Родительское собрание "Роль родителей в формировании самооценки ребёнка"

Разделы: Работа с родителями


Форма проведения: проблемная лекция.

Форма приглашения: письменная в виде объявления, вклеенного на цветных листах в дневниках за неделю до мероприятия.

Текст сообщения:

С возрастом изменяется отношение растущей личности к учению, к самому себе, к окружающей действительности, изменяется значимость всего этого для данной личности. Значимость меняется потому, что изменяются потребности, интересы, убеждения человека, изменяются его взгляды и отношения ко всему окружающему и к самому себе.
Уважаемые родители! Если для Вас важно психологическое здоровье Вашего ребенка и Вам небезразлично его будущее, я приглашаю Вас на Родительское собрание «Роль родителей в формировании самооценки ребенка». Собрание состоится во вторник 14 апреля 2009 года в 19 ч 00 минут в кабинете №4.

С уважением, Алла Владимировна.

Оборудование: листы, ручки для конспектирования вопросов, мыслей, идей, составления алгоритма.

ХОД РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ

– Добрый вечер, уважаемые родители! Я очень рада, что Вы нашли время для нашей встречи! Цель нашей встречи сегодня – понять, насколько поведение родителей оказывает влияние на формирование самооценки ребенка.

В ходе нашей встречи вы не найдете готовых ответов на возникающие вопросы. Еще одна цель, которую мы должны сегодня поставить перед собой – задуматься и попытаться самостоятельно найти ответы.

В прошлый раз мы с вами говорили о первых проявлениях подросткового возраста. Одним из аспектов мы называли самооценку, которая часто бывает заниженной в данном возрасте. Диагностическое исследование в нашем классе по данной проблеме подтвердило теоретические данные. Так 83% учеников нашего класса имеют низкую самооценку, у 17% – адекватная самооценка.

Что же такое самооценка?

Самооценка – это оценка личностью себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Она во многом определяет отношения с окружающими, критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. От самооценки зависит активность человека и стремление к самосовершенствованию. Самооценку можно представить формулой: 

  (схема на доске)

Повысить самооценку можно либо максимизируя успех, либо минимизируя неудачи. Расхождение между притязаниями и реальным поведением человека ведет к искажениям самооценки. Чем выше притязания, тем большими должны быть успехи, чтобы человек чувствовал себя удовлетворенным. Обнаруживается уровень самооценки не только в том, как человек говорит, а и в том, как он поступает.

Как вы думаете, какие проявления говорят нам о заниженной самооценке?

Заниженная самооценка проявляется в повышенной тревожности, постоянной боязни отрицательного мнения о себе, повышенной ранимости, побуждающей человека сокращать контакты с другими людьми. Заниженная самооценка разрушает у человека надежды на хорошее отношение к нему и успехи, а реальные свои успехи и положительную оценку окружающих он воспринимает как временные и случайные. Для человека с заниженной самооценкой многие проблемы кажутся неразрешимыми, эти люди очень ранимы, их настроение подвергнуто частым колебаниям, они острее реагируют на критику, смех, порицания. Они более зависимы. Недооценка своей полезности уменьшает социальную активность, понижает инициативу, такие люди в своей работе избегают соревнования, поскольку, поставив себе цель, они не надеются на успех.

Подумайте, присутствуют ли в поведении ваших детей признаки заниженной самооценки? Какие именно?

Хотелось бы вам, чтобы у ребенка была не заниженная, а завышенная самооценка? Давайте посмотрим особенности этой самооценки.

Достаточно высокая самооценка проявляется в том, что человек руководствуется своими принципами, независимо от мнения окружающих на их счет. Если самооценка не слишком завышена, то она может положительно влиять на самочувствие, так как порождает устойчивость к критике. Человек в этом случае знает себе цену, мнение окружающих не имеет для него абсолютного, решающего значения. При завышенной самооценке человек уверенно берется за работу, превышающую реальные возможности
Существует еще 3-й тип самооценки – верная (адекватная). В чем ее суть?

Верная самооценка поддерживает достоинство человека и дает ему нравственное удовлетворение. По мере формирования и укрепления самооценки возрастает способность к утверждению и отстаиванию своей жизненной позиции.

Таким образом, самооценка – это оценка себя при наличии 2-х переменных, являющихся основными источниками формирования самооценки. Во-первых, это семья как институт социализации личности, а во-вторых, это школа, где значимыми источниками формирования самооценки начинают выступать учителя и одноклассники.

Как вы думаете, какую именно роль оказывает семья на формирование и развитие самооценки ребенка?

Потребность в общении развивается у детей поэтапно. Вначале – это стремление к вниманию со стороны взрослых, затем – к сотрудничеству с ними, далее дети хотят не только делать что-либо вместе, но и ощущать уважение с их стороны, возникает необходимость во взаимопонимании. От того, как сложатся взаимоотношения ребенка с родителями, какое место займет он в этих взаимоотношениях, зависит его отношение к себе. Неоправданно частое подчеркивание родителями реальных и мнимых достоинств ребенка приводит к тому, что у него формируется завышенный уровень притязаний. В то же время недоверие родителей к возможностям ребенка, категорическое подавление детского негативизма может привести к возникновению у ребенка ощущения своей слабости, неполноценности. Для развития положительной самооценки важно, чтобы ребенок был окружен постоянной любовью вне зависимости от того, каков он в данный момент. Постоянное проявление родительской любви вызывает у ребенка ощущение собственной ценности, но при этом не предполагается, что родители перестанут давать беспристрастную оценку его поступкам. Негативные высказывания родителей о своих детях укрепляются в их сознании и трансформируют самооценку. У младших школьников самооценка основывается на мнении и оценке окружающих и усваивается в готовом виде, без критического анализа. Эти внешние влияния очень существенны вплоть до подросткового возраста.

Необходимым условием закрепления достигнутого является активное воздействие на близких ребенку взрослых с целью изменения их позиции и отношения к ребенку; вооружения родителей адекватными способами коммуникации. Чаще всего одной из основных причин, влияющих на неадекватность самооценки у детей, является неадекватный тип воспитания гипоопеки, гиперопеки, противоречивого воспитания.

Давайте посмотрим два примера и попробуем разобраться, какой будет в этом случае самооценка ребенка.

В семье недостаточно требований – запретов и обязанностей, а также минимальное количество санкций. В таких семьях родители стремятся удовлетворить любые потребности ребенка, оберегают его от обязанностей и трудностей, потакают во всем. Большая часть таких родителей не видят недостатков в воспитании своего ребенка, неправильно оценивают и идеализируют его. Основные причины проявляющихся нарушений заключаются в переоценке родителями собственных воспитательных возможностей и в решении личных проблем за счет ребенка: "Я считаю, что мною не было допущено ни одной ошибки в воспитании моей дочери. Я хочу, чтобы мой ребенок ни в чем не нуждался, и я стараюсь строить нашу жизнь так, чтобы соблюдалось это условие. Я буду делать для своего ребенка все, что он хочет до тех пор, пока у меня имеются возможности, потому что еще не известно, что ожидает его в будущем и как сложится его жизнь. У меня не было таких возможностей, так почему бы мне ни создать их для моей дочери. Я не вижу ничего негативного в том, что у девочки могут быть какие-то проблемы во взаимоотношениях с другими".

Другие родители, наоборот, видят недостатки в воспитании своего ребенка, но, несмотря на это, не работают с этим. Здесь наблюдаются частые конфликты в семье между супругами, что сказывается на отсутствии единых требований в вопросах воспитания у матери и отца. Например, мать проецирует любовь к мужу на ребенка, где неудовлетворительные супружеские отношения компенсируются в ребенке с помощью одаривания безграничной любовью с ожиданием получить в ответ то же; мать боится потерять доверие и любовь ребенка. У матери достаточно ярко выражены воспитательная неуверенность и низкая самооценка, что, конечно же, сказывается на устойчивости вопросов воспитания: "Я очень не уверена в себе, всегда сомневаюсь в действиях, поступках, но хочу постоянно совершенствоваться, но эта неуверенность, а может быть, мои знания не позволяют быть спокойной за себя, за детей и за будущее". Или: "Иногда мне кажется, что я слишком оберегаю своего сына, и я вижу, что вседозволенность – не очень хорошее явление, но справиться с этим не могу. Часто я не знаю, как мне действовать, если мой ребенок провинился".

Ответ: У детей таких родителей мы обнаруживаем чаще всего проявление неадекватно завышенной самооценки.

Давайте посмотрим другой вариант – повышенная моральная ответственность, характеризующаяся повышением уровня родительских ожиданий в отношении будущего, успехов, способностей и талантов ребенка. Такие родители возлагают на своего ребенка непосильные и несоответствующие возрасту обязанности и предъявляют к ребенку чересчур завышенные требования. Основная причина данного нарушения заключается в решении родителями личных проблем за счет ребенка.

Родители, в воспитательном стиле которых наблюдаются данные нарушения, чаще обладают наличием низкого уровня самооценки, что, конечно же, предопределяет их стремление повысить собственную самооценку за счет ребенка, за счет его успехов и достижений: "Я не очень хорошая хозяйка, на мой взгляд. Я очень боюсь обидеть кого-либо, от чего сама часто страдаю. Я часто невнимательна к своим родным, часто недовольна собой. Я не хочу, чтобы мои дети когда-нибудь чувствовали то же самое, что и я сейчас, поэтому я и очень требовательна к ним. Мне хочется гордиться ими". Или: "Я женщина, которая хочет, но не всегда может, которая пытается многого достичь, но часто не может переступить через принципы и комплексы, воспитанные в детстве. Мне бы хотелось, чтобы мои ошибки не повторяли мои дети".

Ответ: Неадекватно заниженная самооценка.

Какой вывод можно сделать?

Адекватная самооценка позволяет правильно выбрать ребенку те личные качества, которые следует развивать в себе, воспитывать. Он правильно будет оценивать свои умственные и физические способности, не занижая их и в то же время не завышая. Неадекватная заниженная самооценка тоже будет давать положительный результат, так как юноша будет с большей строгостью относиться к себе, с большей настойчивостью добиваться улучшения своих личных качеств, искать своё место в жизни. А вот неадекватная завышенная самооценка будет давать совсем противоположный результат по сравнению с адекватной и неадекватной заниженной самооценкой.

Завышенная самооценка обнаруживается в преувеличении своих умственных способностей и не только. Наилучшие взаимоотношения детей  с родителями складываются обычно при демократическом стиле воспитания. Этот стиль в наибольшей степени способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности.
Давайте попробуем составить алгоритм поведения родителей, который будет формировать правильную, адекватную самооценку у детей.

Поведение ребёнка направляется в этом случае последовательно и вместе с тем четко и рационально:

  • родители всегда объясняют мотивы своих требований и поощряют их обсуждение подростком;
  • власть используется ими в меру необходимости;
  • в ребёнке ценится не только послушание, но самостоятельность;
  • родители устанавливают правило и твёрдо приводят их в жизнь, но не считают себя непогрешимыми;
  • родители прислушиваются к мнению ребёнка, но не руководствуются только его желаниями.

Итак, сегодня мы с вами поговорили о самооценке ребенка, о том, что это такое и какой она может быть. Остановились на той роли, которую играет семья в формировании самооценки. Очень важным моментом нашей встречи является тот алгоритм, который нам удалось с вами разработать.

Сейчас я предлагаю ответить вам на несколько вопросов относительно нашей встречи.

Родители работают с анкетой, состоящей из 5 вопросов:

1. Является ли актуальной тема, заявленная сегодня? Да           Нет
2. Узнали ли Вы что-то новое сегодня?  Да           Нет
3. Является ли полезной информация, услышанная Вами сегодня? Да           Нет
4. Какую тему Вы хотели бы услышать и проработать при следующей нашей встрече?
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
5. Предложения и пожелания ______________________________________________

– Спасибо за внимание. Я обязательно учту ваши предложения и комментарии. Надеюсь, наш разговор принесет вам пользу в воспитании ваших детей и в формировании их самооценки.