Урок по информатике "Кодирование числовой информации"

Разделы: Информатика


Цели:

  • познакомить с кодированием чисел в компьютере;
  • формировать навыки работы на ПК;
  • формировать общеучебные и общекультурные навыки работы с информацией.

Задачи:

Образовательные:

  • закрепить материал по теме “Системы счисления”;
  • познакомить с системами счисления, используемыми в ПК для кодирования чисел;
  • изучить правила перевода из десятичной системы счисления в 2-ю, 8-ю, 16-ю системы счисления и наоборот;
  • показать возможность использования стандартной программы Калькулятор для работы с разными системами счисления.

Развивающие:

  • Развивать мышление, логику; внимательность;
  • Развивать навыки самостоятельной работы на ПК.

Воспитательные:

  • Воспитывать: интерес к предмету через интересные факты, сообщения; бережное отношение к технике.
  • Формировать информационную культуру.

Ход урока

  1. Организационный момент: объявление темы, целей урока (3 мин.)
  2. Фронтальный опрос, бесед (13 мин.)
  3. Объяснение нового материала (10 мин.)
  4. Первичное закрепление (10 мин.)
  5. Постановка д/з (2 мин.)
  6. Подведение итогов урока, выставление оценок (2 мин.)

Урок начинается с демонстрации слайдов презентации Приложение № 1. Звучит стихотворение А. Старикова “необыкновенная девочка” (слады 1,2,3).

Ей было тысяча сто лет,
Она в сто первый класс ходила,
В портфеле по сто книг носила –
Всё это правда, а не бред.
Когда, пыля десятком ног,
она шагала по дороге,
За ней всегда бежал щенок
С одним хвостом, зато стоногий.

Она ловила каждый звук
Своими десятью ушами,
И десять загорелых рук
Портфель и поводок держали.
И десять тёмно-синих глаз
Рассматривали мир привычно…
Но станет всё совсем обычным,
Когда поймёте мой рассказ.

А. Стариков “Необыкновенная девочка”.

Организационный момент (объявление темы, целей урока).

Вопрос учащимся: Как вы думаете, может ли быть такое на самом деле? Оказывается, может! Только необходимо выяснить, о какой системе счисления идёт речь в стихотворении. Тема нашего сегодняшнего урока “Кодирование числовой информации” (слад 4). Мы рассмотрим системы счисления, которые используются для кодирования информации в компьютере, как они связаны с нашей, десятичной системой счисления. И тогда мы узнаем, сколько девочке лет, сколько ног у неё и у щенка, и в какой класс она ходила. Начнём с повторения.

Фронтальный опрос: работа по группам (проверка знаний по теме “системы счисления”)

1 группа учащихся: работа с терминами – разгадывание кроссворда за ПК (проверка знаний, формирование практических навыков работы с готовой программой, сохранение документа) (слад 5). Предлагается 2 варианта кроссворда в MS Excel (Приложение №2, Приложение № 3).Учащиеся решают кроссворд, результат оставляют на Рабочем столе. В течение урока учитель проверяет и выставляет оценку (лист с ответами для учителя при работе следует удалить).
2 группа учащихся: работа с терминами на местах (слайды 6-22). Ученики по очереди выбирают номер вопроса, учитель по гиперссылке переходит к вопросу, и ученик на него отвечает.

Беседа с классом. Давайте ещё раз обобщим некоторые моменты:

  1. Какая система счисления используется повсеместно в наше время? (десятичная)
  2. Сколько цифр в 10-й системе? (десять)
  3. Значит, основание равно ….? (N=10)
  4. Алфавит 10-й системы? (цифры 0-9)
  5. Как вы думаете, почему люди используют именно десятичную систему счисления, а не семеричную или пятнадцатеричную? (десять пальцев на руках)
  6. Но не всегда люди считали десятками. Послушайте сообщения о том, как люди считали раньше (выступают ученики, которые подготовили творческие презентации). Приложение № 4

Объяснение нового материала, первичное закрепление.

Таким образом, в нашей жизни есть место и 60-й системе (1час = 60 мин., 1мин. = 60 сек.) и 12-й (12 месяцев, 24 часа в сутках, по 12 предметов в сервизах и т. д.), и 7-й (7 дней в неделе, много пословиц). А вот компьютер понимает другие системы счисления. Какие? (2-ю, 8-ю, 16-ю системы счисления).

Двоичная система счисления очень удобна для кодирования любой информации (легко закодировать два состояния: да-нет; жарко - холодно и т. д.). Операции над двоичными кодами легче, чем над десятичными. Но недостаток двоичного кодирования – слишком длинные коды. Поэтому широко используются 8-е и 16-е коды (легко переводить из одной в другую).

А как узнать, в какой системе счисления записано число, как его обозначают?

Ответ:

10-е число: 4510 или 45 D
2-е число: 1012 или 101 B
8-е число: 678 или 67 O
16-е число: 5А916 или 5А9 Н

Задание: определить, правильно ли записано число (слайд 23).

На прошлом уроке мы познакомились с разными формами записи числа. Давайте вспомним.

Свёрнутая форма записи числа используется в повседневной жизни (слайд 24).
Развёрнутая форма записи числа используется для того, чтобы показать какую позицию (место) занимает каждая цифра (слайд 25).

102310= 1*1000+0*100+2*10+3*1=1*103+0*102+2*101+3*100, где 10 – основание системы, 3,2,1,0 – показатель степени; показывает позицию цифры в записи числа – её “ВЕС”. Тогда “Вес” числа складывается как сумма цифр, умноженных на основание системы в определённой степени. Такой порядок подсчёта “ веса” числа используется в других позиционных системах счисления:

320245=3*54+2*53+0*52+2*51+4*50
11012=1*23+1*22+0*21+1*20=…….

Чтобы узнать, как это число выглядит в 10-й системе счисления, надо посчитать “вес” исходного числа.

………8+4+0=1=1310

Правило № 1 (записывается в тетрадь) (слайд 26).

При переводе числа из любой системы счисления в 10-ю систему, исходное число надо записать в развёрнутой форме и посчитать “вес” числа.

Давайте теперь посчитаем: сколько лет было девочке, в какой класс она ходила, и сколько книг было в её портфеле? (слайд 27)

11002=1*23+1*22+0*21+0*20=8+4+0+0=1210 (лет)
1012=1*22+0*21+1*20=4+0+1=510 (класс)
1002=1*22+0*21+0*20=4+0+0=410 (книг), (ног у щенка)
102=1*21+0*20=2+0=210 (количество глаз, ног, ушей, рук)

Если бы автор считал в:

  • 16-й системе, сколько ног было бы у девочки?
  • 8-й системе, сколько ног было бы у щенка? (слайд 28).

Правило № 2 (записывается в тетрадь) (слайды 29, 30).

При переводе числа из 10-й системы счисления в любую другую, надо исходное число разделить на основание новой системы.

Задача (слайд 31). В классе с девочкой учится 28 человек. Посчитать количество учеников в разных системах счисления.

Практическая работа на ПК (работа с программой Калькулятор)

На ПК есть программа, которая поможет проверить наши вычисления:
открываем: Пуск – программы – стандартные – Калькулятор – режим “инженерный” (учитель на двух – трёх примерах объясняет работу с Калькулятором).

1 задание: ученикам раздаются карточки с примерами. Приложение № 5. Проверить, все ли они правильно решены (слайд 32). Ученики указывают на неправильные примеры.

2510=110012
1011012=4310
А1216=257810
С116= 30110
2718=18510

2 задание: придумайте пример для товарища по парте (каждый ученик решает пример в тетради, а затем проверяет его с помощью Калькулятора).

3 задание: в классе 100002 девочек и 178 мальчиков. Сколько учеников в классе? Один ученик решает у дочки, остальные в тетради (слайд 33).

Постановка д/з (слайды 34, 35, 36).

  1. Выучить правила перевода (в тетради).
  2. Посчитать, сколько вам лет в 2-й, 8-й, 16-й системах счисления.
  3. Определить, сколько лет родителям и брату девочки, если их возраст записан в разных системах счисления:

Папа: 478
Мама: 1000112
Брат: 1216

Подведение итогов урока по форме и содержанию, выставление оценок.