Урок математики: "Буквенные выражения" (2-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели:

  1. Закреплять умение решать буквенные выражения.
  2. Совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи.
  3. Развивать умение рассуждать, мыслить.

Ход урока

1. Организационный момент

а) 2 человека получают карточки и начинают работать на закрытых крыльях доски.

1 карточка:

Выпиши только суммы и найди их значения.

60 – 36 = 70 – 7 =
57 + 3 = 72 – 4 =
27 + 5 = 66 + 30 =

2 карточка:

Выпиши только разности и найди их значения.

60 – 36 = 70 – 7 =
57 + 3 = 72 – 4 =
27 + 5 = 66 + 30 =

б) Разминка, включение в работу.

Ответьте на мой вопрос: Зайчата спрятались от волка. Из-за кустика видно 8 ушек. Сколько зайчат спряталось за кустиком?

2. Устный счет

На экране (слайд 1. См. Приложение 1)

60 – 36 = 70 – 7 =
57 + 3 = 72 – 4 =
27 + 5 = 66 + 30 =

Вначале прочитайте и вычислите только суммы (Прочитайте по-разному: а) 1 слагаемое, 2 слагаемое, сумма; б) сумма чисел…; в) к 57 прибавить 3)

Покажите ответы карточками.

Теперь прочитайте и вычислите только разности (Прочитайте по-разному: 1) уменьшаемое, вычитаемое, разность; 2) из 70 – 7)

Показывайте ответы карточками.

Как называются такие выражения? (числовые)

А какие еще бывают выражения? (буквенные)

Почему они так называются? (В их записи используются латинские буквы)

3. Тема урока

Какой же будет тема сегодняшнего урока? (Буквенные выражения)

(на экране: слайд 2)

4. Решение буквенных выражений

а) с.6 №4 (на экране: слайд 3)

d 6 7 8 9 10
d – 5 1        
d + 10 16        

d – 5 и d + 10 – Что это? (Буквенные выражения)

– Как вычислить решить такое буквенное выражение? (Вместо буквы можно подставить любое число)

– Как получили число 1? (Букву d заменили числом 6. Получилось выражение 6 – 5. Разность равна 1)

– Как получить следующее число 2-ой строки? (d = 7, 7 – 5 = 2)

Аналогично закончить строку.

– Как получили число 16? (Букву заменили числом 6. Получилось выражение 6 + 10. Сумма равна 16)

Как получить следующее число 3-ей строки? (в = 7, 7 + 10 = 17)

Аналогично закончить строку.

б) с.6 №5 Самостоятельная работа.

– Прочитайте. Что надо сделать сначала? (Записать сумму и разность)

Запишем на доске:

а а + 8 а – 8

– Что будем делать дальше? (Подставлять числа вместо буквы)

а = 12 12 + 8 = 20 12 – 8 = 4

Закончите задание самостоятельно. Проверьте выполнение в парах.

5. Физкультминутка

Упражнение для глаз (слайд 4)

6. Решение задач

а) А сейчас вы попробуете подобрать буквенные выражения к схемам задач. (Используются карточки Кларо) Работать будете парами. Один ученик работу выполняет на компьютере (экран закрыт).

Проверьте себя, сверив свою работу с изображением на экране. (слайд 5)

б) с.6 №8. Решение задачи.

Прочитайте.

– О чем задача? (О книгах.)

– Где стояли книги? (На полках)

– Сколько было полок? (Две)

– Что известно о книгах на каждой из полок? (На одной – 32 книги, на второй – 40 книг.)

– Что сделали с книгами? (Выдали читателям.)

– Сколько книг выдали? (20 книг).

– Посмотрите макет задачи.

(Макет выполнен из кирпичиков ЛЕГО).

(Я выставила 3 одинаковых макета, что должно натолкнуть на мысль о нескольких способах решения задачи.)

– Решите задачу самостоятельно. Каждый может решить задачу по-своему.

(В процессе решения учитель вызывает к доске 3-х учеников, которые решили задачу разными способами.)

– Давайте сверим свое решение с решением на доске. Все решения разные. Какое из них правильное? Докажите, что ваше решение верное, используя макеты. (Каждый ученик у доски объясняет свое решение.)

– Запишите три способа решения выражениями. Сверьтесь с записью на экране (слайд 6).

– Всегда ли такую задачу можно решить 3-мя способами? (Да. Нет)

– Мнения разделились. Поясните свой ответ, те кто считает, что 3-мя способами решить задачу можно не всегда.

– После обсуждения, приходим к выводу:

Если количество книг больше 32, то задачу можно решить 2-мя способами. Если количество книг будет больше 40, то задачу можно будет решить только одним способом.

7. Итог урока

– Чему учились на уроке? (Учились решать буквенные выражения, решали задачу разными способами)

– Кто научился решать буквенные выражения? А кто не уверен в своих знаниях?

– Что узнали нового? (Узнали, что если изменятся данные задачи, то и количество способов решения тоже может измениться.)

8. Оценка работы