Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Решение задач на "совместную работу" арифметическим способом (6-й класс)

Разделы: Преподавание математики


Цели урока.

Обучающая цель – закрепить и развить навыки решения текстовых задач арифметическим способом, применяя дифференцированный подход посредством выбора задач разной сложности и активизации деятельности учащихся разными способами.

Развивающая цель – активизировать мыслительную деятельность, развить умение делать выводы, строить логическую цепочки при решении задач.

Воспитательная цель – развитие внимания, упорства, умения слышать мнение товарищей и совместного определения хода решения.

Задачи урока.

  1. Решение прямой и обратной задачи на “совместную работу” с конкретными данными.
  2. Решение задач повышенного уровня сложности арифметическим способом.
  3. Определить понятия задач на “совместную работу” среди прочих задач математики.

Необходимое техническое оснащение: проектор, экран, компьютер, доска.

План урока.

Раздел урока Мин.
1. Организационный момент. 3
2. Проверка домашней работы, предварительно заданной на эту тему. 5
3. Объявление темы урока. Выполнение поставленных задач урока.

3.1. Новая тема. Решение домашней задачи с новым условием.

3.2. Самостоятельная работа с подобными задачами.

3.3. Совместная работа над задачами с более сложной формулировкой.

32
4. Выводы по уроку. Выдача домашнего задания. 5

ХОД УРОКА

Раздел первый.

Приветствие учащихся.

Ободряющая речь:

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок,
Сегодня будем мы опять
Решать, отгадывать, смекать!

Раздел второй.

1) Озвучивается домашняя задача. (Слайд 2. Презентация). Например, “Мастер может выполнить задание за 6 часов, а его ученик это же задание – за 8 часов. Какую часть задания они могут выполнить вместе за 1 час” (учебник Виленкин Н.Я. “Математика 6”. № 363, стр. 57).

2) Вызывается ученик к доске на решение задачи.

Одновременно идет опрос других домашних заданий.

Вопросы к ученику, работающему у доски, после оформления решения:

Что требуется найти по условию задачи?

Что необходимо для этого сделать?

Ожидаемый ответ: Ту часть работы, которую слесарь и его ученик раздельно выполняют за один час. Затем сложить полученные ответы.

3) Подводится итог: До этого момента мы решали задачи на определение части работы, которую выполнят вместе за один час. А теперь мы приступаем к нашей новой теме “Решение задач на совместную работу”.

Раздел третий.

3.1. Новая тема. Решение домашней задачи с новым условием.

(Слайд 3). К условию домашнее задачи добавляется дополнительный вопрос.

“Слесарь может выполнить задание за 6 часов, а его ученик это же задание – за 8 часов. За сколько часов ученик и мастер могут выполнить задание при совместной работе?”

Для решения задачи учитель предлагает следующую схему логических рассуждений, ответы на которые дают дети.

Логическая схема:

Вопрос учителя Ожидаемый ответ учеников Решение
Если один слесарь может выполнить задание за 6 часов, то какую часть задания он выполняет каждый час? 1/6 часть задания 1:6=1/6 часть задания
Обратный вопрос: если каждый час слесарь выполняет 1/6 часть задания, то за сколько часов он выполнит это же задание? 6 часов 1:(1/6)=6 часов

3.2. Самостоятельная работа с подобными задачами.

Учитель выдает карточки для самостоятельной работы с типовыми задачами.

Образец карточки.

Вариант № 1 Вариант № 2 Вариант № 3
Один комбайн может убрать поле за 6 дней. А другой – за 4 дня. За сколько дней могут убрать поле оба комбайна при совместной работе. Одна машинистка может выполнить работу за 10 часов, а другая за 15 часов. За сколько часов могут выполнить работу обе машинистки при совместной работе? Через узкую трубу бассейн наполняется за 10 часов, а через широкую за 4 часа. За сколько часов обе трубы заполнят бассейн при одновременном включении?

Время выполнения самостоятельной работы 5–7 минут.

3.3. Совместная работа над задачами с более сложной формулировкой.

(Слайд 4). “Первая бригада может выполнить задание за 9 дней, а вторая за 12 дней. Первая бригада работала над выполнением этого задания 3 дня, а потом вторая бригада закончила работу. За сколько дней было выполнено задание?”