Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Обобщающий урок русского языка в 3-м классе по теме: "Части речи. Изменение имен существительных, прилагательных, глаголов по числам"

Разделы: Преподавание в начальной школе


Тема урока: «Части речи. Изменение имен существительных, прилагательных, глаголов по числам. (Обобщение)».

Цель урока: обобщить знания детей о разных частях речи, их роли в предложении, научить употреблять слова в единственном и множественном числе. Изменять окончания слов при изменении категории числа. Воспитывать доброе отношение к природе, к птицам. Расширить кругозор детей, их знания о птицах России.

Оборудование: мультимедийная доска, ноутбук или персональный компьютер, слайды с изображением птиц (вороны, сороки, жаворонка, воробья, соловья, снегиря, грача,  дрозда,  галки).

ХОД УРОКА

Сообщение темы и цели урока

Упражнение по чистописанию -оро-  -оло-  (объяснение написания и соединений букв).
– В каких словах чаще всего встречается это сочетание? (В словах с непроверяемым написанием).
– Сегодня мы познакомимся с группой словарных слов, а вот какие это слова, вам предстоит догадаться самим.
– Послушайте, какое толкование дано этим словам в словаре русского языка: (ворона) – всеядная птица, серая  с черным оперением.

Рисунок 1. Ворона

Рисунок 1. Ворона

Дети пишут слова в тетради столбиком.

Сорока – небольшая птица семейства вороновых. Головка, крылья и хвост у нее черные, как у вороны, но боковые перья белые. Эта птица любит блестящие предметы, которые прячет в своем гнезде.

Рисунок 2. Сорока

Рисунок 2. Сорока

Названия других птиц мы узнаем из русских загадок, в которых народ отразил свои наблюдения за птицами.
Жаворонок – в синем небе голосок, будто крохотный звонок.

Рисунок 3. Жаворонок

Рисунок 3. Жаворонок

Воробей – птичка-невеличка ножки имеет, а ходить не умеет. Хочет сделать шажок, получается прыжок.

Рисунок 4. Воробей

Рисунок 4. Воробей

Соловей – он серенький на вид, а пеньем знаменит.

Рисунок 5 Соловей

Рисунок 5 Соловей

В тетрадях детей записаны слова: ворона, сорока, жаворонок,  воробей, соловей.

– Что общего во всех этих словах?
– Все они обозначают названия птиц.
– Во всех словах есть сочетание -оро-, -оло-.
– Все они являются именами существительными.
– Все они употреблены в единственном числе.
– Измените эти слова так, чтобы они были употреблены во множественном числе, рядом запишите их. Выделите ту часть слова, которая изменялась.

Дети пишут второй столбик слов с названием птиц.

– Придумайте прилагательное к слову ворона и глагол к слову сорока.

Вывод, который делают ученики: Если существительное употреблено в единственном числе, то связанное с ним прилагательное тоже употребляется в единственном числе.
Если существительное употреблено во множественном числе, то связанное с ним слово тоже употребляется во множественном числе. (Устно)
– На уроках окружающего мира мы говорили о том , что есть птицы, которые прилетают к нам зимой с севера.
Какие это птицы?
Снегири.

Рисунок 6

Рисунок 6

– Какие птицы первыми возвращаются к нам весной?
Грачи.

Рисунок 7

Рисунок 7

– Есть в России птица дрозд. О ней сложили стихи: «Вы слыхали, как поют дрозды? Нет, не те дрозды, не полевые. А дрозды - волшебники дрозды. Певчие избранники России».

Рисунок 8

Рисунок 8

– Запишите названия этих птиц во множественном числе, обозначьте орфограммы, определите в какой части слова находятся орфограммы, поставьте ударение. (Снегири-снег, грачи-грач, дрозды-дрозд).
– Как определить, какую гласную надо писать в корне слова? (Надо изменить слово так, чтобы безударная гласная стала ударной. Для этого можно поставить слово во множественное число).
– Есть ли еще орфограммы в этих словах? (Дети указывают на парные согласные в конце слов и делают вывод о том, как проверить написание парных согласных).
– Для чего мы учимся изменять существительные по числам? (Для того, чтобы уметь подобрать проверочное слово при написании слов с безударными гласными и парными согласными в корне слова).
– Сегодня на уроке мы узнаем еще об одной птице, которая обитает в средней полосе России.

На мультимедийной доске дан текст: Галка.

– Галки имеют черное оперение. Затылок и щеки у них  серые. Галки живут по берегам рек. Летают стаями под оглушительные крики. Осенью галки присоединяются к стаям грачей. Вместе с ними они улетают на юг.

Рисунок 9

Рисунок 9

– Прочитайте текст. Определите  вид текста. Что нового вы узнали о галках?

Задание классу: 1-й  вариант: выпишите из текста 3-е предложение. 2-й вариант: выпишите из текста 5-е предложение.
– Определите основу предложения, укажите над словами, какой частью речи выражена основа предложения и второстепенные члены предложения. (Два человека работают на мультимедийной доске). Проверка фронтальная. Дети делают вывод о том, что главные и зависимые слова в предложениях употреблены во множественном числе.

– Проверить свои знания вы сможете, выполнив задания теста.

Указать «+» слова, употребленные в единственном числе.

        1-й вариант                                                2-й вариант

говорят              урожай                                строят             дорогой
трактор              дороги                                 комбайн&nb