Исследовательская работа "История Буинского района и города Буинска Республики Татарстан"

Разделы: История и обществознание


Первые поселения Буинского района

В своем развитии Буинский район и его центр – город Буинск (Буа) прошли долгий путь. Позади столетия, отмеченные бурными событиями. Позади годы тяжких испытаний, преобразований и перемен…

Как известно, в далеком прошлом территория, которую ныне занимает Буинский район, входила в состав Казанского ханства. В своей статье “Селения Казанского ханства” Е.И.Чернышев приводит список поселений Казанского ханства, среди которых есть села, расположенные на территории нынешнего Буинского района. Это – Карланга (Кырлангы), Старые Лощи (Лашчы), Черкен, Верхний Наратбаш, Килдураз, Чечкаб, Ст.Студенец (Суыксу), Ст.Тинчали. Сюда следует включить еще одно селение, которого нет в списке Е.И.Чернышева, но которое упоминается в русских источниках. Речь идет о Кият (Кыят). Это селение, которое населяла мордва, надо думать, берет свое начало также со сремен Казанского ханства. В “Сборнике исторических и статистических материалов Симбирской губернии” читаем: “Предание говорит, что близ села Кияти было сражение войск царя Иоанна Васильевича Грозного с войсками хана Казанского и указывается место, где происходило, будто бы, сражение, что оно покрыто насыпями, похожими на насыпи для батарей”.

После взятия Казани 2 октября 1552 года войсками Ивана Грозного Казанское ханство прекратило свое существование и все Среднее Поволжье было присоединено к России. С этого года начинается новая история Буинского района и Буинска.

В административном отношении район входит в новое образование – Свияжский уезд “князя Ишеева сотни” и частично “князя Аклычева сотни”. Опираясь на свою администрацию на местах, царское правительство стремилось “…сдерживать в повиновении покоренные племена, привить к ним православие и русскую гражданственность”. Этим целям служили: возведение в покоренном крае городов или крепостей, основание епархии и переселение сюда русских, “из внутренних областей государства”.

Особенно большое внимание уделялось обращению инородцев в христианство. Уже в первые годы завоевания Казани крещено было много людей, которых называли потом “старокрещенами”.

Не менее важное значение, чем обращению в христианство, придавала царская администрация сооружению “засечных линий”. “Засечная линия” - это система оборонительных сооружений, которые служили как для защиты границ, так и в качестве опоры при наступлении.

“Засечные черты” состояли из лесных завалов – засек, которые дополняли естественные препятствия на местности, чередующиеся с частоколами, надолбами, земляными валами в безлесных промежутках. Засеки делились на мелкие звенья для надзора и охраны. В местах пропуска населения через черту у больших дорог сооружались деревянные и земляные форты с башнями, острогами, частоколами. На посту у пропускных ворот стояли служилые люди, а также крестьяне ближних деревень, с 10 дворов по человеку. Крестьяне должны были по очереди выходить на засеку с пищалями и саблями.

Первая большая засечная линия, сооруженная после взятия Казани, проходила через Тетюши, шла по южному берегу реки Карлы до Сурского леса. Строительство этой черты было начато в 1555 году и завершено в 1556 году.

В исторической литературе “засечную линию, идущую от Свияги по южному берегу реки Карлы до Сурского леса”, принято называть “Карлинским валом”. Жители города и окрестных деревень Мещеряки, Тингаши, Альшихово ежедневно встречались с остатками этого вала. В наше время земляной вал местами совершенно исчез, и только отдельные звенья сохранились как исторический памятник прошлых эпох. Правда, в отличие от подобных валов, построенных позже, отличались простотой устройства. Хотя и на Карлинском валу были удвоенные, утроенные, расходящиеся и сходящиеся рвы и насыпи, служившие прикрытием для стрельцов. Кроме того, на валу возле нынешней деревни Мещеряково, по обеим сторонам дороги, идущей из Буинска в Ульяновск, стояли ворота в виде башни и рядом располагалась еще одна глухая башня, носившая название “Башня князя Аклычева”. В “Сборнике исторических и статистических материалов Симбирской губернии” говорится: “К достопримечательностям Буинска можно отнести земляной вал со рвом, начинающийся в 3-х верстах от города за рекой Карлы… Предание гласит, что вал этот возведен по взятии царства Казанского… на нем видны в северной стороне два бугра, называющиеся Глухою и Проезжею башнями, где в давние времена были селитряные варницы”.

Следует сказать, что одновременно с сооружениями засечных линий царская администрация щедро раздавала завоеванные земли в собственность князьям-боярам и монастырям. “Как велик был интерес в приобретении имений в новом крае… - читаем мы в “Сборнике… материалов Симбирской губернии”, - почти все сильные люди, стоящие во главе государственного управления со времен царя Михаила Федоровича до Екатерины II, владели вотчинами в этом крае”.

Конечно же, и земли нынешнего Буинского района не остались тогда без внимания бояр. Владельцами обширных земельных угодий здесь стали Ивашев, Теренин, Литвинов, Посольцев, Костливцева, А.Толстой, В.Есипов…Из них Ивашев в 1682 году даже обосновал вместе со своими крепостными крестьянами деревню и назвал ее Ивашевкой. Теренин хозяйничал в Кияти, Есипов – близ деревень Рунга и Альшихово.

Не в обиде были и служилые люди. Правда, сначала только русских людей, но затем и инородцев из указанного сословия стали наделять земельными угодьями. Им давали участки близ засечной черты, чтобы занимались не только хлебопашеством, но и были опорой администрации.

Так возникла 7 августа 1662 года деревня Байбулат (с 1859г. – Мещеряки). Основали ее вернувшиеся со службы в царской армии служилые татары в количестве 40 человек во главе с Байбулатом. На правом берегу реки Карлы возникло еще три населенных пункта: в 1669г. – деревня служилых татар Тингаши, в 1672г. – чувашская деревня Алших (Альшихово) в 1684г. – Ташкичу (Каменный Брод), в которой одновременно обосновались 20 человек рейтаров.

В 17-ом столетии освоение свободных земель на территории нынешнего Буинского района почти завершается. В 1638 году начинает свою биографию село Бикмураз (Бикмуразы). Основатель ее – Туктамыш и его товарищи – всего три семьи. Они выбрали место для жительства на берегу озера Бикей Йомрасы, от которого и происходит название села.

В 1641 году основано село Борындык (Бурундуки). Первыми ее жителями были новозаписные служилые татары в количестве 100 человек. Село назвали по имени его жителя – Бурундука Байсубина.

Наконец, в 1655 году возникает еще одна деревня. Ее основал Толымбай. Это был человек с развитым национальным самосознанием. Он был горячо предан национальным традициям, любил свой родной язык, решительно отвергал насилие, принуждение. Из-за своего непримиримого характера он вынужден был со своим другом Илбаем скитаться по миру. После долгих мытарств они, по совету оборотчика Нюнепа Чураева, решили осесть на земле и выбрали для этого место на берегу озера Иркуль, положив тем самым начало селу, которое ныне называется Адав-Толымбай (Адав-Тулумбаево).

В 1666 году рядом с этим населенным пунктом появляется новое поселение – Сиушево. Известны первые ее жители. Это – Суэш Анисимов, Айтуган Дельбышев, Урмет Бикбульдин, Мишка Баракаев, Юлдаш Сарбаев, Юлдаш Тимкиев. В 1896 году эти деревни объединяются и для них общим названием становится Сиушево, которое после образования Татарской АССР сменяется на Адав-Тулумбаево. В 1674 году Чурачка Шихмурзин со своими товарищами (всего 5 человек) выбирает место для жительства на левой стороне реки Карлы напротив Алших. В результате возникает Рунга – деревня ясашных чуваш. Крестьяне боярина В.Есипова в 1675 году дают начало селу Кайрово.

Наконец, в 1781 году основывается деревня Кугальна. Ее первые жители – это русские крестьяне, освободившиеся из-под власти помещика деревни Русская Карланга.

Таковы некоторые штрихи появления новых деревень и сел на территории Буинского района после 1552 года.

Были изменения и другого плана. О них сообщает “Сборник исторических и статистических материалов Симбирской губернии”: “С завоеванием Казани началось русское движение на юго-восток. Занятие и обрусение Симбирской губернии привело к такому итогу, что теперь недоумеваешь, точно ли эта земля, на которой в течение долгих времен обитали народы, которые господствовали над всем востоком Европы. Такое впечатление испытали мы, когда приехали в первый раз в приволжский край 25 лет назад. Мы тщетно искали некогда могущественный татарский народ, о котором так много слышали в школе и которого мы не находили ни по сю сторону Волги, ни за Волгою, ибо рассеянные между русскими и обрусевшим населением татарские деревни казались нам слишкомм слабым остатком того, что мы ожидали встретить”.

История города Буинска

Об истории становления города Буинска (Буа) имеется немало литературы, начиная с 18-го века и кончая нашими днями. Что касается даты учреждения самого города, то все источники точно указывают, что это произошло 15 сентября 1780 года. Но не так однозначны данные, касающиеся предыстории города. Прочно утвердившееся мнение на этот счет таково: на месте Буинска было селение Афонасово. Затем его переименовали на Архангельское, последнее – на Буинск.

Действительно ли город Буинск берет свое начало с селения Афонасово или (как пишут его часто) Опонасово? Нет, подобное утверждение не соответствует исторической правде. Селение Афонасово долгое время существовало под названием Янбулатово. Это подтверждается документально. Например, 18 октября 1682 года Никифору Ивашеву по его заявлению определяют земельный участок. Процедура такова: каждая соседняя деревня должна подтвердить, что участок, выделяемый Н.Ивашеву, пустует, т.е. никто на него не претендует. Идет опрос, участвуют староста и выборные люди деревень Утинщины, Байбулатово и Янбулатово. Читаем: “Синбирении Д.Осипов да подъячий И.Долматов в Синбирский уезд по реке Свияге да по Карлинскому валу меж дач Ивана Литвинова да деревни Янбулатовой, Опонасово тоже, со сторонными людьми ездили и про ту землю сыскивали...”. Выходит, что Янбулатово и Опонасово – это разные названия одной и той же деревни, точно так же, как Опонасово, Архангельск, Буинск. Но новое название вместо Янбулатово еще окончательно не утвердилось, поэтому у деревни двойное название “Янбулатово, Опонасово тоже”. Следовательно, деревня первоначально называлась Янбулат, а Опонасово (Афонасово) – название вторичное, пришедшее взамен первого. Быть может, сочетание “Янбулатово, Опонасово (или Афонасово) тоже” – простая ошибка? Нет, несостоятельность такого предположения доказывается уже тем фактом, что указанные названия в документе повторяются. Например, в том же источнике читаем: “В атказных книгах 190 (т.е. 1682) года 18 октября атказано... порозжей земли синбиренину Никифору Ивашеву в Симбирском уезде в урочищах по реке Свияге да по карлинскому валу меж дач Ивана Литвинова да меж дач татарских и чувашских деревень: деревни Афонасовой, Енбулатово тоже, 50 четвертей в поле...”.

В “Русском энциклопедическом словаре” И.Н.Березина есть такие строки: “Буинск – уездный город Симбирской губернии... Местное предание утверждает, что здесь, до взятия Казани русскими, существовал какой-то татарский городок”. Не следует ли под этим “татарским городком” понимать Енбулатово? Ведь селение на месте Буинска первоначально, как явствует из вышеизложенного, так и называлось, и в нем жили ясашные татары. В соответствии с преданием, быть может, оно существовало еще при Казанском ханстве, как и Старый Студенец, Старые Тинчали и другие?

Во всяком случае ошибочно думать, что Буинск берет свое начало с селения Афонасово (Опонасово). Далее, в тех источниках, в которых Афонасово признается первым селением на месте Буинска, допускается еще одна неточность.

“Селение на месте Буинска возникло в 1703 году, - такое утверждение содержится в “Географическо-статистическом словаре Российской империи”. В то же время в “Сборнике исторических... материалов...” указывается другая дата – 1691 год, в “Экономических примечаниях...” – 1663 год. Следует заметить, что ни одна из этих дат не соответствует действительности. Название Опонасово упоминается уже при определении границ земельных угодий деревни Бикмурза в 1638 году.

Откуда и как происходит название города – Буинск? “Сборник исторических и статистических материалов Симбирской Губернии” объясняет это так: “Селение на месте Буинска было основано ясашным крестьянином Белобородовым... в 1691 году, название получило от татарина Байдурачки Чуракаева, у которого ясашные крестьяне Афонасовой брали в наем землю”. Есть попытка ответить на этот вопрос также и в “Экономических примечаниях...”: “Селение, где учрежден город сей, заведено... с 7171 (т.е. 1663) года ясашным крестьянином Белобородовым, название же свое получило от татарина Багдураза Чирекаева, Буинск”. В таком случае, почему эти крестьяне продолжали до 1730 года назвать это поселение Афонасовой (Опонасовой), да и потом употребляли не Буинск, а Архангельск? На этот вопрос приведенные документы не дают ответа. Надо полагать, что название “Буинск” возникло иным путем.

Как известно, топоним “Буинск” происходит от татарского корня “буа”, что означает “запруда”, “плотина”. Населенный пункт, который указом имеператрицы Екатерины II 15 сентября 1780 года был провозглашен городом и назван “Буинск”, как раз и располагался вокруг запруды, называемой по-татарски “буа”. Таким образом, произошел перенос значения запруды в название населенного пункта.

Заключение

Прошли столетия. Поколения сменяли друг друга, оставляя после себя развитые города и села. История нашего города и района поучительна. Наши далекие предки сумели поднять села и деревни и превратить Буинск в развитый и богатый город в Поволжье. Без знания своего прошлого, без изучения истории своего края нельзя понять современность, невозможно предвидеть будущее.

Исследуя историю своего города мы еще раз доказали как и когда возникли первые поселения Буинского района и города Буинска , когда образовался город Буинск и с чем связано его название.

Земля Татарстана, куда сегодня входит Буинский район и город Буинск, - древняя историческая родина татар. Однако представители и других национальностей обрели здесь свою родину. Татарский народ веками трудился бок о бок с русскими, чувашами, украинцами, башкирами, марийцами, удмуртами и многими другими народами. Говоря словами известного татарского поэта Г.Тукая:

С народом России мы песни певали,
Есть общее в нашем быту и морали.
Один за другим проходили года, –
Шутили, трудились мы вместе всегда.

(Пер. С. Липкина).

Использованная литература:

  1. Борцы за счастье народное. Казань, 1967 Т. 1. Т. 2, 1983.
  2. Географическо-статистический словарь Российской империи. Сост.: П.Семенов.-СПб, 1863. Т.1.
  3. Зайнуллин И.Г. Буа районы.- Казан утлары. 1986. №2.
  4. История ТАССР.- Т.1-Казань, 1955.
  5. Материалы исторические и юридические района бывшего приказа Казанского дворца .- Симбирск, 1904. Т.4.
  6. Памятная книжка Казанской губернии на 1861-1862 гг.- Казань, 1862.
  7. Сергейчев И.В. Материалы по истории Буинского района ТАССР.- Буинск, 1981.
  8. Список населенных мест Симбирской губернии.-Симбирск, 1880;1884;1897;1913.
  9. Чернышев Е.И. Селения Казанского ханства. В книге: Вопросы Этногенеза тюркоязычных народов Среднего Поволжья.- Казань, 1970.
  10. Щарафутдинова А. Толымбай авылы.- Казан утлары, 1976 № 9.