Рейтинг@Mail.ru

Интегрированный урок (математика + физика) по теме "Механическое движение"

Разделы: Математика, Физика


Цель урока:1.Обобщить знания по теме.

2.Показать взаимосвязь предметов при решении задач по механике.

3.Развивать логическое мышление, интерес к предмету.

I. Орг. момент. Слайд №1.(Объявление темы) (см. презентацию).

II. Поставить цели, пути достижения. Слайд №2.

III. Учитель физики. Каждая команда (ряд) путешествует на своей машине:1 на Феррари,2 на Порше, 3 на Хаммере. Наша задача, преодолевая препятствия (задания, вопросы), продвигаться по маршруту от Калининграда до Нестерова. Команда за каждый этап (вопрос, задание) получает 1 балл, которые мы вписываем на доске рис. 1.

Этап Феррари Порше Хаммер
“Гараж”      
“Тех. осмотр”      
“Зарядка”      
“Калининград-Гвардейск”      
“Гвардейск-Черняховск”      
“Черняховск-Гусев”      
“Гусев-Нестеров”      

Наш маршрут вы также видите на доске, а цветными магнитами будем отмечать прохождение команды по нашему маршруту. Каждой команде соответствует определенный цвет магнита, например красный, желтый, зеленый. Для этого необходимо дойти до гаража.

Учитель математики. Выйдя из дому, пройдем 30м на север, повернем на восток и пройдем 40м.

 

Задаем вопросы каждой команде. (За правильный ответ команда получает 1 балл).

В1.Что такое траектория? Что такое путь? Чему равен пройденный путь?

В2.Что такое перемещение? Равно ли перемещение пройденному пути?

В3.Чему равно перемещение?

IV.Учитель физики. Мы с вами дошли до гаража. Прежде чем сесть в авто, необходимо пройти тех. осмотр. На экране появляется слайд №3.Каждой команде из предложенных формул надо найти правильную.

Учитель математики. А теперь выразите из формулы физ. величину:1а,2v0,3v.(От каждой команды выходят к доске по одному ученику и объясняют как выражать.)

V. Учитель физики. Перед дальней дорогой немного разомнёмся. (Делаем легкую зарядку: повертели головой, размяли руки). На каждой парте лежат 2 бруска и динамометр. Опустите брусок на пол, поднимите его. Рассчитайте работу при подъёме бруска.

-Какие величины надо знать, какую формулу, как измерить? (Кто ответит правильно, приносит команде балл и себе в личный зачет. Работа рассчитывается по формуле А=mgh, динамометром определяют вес бруска, а высоту стола может сообщить учитель).

VI. Итак, мы на старте. Наши машины начали разгон и за некоторое время прошли определенный путь. Слайд №4. Определите ускорение и скорость на этом участке. Напишите уравнение зависимости скорости от времени. (От каждой команды выходят по одному участнику к доске, а все остальные решают в тетрадях. По мере решения задачи и в зависимости от результата, передвигаем магниты к г. Гвардейску. Какая-то команда продвинется вперед, а кто-то будет отставать.)

VII. Учитель математики. Постройте график изменения скорости от времени. И мы переместимся в г. Черняховск. (У доски работают другие члены команды).

Учитель физики. Все автомобили ещё 10 секунд двигались равномерно. А мы с вами на пути к г. Гусеву. Продолжите на своем графике 2 участок, рассчитайте путь равномерного движения. (Задание выполняют те, кто строил график: 1.=200м; 2.=300м; 3.=200м. И опять передвигаем магниты в зависимости от быстроты и правильности выполнения задания.)

-Найдите весь пройденный путь. (Ответы называют с места: 1.=300м; 2.=600м; 3.=350м).

VIII. Учитель математики. Остался последний участок пути: от Гусева до Нестерова.

Давайте вспомним геометрический смысл перемещения (площадь фигуры, ограниченной графиком скорости и осью времени). Задаю вопросы каждой команде:

В1. Какая фигура в нашем случае? (трапеция). Какой вид трапеции?

В2. Чему равна площадь трапеции? (Полусумма оснований, умноженная на высоту)

В3.С точки зрения физики, что является основаниями и высотой (всё время, время равномерного движения и скорость равномерного движения).

Самостоятельно рассчитайте пройденный путь через площадь трапеции, сравните результаты с предыдущими расчетами и сделайте вывод. (Ответы спросить с места.)

IX. Учитель физики. И в заключении, наши машины остановились через 5 секунд. Самостоятельно изобразите на графике.

Подведения итогов путешествия, выставление оценок, баллов, выборочно проверить тетради.

Домашнее задание: Нарисовать график зависимости скорости от времени и придумать к нему как можно больше вопросов. Можно на отдельном листе или в электронном виде..

Пояснительная записка

Данный урок можно провести по окончанию темы: Кинематика или Механика в 9,10 классах.

На доске заранее нарисован маршрут следования “Калининград-Нестеров” и подготовленные магниты-3 разного цвета, у каждой команды свой цвет: красный, желтый, зеленый. Прохождение каждого этапа фиксируется магнитами. На другой стороне доски подготовлена таблица, фиксирующая заработанные баллы каждой командой. В центре подготовлены для каждой команды оси V(t).

Решение всех заданий учащиеся записывают в тетрадях. В конце урока учитель может взять на проверку у некоторых учащихся тетрадь. Поэтому за урок получат оценки большинство учеников. Все кто выходил к доске и отвечал активно на вопросы, получают оценки.