Интегрированный урок (окружающий мир + информационные технологии) на тему: "Мир воды. Начальная школа"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Поддерживать самостоятельное мышление и обучение через открытие;
  • Поддерживать активное учение через мотивирующую постановку вопроса и учебное окружение;
  • Учитывать первичные концепции учащихся, то есть идеи, объяснения и представления, которые учащиеся приносят на занятие;
  • Давать возможность проводить общие дискуссии;
  • Поддерживать процессы рефлексии.

Оборудование (общее):

  • Школьная переносная лаборатория “Плавание и погружение”.
  • Компьютер (РС или MacBook).
  • Мультимедийные проектор, экран.
  • Принтер, сканер.
  • Цифровой фотоаппарат, цифровая видеокамера.
  • Программа ПервоЛого 3.0 для оформления хода лабораторной работы.
  • ЦОР “Цифровая база изображений. Начальная школа. Иностранный язык”.

Время проведения: 1 урок.

Ход урока

Насыщенная образовательная программа.

- Жизнь людей на Земле тесно связана с водой. Многим кажется, что они хорошо знают воду. Ведь все ежедневно умываются, пьют воду, часто наблюдают, как идет дождь, как течет река. Но оказывается, не так все просто в природе. В ней много тайн. Ученые стараются разгадать их. А пока мы начнем с простого. Постараемся найти ответ на вопрос “Почему тяжелый, большой корабль не тонет?”.

- Мы организуем работу в группах. На своих столах вы видите оборудование и задание, которое должны выполнить. После выполнения, вы фиксируете свои результаты на компьютере. Название листа будет соответствовать теме проводимого вами эксперимента.

1 эксперимент “Что плавает – что погружается?”
2 эксперимент “Почему большой корабль из металла не тонет?”
3 эксперимент “Удочки”.
4 эксперимент “Мячи”.

Эксперимент (стол) № 1 “Что плавает и что погружается”.

  • Осознать собственные предварительные знания и опыт, высказывая первые предположения о плавучести разных предметов;
  • Выполнить простейшие опыты для подтверждения своей гипотезы;
  • Практическая работа с использованием программы Перволого.

Оборудование: емкость для воды, полотенце, кубик из воска, кубик из песчаника, кубик из букового дерева, кубик из древесины ели, кубик из нержавеющей стали, кубик из пенопласта, кубик из воска, кубик из бука.

Задача: учащиеся сначала должны сделать предположение о том, какие из предметов будут плавать, а какие из них утонут, затем опытным путем проверить свою гипотезу и результаты записать.

- У нас нет единого мнения о том, что произойдет с предметом, если его опустить в воду.
- У вас есть различные материалы. Каждый из вас должен предположить, что с ним будет, если опустить его в воду – поплывут они или утонут.
- Запишите свои предположения в таблицу.

- Когда все будут готовы, вы получите емкость с водой и сможете проверить, насколько правильны были ваши предположения.
- Выполните практическую работу на компьютере.

 

- Если Вы успешно справились с первым этапом, вам необходимо перейти к эксперименту (столу) № 2.

Практическая работа (дополнительно): строительство плота (с использованием различным материалов) и экспериментальная проверка плавучести сделанного сооружения.

Эксперимент (стол) № 2 “Почему большой корабль из металла не тонет”.

  • В процессе формулирования предположений по поводу плавучести корабля учащиеся должны осмыслить собственные знания и опыт;
  • Побуждать детей к высказыванию идей;
  • Проводить эксперимент;
  • Практическая работа на компьютере с использованием программы ПервоЛого.

Оборудование: картинка корабля, модель корабля, кусок стали, емкость с водой, весы, кусок пластилина, полотенце.
Задача: учащиеся должны дать ответ на вопрос: почему корабль не тонет, а такой же по весу кусок железа утонет?

- Посмотрите на иллюстрацию.

- Раздать листочки с вопросом “Почему плавает корабль?”, на котором дети должны написать ответ на вопрос. Через некоторое время дать возможность детям высказать одно из своих соображений по поводу того, отчего может это зависеть. Листы вывешиваются на доску.

- Давайте обсудим все возможные варианты. Предположения, которые не удалось опровергнуть, остаются на доске и проверяются еще раз.

- С помощью весов измерьте массу куска железа и корабля. Что тебя удивило? (масса одинаковая). По очереди опускай предметы в воду. Почему кусок железа утонул, а корабль нет. Какое из предположений оказалось верным?

- Выполни практическую работу на компьютере. Правильно ответь на вопросы.

Практическая работа (дополнительно): аналогичный эксперимент можно выполнить с куском пластилина (кусок пластилина и пластилиновая лодочка), провести конкурс на грузоподъемность каждой лодки.

Эксперимент (стол) № 3 “Удочки”.

  • В процессе наблюдения сделать вывод: пластилин в воде становится легче;
  • Вода выталкивает кусок пластилина наверх, но недостаточно, тяжесть тянет его вниз и побеждает (на веревке);
  • Резинка сокращается, как только пластилин погрузится в воду. Когда пластилин снова выталкивают из воды, резинка растягивается.
  • Практическая работа с использованием программы Перволого.

Оборудование: удочка с куском пластилина, резинка с куском пластилина, емкость с водой, полотенце.
Задача: в результате эксперимента нужно обратить внимание на то, что произойдет, если с помощью веревки и резинки подвешенный груз будем опускать в воду?

- Приходилось ли тебе купаться в море? Можно ли в воде поднять тяжелого человека? Кого ты поднимал? А можешь ли ты поднять этого человека на суше?
- Что делает вода с предметами? Это происходит со всеми предметами одинаково?
- Медленно опускайте кусок пластилина на удочке и на резинке в воду.
- Свои наблюдения зафиксируй, выполнив практические задания на компьютере. Правильно ответь на вопросы.

Эксперимент (стол) № 4 “Мячи”.

  • Провести эксперимент, используя различные мячи;
  • Подвести детей к выводу, что вода выталкивает предметы из воды, т.к. стремится обратно на свое место.
  • Практическая работа с использованием программы ПервоЛого.

Оборудование: настольный мячик, пластмассовый, резиновый, емкость с водой, полотенце.
Задача: поочередно вдавливать мячи разного размера в воду и наблюдать за этим процессом.

- Что произойдет с мячом, если его вдавить в воду? Одинаково ли будут вести себя мячи, если они сделаны из разных материалов? А если они разных размеров?
- После выполнения задания Вы на компьютере заполняете страничку по этому эксперименту.

Дидактико-методические рассуждения: Большие мячи труднее погружать, чем маленькие, т.к. большие мячи вытесняют больше воды.

Заключительный этап урока:

Ученики могут вставить свои фотографии и фотографии проведенных экспериментов в альбом ПервоЛого, а затем распечатать его, чтобы забрать домой.

После выполнения всех заданий учащиеся заполняют “Мою страничку наблюдений”.

“Моя страничка наблюдений” поможет учителю подвести итоги урока или начать с этого материала следующий урок или исследование.