Как написать эссе по обществознанию

Разделы: Общепедагогические технологии


Цель: отработка навыков написания эссе по обществознанию.

Задачи предполагают формирование следующих умений и навыков:

  • Выбирать тему эссе.
  • Определять проблему эссе.
  • Формулировать проблему эссе.
  • Выстраивать композицию эссе.

Форма урока: подготовка к экзаменам в течении двух уроков.

Оборудование: раздаточный материал каждому учащемуся (спецификация ЕГЭ по обществознанию, практические задания, данные в приложениях).

Ход урока

 "Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но,
ради бога, размышляйте, хоть криво, да сами".

(Лессинг)

Время

Содержание деятельности

Цель

Организационные формы

Действия учителя

Действия учеников

2 мин.

Вступительное слово учителя.

Мотивация учащихся, эмоциональный настрой на урок.

Фронтальная.

Обращается к эпиграфу урока.

- Какой смысл скрыт в этих словах автора?

Человека разумного отличает способность размышлять. Об уровне развития человеческого мышления свидетельствует умение владеть правильной письменной монологической речью. Умение это рождается не сразу. Всю школьную жизнь вы учились размышлять. Впереди ЕГЭ, где вы сможете показать степень развития вашего мышления. Наибольший простор для этого представляет задание по написанию эссе.

Высказывают точки зрения.

5 мин.

Знакомство с критериями оценивания эссе.

Формирование представления о содержании верного ответа и указаниях к оцениванию.

Фронтальная.

Обратимся к Спецификации.

- Сколько всего времени отводится на выполнение экзамена?

- А на написание эссе?

- Чем это можно объяснить?

- Сколько максимально баллов вы сможете заработать на эссе?

- Конкретизируйте, сколько баллов и за что вы можете получить?

- Как же написать эссе по обществознанию?

Изучают Спецификацию ЕГЕ по обществознанию, поочерёдно отвечают на вопросы учителя.

5 мин.

Знакомство с Памяткой по написанию эссе (см. Приложение № 1)

С помощью рекомендаций памятки помочь учащимся в освоении навыков написания эссе.

Фронтальная.

Задаёт вопросы на понимание Памятки.

- Что такое эссе?

- Что называется проблемой?

- Перечислите виды проблем.

- Какой может быть структура эссе?

- Как достигается эмоциональность эссе?

- Что такое клише?

Изучают Памятку, отвечают на вопросы учителя.

5 мин.

Практическая работа: найти соответствие между проблемой и темой (см. Приложение № 2)

Отработка навыков определять проблему

Индивидуальная, при проверке задания - фронтальная.

По необходимости оказывает консультации.

В раздаточном материале находят соответствия между проблемой и темой, проверяют выполненные задания.

10 мин.

Практическая работа: сформулировать проблему по заданной теме (см.Приложение № 3)

Отработка навыков формулировать проблему

Индивидуальная, при проверке задания - фронтальная

По необходимости оказывает консультации.

В раздаточном материале к заданной теме пытаются сформулировать проблему

15 мин.

Анализ эссе (см.Приложение № 4)

Отработка навыков определения композиции эссе

Индивидуальная, при проверке задания - фронтальная

По необходимости оказывает консультации.

В раздаточном материале находят, пользуясь Памяткой, все элементы эссе

15 мин

Россыпь: даны фрагменты текста эссе, из разрозненных кусочков необходимо составить целостный Индивидуальная, при проверке задания - фронтальная текст

(см.Приложение № 5)

Отработка навыков построения композиции эссе

Индивидуальная, при проверке задания - фронтальная

По необходимости оказывает консультации.

Из разрозненных фрагментов эссе составляют целостный текст

20мин.

Нахождение ошибок в тексте (см.Приложение № 6, 7, 8)

Умение видеть ошибку в тексте эссе

Индивидуальная, групповая, при проверке задания - фронтальная

По необходимости оказывает консультации.

Индивидуально знакомятся с текстом эссе, затем, разбившись в группы, обсуждают возможные ошибки

3мин

Подведение итогов урока, запись домашнего задания

Выявить отношение учащихся к данному уроку, его эффективности

Фронтальная

Беседа с учащимися.

-Насколько целесообразно использование данной Памятки при написании эссе?

-Как относятся к теме сегодняшнего урока слова Лессинга, взятые эпиграфом урок.

-Об уровне освоенности данной темы будут свидетельствовать эссе, которые вы напишите дома.

Участвуют в беседе, записывают домашнее задание.

Приложение 1, приложение 2, приложение 3, приложение 4, приложение 5, приложение 6, приложение 7, приложение 8.