нашем классе вам будет светло
Пусть будет уютно и очень легко,
Поручено нам вас сегодня встречать,
Но начнем же урок, не будем зря время терять.

– Спасибо, будем надеяться, что настроение наших гостей улучшилось и они с удовольствием отдохнут в нашем классе и порадуются нашим успехам. Мы сейчас с вами отправляемся в необычайное путешествие, а находимся мы на станции «Школа №43». Итак, начнем наш урок. Откройте тетради, запишите число.

2. Минутка чистописания.

Первая станция «Отгадай-ка».

– На этой станции вы должны отгадать загадку и записать в тетрадях первую букву отгадки.

Дел у меня немало –
Я белым одеялом
Всю землю укрываю
В лед реки убираю.

– Что это? (зима)

– Посмотрите на образец на доске и красиво пропишите букву в тетради. (Запись букв з З)

– А сейчас подберите к слову зима родственные слова и запишите их в тетрадь. Разберите по составу. (Зима – зимний, перезимовать, зимушка, зимовать, зимующий.)

3. Постановка темы урока

– Мы все еще находимся на станции «Отгадай-ка», отгадав кроссворд, мы узнаем, как называется тема нашего урока. Вы должны будете записывать одновременно слова в тетрадь и проверять их по доске.

  1. Не снег и не лед,
    А серебром деревья уберет. (Иней)
  2. Назовите-ка, ребятки,
    Месяц в этой вот загадке:
    Дни его – всех дней короче,
    Всех ночей длиннее ночи.
    До весны легли снега.
    Только месяц наш пройдет,
    Мы встречаем Новый год. (Декабрь)
  3. Под Новый год пришел он в дом
    Таким румяным толстяком.
    Но с каждым днем терял он вес
    И, наконец, совсем исчез. (Календарь)
  4. Верхняя одежда. (Пальто)
  5. В предложении на службе
    С падежом всегда он в дружбе.
    На него показывает
    И слова все связывает. (Предлог)

  1. У избы побывал –
    Все окно разрисовал,
    У реки погостил –
    Во всю реку мост мостил. (Мороз)
  2. Два коня у меня,
    Два коня.
    По воде они возят меня.
    А вода тверда,
    Словно каменная! (Коньки)
  3. Щиплет уши, щиплет нос,
    Лезет в валенки мороз.
    Брызнешь воду – упадет
    Не вода уже. А лед.
    Даже птице не летится,
    От мороза стынет птица.
    Повернуло солнце к лету.
    Что, скажи за месяц это? (Январь)
  4. Он в берлоге спит зимой
    Под большой сосной,
    А когда придет весна
    Просыпается от сна. (Медведь)
  5. Рядом с дворником всегда.
    Разгребаю снег кругом.
    И ребятам помогаю
    Делать горку, строить дом. (Лопата)
  6. Перед корнем подставляем
    Эту часть. Как называем? (Приставка)

4.Работа по теме урока

Учитель: Как вы думаете, как называется тема нашего урока? («Предлоги и приставки»). Мы отправляемся в путешествие в страну «Предлогов и приставок» и нас, конечно, будут интересовать слова с приставками и предлогами. Какие цели мы поставим?

Дети:

– Во-первых, мы должны вспомнить, что же такое приставка.

– Во- вторых, мы должны вспомнить, что же такое предлог.

– В-третьих, необходимо вспомнить правописание предлогов и приставок.

Учитель: Как видите, немало трудностей ждет нас впереди, но у меня нет сомнений в том, что нас ждет, незабываемое путешествие. Ребята, что вы помните о приставках и предлогах?

– Что такое приставка?

Дети: Часть слова, находится перед корнем и служит для образования слов.

Учитель: А что такое предлог?

Дети: Часть речи, которая служит для связи слов в предложении.

Учитель: А что вы помните о правописании предлогов и приставок?

Дети: Между предлогом и словом можно вставить вопрос или другое слово. Между приставкой и корнем нельзя вставить вопрос и или другое слово.

Учитель: Может ли употребляться предлог перед словом, обозначающим действие?

Дети: Предлога не бывает перед словом, обозначающим действие.

Учитель: Отправляемся дальше в путешествие!

Станция «Поиграй-ка»

Учитель:

– Я буду называть словосочетания, а вы замените каждое словосочетание словом с приставкой. Например: часы на стене – настенные часы.

  • Повязка на рукаве – …
  • Шаг без шума – …
  • Переход под землей – …
  • Камни под водой – …
  • Совет без пользы – …
  • Годы до войны – …
  • Значок на груди – …

Станция «Найди-ка»

Игра «Кто бы нам узнать помог, где приставка, где предлог?» (работа в парах)

Учитель: Запишите слова. Выделите приставки, подчеркните предлоги.

  • (за)горой
  • на льду
  • (по)бежать
  • (под)сосной
  • (за)мерзнуть
  • (зав)ывает
  • (под)снегом
  • (на)мело
  • скатиться
  • (во)дворе
  • (на )горе
  • (под)снежник
  • (по)крывает
  • (на)мело
  • (за)окном
  • (на)катке
  • (за)морозить
  • с горы

– А теперь, ребята, сделайте взаимопроверку. Если задание выполнено правильно, то поставьте знак +, а если неправильно, то знак -.

5. Физкультминутка.

Станция «Отдыхай-ка».

(гимнастика для глаз)

Вот метель гулять пустилась.
Сюда снежинка прилепилась.
Вот она летает, порхает,
Следите за ней глазками.

Станция «Отдыхай-ка»

– Продолжаем наше путешествие. Если в слове есть приставка, то хлопают мальчики. Если слово с предлогом – девочки.

Заметать, на санки, заморозил, у вьюги, у снежинки, прогулка, к снеговику, поспешила, заметает, на ветру, замёрз, на катке, замерзнуть, с горы, подснежник.

6. Закрепление пройденного материала.

Станция «Подумай-ка»

(работа в группах)

Карточка 1

Прочитайте выразительно, озаглавьте текст,
3-е предложение разберите по составу.


Зимой русский лес сказочен и чудесен.
Снег украшает пушистые ветки деревьев.
Смолистые шишки висят на елях.
В серебряном уборе стоят красавицы-берёзки.

Карточка 2

Вставьте пропущенные буквы.
Подчеркните предлоги и выделите приставки.

В лес примч…лся первый сне…
Попр…сился на ночлег.
Перепуганный не в шутку,
Примерять стал зайчик шу…ку.
Без иголки, без портного
Шу…ка новая готова.

Карточка 3

Составьте из слов каждой строки предложения.
Подчеркните предлоги и приставки.


Морозы, трескучие, на, стояли, улице.
Утро, каждое, сад, Костя, выносил, в, корм, птицам.
Прилетали, к. вороны, кормушке, и, воробьи, синички.

Карточка 4

Выделите приставки в словах.

Закрутила метель. Белка поспешила к гнезду.
Гнездо у зверька тёплое. Забралась белка в гнездо,
прикрылась пушистым хвостиком. Затихла непогода.
Вылезла белка из гнезда. Вкусная еда у пушистого
зверька запасена в кладовой. (7 слов)

Станция «Проверяй-ка»

(Проверочная работа по карточкам)

Карточка 1

– Докажи правильность своего ответа.

– Какие словосочетания подчёркивают красоту зимнего леса?

Карточка 2

– Объясни пропущенные орфограммы.

– Какую шубку стал примерять заяц?

– Для чего ему новая шубка?

Карточка 3

– В чём смысл этого текста?

– Для чего нужны кормушки?

– На каких уроках мы об этом говорили?

– У кого из вас есть кормушка для птиц?

Карточка 4

– Как зимует белка?

– Ребята, вы, наверное, устали и я предлагаю вам еще немножко отдохнуть.

7. Физкультминутка

С ПРИ- приставкою – присесть,
С ПО- приставкою – подняться
С ПОД- – подпрыгнуть, подмигнуть,
С ПО- приставкой – посмеяться,
С ВЫ- – вытягиваем руки,
С О- – опустим их опять.
Вот и все настало время
С ПО- – зарядку повторять.
С ЗА- – зарядку завершать.

8. Подведение итогов.

– Какую тему мы изучали на уроке? Как вы думаете, мы справились с поставленными целями? Что запомнилось или понравилось на сегодняшнем уроке?

– Ребята, отгадайте шараду.

Корень мой находится в цене,
В очерке найти приставку мне
Суффикс мой в тетрадке, все встречаем
Весь же в дневнике я и в журнале (О-цен-ка)

– Итак, ребята вы хорошо поработали, оцените себя. Выберите значок, который больше вам подходит. (Рефлексия урока)

Презентация.