Интегрированный урок "Основы экономических знаний". 4-й класс

Разделы: Начальная школа, Экономика

Класс: 4


Пояснительная записка

К основным экономическим знаниям, которыми должны овладеть младшие школьники, относятся знания (факты, понятия), связанные с ролью труда в жизни каждого человека и всей страны; с пониманием различий между разными видами собственности; с первоначальными представлениями о домашнем и школьном хозяйстве, семейной экономике, стоимости окружающих предметов, товаров, услуг, о рациональных приемах деятельности с целью сбережения времени и других ресурсов. Младшим школьникам необходимо в доступной форме показать, что блага состояние человека и всей страны зависит от качества труда, а богатство выражается не только в деньгах, но и в сокровищах природы, искусства, результатах труда людей.

Интегрированный урок «Основы экономических знаний» (4 класс)

Тема: Богатство. Источники богатства.

Цели:

  • Образовательные:
    • дать детям представление о том, что такое богатство;
    • познакомить детей с источниками богатства: природные богатства (земля, полезные ископаемые, леса, реки и др.);
    • познакомить с результатами трудовой деятельности, человеческих знаний, умений, предприимчивости (заводы, здания, картины, музыкальные произведения, изделия народных промыслов и т. п.);
  • Развивающие:
    • развивать умения группировать, анализировать, обобщать;
    • развивать навыки рациональной организации труда.
  • Воспитательные:
    • воспитывать в детях понимание, что богатство – это результат большого труда.

Методы урока: деятельностный, когнитивный, эмпирический

Вид урока: урок комплексного применения знаний, умений

Тип урока: интегрированный

Форма урока: урок-диалог

Технологии: технология деятельностного метода (ТДМ), информационно-коммуникативная технология (ИКТ)

Средства обучения: дидактический материал И.А. Сасовой, М.М. Фирсовой, «Тетрадь творческих заданий» для учащихся, кроссворд, высказывания философов о богатстве, цветные карандаши, видеоматериалы, презентация.

Основные понятия и категории: богатство.

Определение для учителя:

Богатство – обилие материальных и духовных ценностей; множество, многообразие.

План урока:

  1. Организационный этап.
  2. Актуализация знаний.
  3. Работа над основным материалом урока.
  4. Закрепление.
  5. Индивидуальная творческая работа.
  6. Домашнее задание.
  7. Итог урока.

Содержание урока

I. Организационный этап (Приложение 1, слайд 1)

Сообщение темы, цели урока. Деление учащихся на группы: (Приложение 1, слайд 2)

I группа «СНГ» (самые неотразимые гимназисты) Представление. Реклама группы. (Это было домашним заданием для групп)

II группа «ОБСЕ» (очень богатые силы Евразии)

III группа «АФН» (ассоциация финансистов науки)

IV группа «НДС» (научное дипломатическое сообщество)

Представление групп (цель работы)

Учитель: Чтобы узнать, о чем мы будем сегодня говорить, необходимо отгадать кроссворд.

У каждой группы на столе лежит кроссворд. Если группа закончила выполнять задание, она подает сигнал. (Приложение 1, слайд 3)

  1. Люди, которые производят товары.
  2. Ценности, запасы, источники чего-либо, необходимые для производства товаров.
  3. Богатства (ресурсы), существующие и возникающие без воздействия, влияния человека.
  4. То, что нужно, требуется, хочется человеку.
  5. Вид деятельности, при котором не создаются товары, а улучшаются уже имеющиеся.
  6. Наука о разумном ведении хозяйства.

Учитель: Какое слово в кроссворде закрашено? Это и есть ключевое понятие, о котором мы будем сегодня говорить. (Приложение 1, слайд 4)

II. Актуализация знаний

(Приложение 1, слайд 5)

– Какая поговорка зашифрована? Объясните её.

Зарядка для ума

(Здесь зашифрована известная поговорка: «Скупой платит дважды») (Приложение 1, слайд 6)

Учитель: Прочитайте высказывание философа Биона о скупости:

  • Скупые так много заботятся о богатстве, словно оно их собственное, но так мало им пользуются, словно оно чужое. (Бион)
  • Не тот богат, кто много имеет, а тот, кто много даёт. (Э. Фромм)
  • Богатство не в имуществе, а в таланте. (Персидская пословица)
  • Высшее богатство – отсутствие жадности. (Цицерон)

Учитель: А это вам пригодится, когда вы будете принимать решения. Объясните её. (Семь раз отмерь, один раз отрежь)

III. Работа над основным материалом урока

1. Беседа:

– Что такое богатство? Что может быть источником богатства? (Деньги, золото, драгоценности и т.д.)
–Являются ли богатством домашняя библиотека; талант петь, танцевать, рисовать, писать стихи, играть на музыкальных инструментах; много знаний и умений; хорошее здоровье; интересные идеи, изобретения? (Комментарии детей)
Богатство – обилие материальных и духовных ценностей.
– Из всего сказанного выделите природные богатства и богатства, созданные трудом человека.
– Прочитайте высказывания философов о богатстве. Как вы это понимаете?

2. Задания в ТТЗ

Задание 40. Обвести зеленым карандашом рисунки, изображающие природные богатства. (Комментарии учащихся)
В задании 41 ребятам предлагается посчитать рисунки, на которых изображены богатства, созданные трудом людей.
При выполнении задания 42 «Найди ошибку!» (Дети должны быть особенно внимательны)

3. Проверь себя (Приложение 1, слайд 8)

Каждая группа получает по 1 экономическому термину и объясняет их: производство, услуги, товар, меценат

Примеры: в Древнем Риме жил очень богатый человек имени Меценат. Он очень любил поэзию и помогал поэтам. С тех пор меценатами зовут богатых людей, которые часть своих денег отдают на развитие искусства, образования, помощь другим. Одним из таких меценатов был русский купец Павел Михайлович Третьяков. У него были два главных дела. Первое – торговля льняным полотном. Второе – собирание картин знаменитых и неизвестных художников. В мае 1883 г. галерею посетил сам император и поблагодарил Третьякова за патриотическое намерение передать ее в дар Москве. Когда через некоторое время он соизволил пожаловать Павлу Михайловичу звание дворянина, Третьяков ответил: «Очень благодарен его величеству за великую честь, но от звания дворянина отказываюсь... Я родился купцом, купцом и умру».

4. Игра-аукцион

Практическая работа по группам.

Чтобы сэкономить время на уроке, детям раздаются заготовки для коллажаПриложение 2

– Постройте модель своего производства, предложите купить свою продукцию.

Выступления групп (защита своих проектов)

Каждая группа продумывает проект производства, которое будет приносить пользу людям.

Вывод: трудом приносить пользу людям.

IV. Закрепление (Приложение 1, слайд 9)

1. Беседа:

– Хотите ли вы быть богатыми и почему?
– Вспомните, в каких сказках богатство достается героям без труда?

2. Финская сказка «Где богатство зарыто» (рассказывают дети).

Отец перед смертью сказал сыну: «Живи так, чтобы плуг серебрился». И добавил: «Мое богатство в поле, там ты его и найдёшь, только копай». Но не хватило сыну ума понять отцовский наказ. Не понял он, что серебриться плуг будет тогда, когда он пашет землю, а земля будет давать урожай, если ее хорошо обрабатывать. Вместо этого он заплатил кузнецу, чтобы тот покрыл плуг серебром, а сам все копал ямы в поле, думал, что найдет там клад. И совсем бы он обеднел, если бы не объяснили ему добрые люди, как надо жить. Не случайно в народе говорят: «Разум – наилучшее богатство». (Видеофрагмент)

– Что же является основным источником богатства? (Фрагмент из фильма «Приключение Буратино», Черепаха и Дуремар)

Вывод: Богатство – это природные ресурсы (или «дары природы»), что существует без человеческого вмешательства; труд людей, направленный на создание товаров и услуг, развитие таланта, получение образования и т. п.

– Можно ли жить счастливо, не имея денег? (Ответы детей)

Вот пример из жизни известного учёного археолога Николая Тарасенко, который открыл в Латинской Америке первую на континенте стоянку древних племён. Это была мировая сенсация. Ему предлагали работать в лучших университетах Санкт-Петербурга, Киева, президент Никарагуа предлагал ему карьеру, деньги, но он стал отшельником, поселился в живописных местах Донбасса и здесь уже 18-й год возводит своими руками храм. Кормит он семью своим трудом, обрабатывает землю, выращивает продукты питания.
Обсуждение ситуации:

– Как добывали средства для существования лиса Алиса и кот Базилио? (Фрагмент)

V. Индивидуальная творческая работа (на фоне фрагментов)

Работа в ТТЗ с. 32-33.

1-я картинка – Буратино получает 5 сольдо от Карабаса Барабаса, а лиса Алиса и кот Базилио подсматривают за этим действием.
2-я картинка – лиса и кот уговаривают Буратино пойти в Страну Дураков.
3-я картинка – Буратино сажает монеты в поле.

Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы:

  • Хотел ли Буратино разбогатеть? Для чего?
  • Каким образом он решил разбогатеть?
  • Стал ли он богатым? Почему?
  • Нравится ли вам такой способ обогащения? Объясни свою точку зрения.
  • Стали ли богатыми лиса и кот, которые украли деньги? Почему?
  • Кем притворялся Карабас Барабас, когда давал Буратино 5 золотых?

Чтение вывода по тетради.

– Понятия «богатство» и «труд» неразделимы. Труд тем ценнее, чем он в данное время нужнее людям.

VI. Домашнее задание: (Приложение 1, слайд 10)

Предложи героям сказки свой способ стать богатым.

VII. Итог урока. Рефлексия: (Приложение 1, слайд 11)

– Как работалось в группах? Оцените свою работу на уроке (красная карточка – 5, зелёная – 4, жёлтая – 3, синяя – 2). Можно выбрать любую фигуру, соответствующую вашему настроению. Обоснуйте выбор. (Приложение 1, слайд 12)

Литература:

  • Сасова И.А., Фирсова М.М. Экономика для младших школьников. Пособие для учителя. М.: Вита-Пресс, 2007 – 112с.
  • Сасова И.А., Фирсова М.М. Экономика. 3 класс: Тетрадь для творческих заданий. М.: Вита-Пресс, 2009 – 80 с.