План урока по теме "Повторяющиеся элементы вокруг нас"

Разделы: Информатика


Цели:

обучающие:

  • практическое закрепление знаний, умений, навыков приобретенных при изучении темы “Компьютерная графика”.
  • научить применять для решения реальной задачи знания о способах копирования, переноса и изменения фрагментов рисунка, режим сетки, использовать команды: копирование с фоном и без фона, отразить, повернуть.
  • закрепить практические навыки приемов создания объектов методом последовательного укрупнения.

развивающие:

научить выделять главное; обобщать имеющиеся факты; логически и абстрактно мыслить; развивать  воображение, творческую фантазию учеников; расширить знание учащихся о возможностях использования редактора Paint (KolourPaint).

воспитательные: развивать у учащихся эстетический вкус.

Тип урока:   урок формирования знаний, умений и навыков.

Вид урока: Итоговая практическая работа.

Оснащение урока:

1 вариант: Операционная система Windows, графический редактор PAINT, файлы-задания (Приложения 2,3) или карточки задания (распечатать).

2 вариант: Linux, графический редактор KolourPaint, файлы-задания (Приложения 2, 3) или карточки задания (распечатать).

Учащихся в классе (аудитории): 5, 6, 7 классов.

Используемое оборудование: 

Компьютерный класс, оснащенный современной техникой и лицензированным программным обеспечением. На компьютерах должна быть установлена любая операционная система установленное свободное программное обеспечение OpenOffice.org 3.0.

Краткое описание: 

Объем знаний, необходимых для урока:

1.  Уметь рисовать с помощью графического редактора (Paint-Windows или  KolourPaint-Linux) и  вносить изменения в готовые изображения.

2.  Знать назначение панели настройки инструментов.

3.  Уметь выбрать цвет, используя палитру.

4.  Уметь использовать команду "Отменить".

5.  Уметь использовать команды отразить/повернуть.

6.  Уметь работать в режиме сетка

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

2. Мотивационное начало урока. Постановка цели урока.

Презентация слайд 1

(Приложение 1) – находится у автора

Учитель: Здравствуйте, дети! Тема нашего урока – “ Повторяющиеся элементы вокруг нас ”. Цель нашего сегодняшнего урока - выяснить, каким образом можно собрать рисунок вышивки из мелких деталей, какие инструменты графического редактора помогут нам в этом. Но перед этим ответьте на вопросы:

 Презентация слайд 2

(Приложение 1)

1. Кто такое пиксель (PIXCEL)?

Весь экран будто бы покрыт мелкой сеткой с очень маленькими ячейками, каждая ячейка — точка, называемая пикселом (pixel — английское сокращение от picture element, элемент изображения).

2. Какая программа в компьютере позволяет нам работать с графикой?

Paint (KolourPaint).

3. Какие инструменты в графическом редакторе вы знаете?

Карандаш, ластик, распылитель, заливка, эллипс, линия, прямоугольник и кисть, многоугольник и т.д.

4. Как отменить неверное действие? Сколько действий можно отменить?

Правка—>отменить (Paint -3 действия или KolourPaint - все).

5. Что такое фрагмент рисунка и как его получить?

Фрагмент – это выделенная специальным образом часть рисунка.

В графическом редакторе Paint (KolourPaint) существует два способа выделения: выделение прямоугольной области (прямоугольник) и выделение произвольной области (звездочка). Для инструментов выделения используются две настройки: выделение с фоном и выделение без фона (демонстрация на компьютере).

6. Перечислите команды работы с фрагментом рисунка.

Выделенную область можно перетащить на другое место. Для этого нажимают левую кнопку на области, затем, не отпуская ее, перетаскивают фрагмент на другое место. Если при этом удерживать нажатой клавишу “Ctrl”, то будет перенесена копия фрагмента. Выделенную область можно поместить в буфер обмена через меню “Правка”. Для этого используют команду “Копировать” или “Вырезать”. Над фрагментом рисунка можно производить и другие операции - изменять размеры, растягивать, поворачивать, наклонять и отражать с помощью команд меню “Рисунок”(Paint) “Изображение”(KolourPaint ).

7. Что такое палитра, зачем она нужна?

Для задания цвета в рисунках. Основной цвет и цвет фона отображаются слева от палитры. В верхнем квадрате отображается основной цвет. В нижнем квадрате отображается цвет фона. (KolourPaint- есть режим прозрачный фон).

8. Назначение и использование основного цвета.

Основной цвет используется для отображения линий, границ объектов и текста. Чтобы задать основной цвет, щелкните цвет на палитре левой кнопкой мыши.

9. Назначение и использование фонового цвета.

Цвет фона используется для заполнения замкнутых фигур, фона надписей, а также при использовании ластика. Чтобы задать цвет фона, щелкните цвет на палитре правой кнопкой мыши.

10. Какие режимы просмотра и редактирования изображений  вы знаете?

Масштаб, показать сетку, показать эскиз (уменьшенная копия)

3. Разбор задач.

Учитель: Ребята, посмотрите на рис. На нем изображена шахматная доска. Как вы думаете, нам будет легко нарисовать такую доску?

Презентации слайд 3

(Приложение 1)

Ученики: Сложно. Но можно.

Учитель: А теперь давайте посмотрим, какие инструменты необходимо использовать, чтобы нарисовать такой рисунок? Из чего он состоит.

Ученики: Из квадрата. С помощью инструмента Прямоугольник и SHIFT + мышь.

Учитель: Теперь рассмотрим алгоритм создания шахматной доски.

Ученики: Сделать копии деталей, переместить, собрать. Вместе разбираем алгоритм с использованием. Презентации слайд 4.

рисунок 1

4.Физминутка.

5. Объяснение нового материала. Алгоритм создания.

Учитель: Это модель, какого объекта? Презентации слайд 5.

Ученики: Вышивка.

Ученики: Следующий этап работы создание вышивки, какие действия надо выполнить, чтобы создать такие рисунки. Презентации слайд 6.

Учитель: Какие действия надо выполнить, чтобы рассмотреть объект в пикселях?

Ученики: Масштаб> Крупный; показать сетку Масштаб > Показать сетку

Презентации слайд 7 (Приложение 1)

Учитель: Теперь рассмотрим алгоритм создания фрагмента вышивки

Какие действия надо выполнить, чтобы рассмотреть объект в пикселях?

Презентации слайд 8, 9

рисунок 2

рисунок3

Учитель: Из каких объектов состоит объект?

Учитель: Теперь рассмотрим алгоритм создания.

Презентации слайд 10-14

рисунок 4

рисунок 5

рисунок 6

Вместе разбираем алгоритм с использованием презентации слайды 10-14, стараться, чтобы действия в графическом редакторе учащиеся проговаривали сами.

 6.  Закрепление изученного материала. Работа за компьютером.

Учитель: Посмотрите, каким образом оформлять результат работы. Работу сохранять в вашу папку с именем класс и в файл с названием вышивка_Фамилия (например: папка “5б”\ файл “Вышивка_Семенова”)?

Приложение 1,Приложение 2, Приложение 3

Выполняется практическое задание. Ориентировочное время выполнения 15 минут. Многие успевают выполнить два задания. Задания даются в виде файла-задания или распечатываются в зависимости от возраста учащихся и от количества пройденного материала.

7. Подведение итогов.

1. Просмотр рисунков.

2. Выставление оценок.

8. Домашнее задание.

Выполнить в тетради рисунок – образец и детали, из которых его можно собрать.

Приложения:

Приложение 1. Презентация Метод последовательного укрупнения. ODP

Приложение 2. Задание_моделирование_bmp (10 вариантов).pdf

Приложение 3. Задание_моделирование_bmp (дополнительные задания).pdf

Используемая литература

  1. ИНФОРМАТИКА и ИКТ. Начальный уровень. Под редакцией профессора Н.В. Макаровой. Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника. СПб.: ПИТЕР, 2008.
  2. Вишивання. Л.М. Панченко.