Особенности речевого развития детей с выраженной умственной отсталостью

Разделы: Логопедия


Категория глубоко умственно отсталых детей представляет собой разнородную группу, основными общими чертами которой является тяжёлый психофизический дефект и в большинстве случаев выраженные органические нарушения.

Общими чертами для всех детей-имбецилов помимо их позднего развития и значительного снижения интеллекта являются также грубые нарушения всех сторон психики: моторики, сенсорики, внимания, памяти, мышления, высших эмоций, речи.

В тесной связи с грубыми нарушениями интеллекта у имбецилов находится глубокое недоразвитие речи.

Прежде всего, появление речи, как правило, значительно запаздывает. Степень недоразвития речи чаще всего соответствует степени общего психического недоразвития. Однако встречаются случаи их расхождения в ту или другую сторону. У некоторых имбецилов с кажущейся богатой речью можно наблюдать поток бессмысленных штампованных фраз с сохранением услышанных ранее интонаций. Такая речь встречается у детей с глубокими поражениями преимущественно лобных отделов коры (так называемый лобный синдром олигофрении), а также у имбецилов, страдающих гидроцефалией. В этом случае говорят о пустой эхолаличной речи. У других глубоко умственно отсталых детей, при обычной для имбецильности степени снижения интеллекта, речь не возникает и почти не развивается в течение ряда лет. Это так называемые “безречевые” дети. Такие аномалии свидетельствуют о более грубых локальных поражениях речевых зон коры. Типичное для имбецилов недоразвитие речи соответствует их интеллектуальному недоразвитию.

В младшем возрасте дети плохо, примитивно понимают чужую речь, они улавливают тон, интонацию, мимику говорящего и отдельные опорные слова, связанные большей частью с их непосредственными потребностями. В дальнейшем понимание обращённой речи, их пассивный словарь расширяется и обогащается, однако понимание остаётся ограниченным и связанным только с личным опытом ребёнка. Дети-имбецилы научаются связывать слово только с определённым предметом и явлением и даже с группой предметов по конкретной ситуационной связи, но, как правило, без специального обучения слово не служит им для более сложного обобщения.

Самостоятельная речь младших имбецилов проявляется преимущественно в виде отдельных слов, коротких фраз. Она характеризуется недостаточностью модуляции, грубым косноязычием, нарушением структуры слов, аграмматизмом (ошибки в грамматическом оформлении активной речи и в понимании значения грамматических конструкций). В их высказываниях часто отсутствуют склонения, спряжения, служеьные части речи Отсутствие речи компенсируется жестами, нечленораздельными звуками, своеобразными словами, в которые они вкладывают обычно вполне определённый смысл.

При исследовании словаря детей отмечается, что после 5 лет имбецилы знают названия различных предметов обихода, животных, овощей и т.д., однако дать им соответствующих названий часто не могут. Вместо этого они перечисляют отдельные объекты или пользуются ситуационными обозначениями (например, составив группу овощей, определяют её словом “огород”, группу животных называют “зоопарк”).

Нарушено произношение практически всех групп звуков, фонематическое восприятие не развито.

В разговоре дети ограничиваются выражением самых простых своих нужд и ощущений, употребляя короткие слова и фразы.

При характеристике устной речи детей – имбецилов следует отметить, что само по себе накопление новых слов не ведёт к улучшению их активной лексики, т.к. они не пользуются речью даже тогда, когда знают нужное слово.

Пассивность, крайне сниженная потребность в высказываниях, слабый интерес к окружающему - всё это тормозит процесс активизации словаря имбецилов, что наиболее ярко проявляется в общении детей. Однако при специально организованной практической деятельности они способны овладеть в определённой степени коммуникативной функцией речи. У них вырабатываются умения попросить у товарища или учителя необходимый для работы инструмент, спросить о том, где можно взять нужный им материал, или задать ещё ряд элементарных вопросов. Потребность в общении возрастает по мере обучения.

РЕЧЕВАЯ КАРТА

Логопедического обследования ребёнка с выраженной умственной отсталостью, поступившего в специальное (коррекционное) учреждение

Фамилия, имя ребёнка ________________________________________________________
Дата рождения_______________________________________________________________
Диагноз психоневролога_______________________________________________________
____________________________________________________________________________
ФИО родителей (представителей)_______________________________________________
____________________________________________________________________________
Анамнез (какая беременность по счёту, как протекали беременность и роды)
_____________________________________________________________________________

Слух_________________________________________________________________________
Зрение_______________________________________________________________________
Интеллект____________________________________________________________________
Раннее физическое развитие: начал держать голову_________________________________
сидеть__________________________ползать_______________________________________
стоять___________________________ходить_______________________________________
Дата обследования_____________________________________________________________
Логопед______________________________________________________________________

I. СВЕДЕНИЯ О СЕБЕ:

  • Покажи, где________________________________________________
  • Сколько лет________________________________________________

II. ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ РЕЧЕВОГО АППАРАТА:

Прикус_____________ , язык_________________ , саливация______________, нёбо________________, подъязычная связка____________________________, смыкание губ__________________, губы_______________________________.

Строение зубного ряда______________________________________________.

III. ЭКСПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ.

1. Присутствие в речи отдельных звуков:

гласных________________________________________________________
согласных______________________________________________________

2. Звукоподражания______________________________________________

_______________________________________________________________

3. Отдельные слова______________________________________________

IV. ВОСПРИЯТИЕ РЕЧИ.

1. Реакция на звуки:

неречевые_______________________________________________________
речевые_________________________________________________________

2. Выполнение инструкций:

одноступенчатая_________________________________________________
двухступенчатая_________________________________________________

Состояние пассивного словаря.

СЛОВА-ПРЕДМЕТЫ

  • Части тела

голова__________
волосы_________
глаза___________
уши____________
нос____________
щёки___________
рот_____________
ноги____________
зубы____________
пальцы__________
туловище________
живот___________
руки_____________
спина____________

  • Люди

мальчик___________
дядя______________
девочка___________
тётя______________

  • Пища

хлеб______________
конфета___________
яблоко____________
колбаса___________
яйцо_____________

  • Животные

кошка______________
волк_______________
собака______________
лиса_______________
корова______________
медведь_____________
лошадь_____________
ворона_____________

  • Одежда и обувь

майка______________
брюки_____________
трусы______________
рубашка____________
колготки___________
шорты_____________
туфли______________
юбка_______________

  • Мебель

стол________________
кровать_____________
стул________________
шкаф_______________

СЛОВА-ДЕЙСТВИЯ

сидит__________
ест____________
стоит__________
прыгает________
лежит__________
бежит__________

СЛОВА-ПРИЗНАКИ

большой____________
холодный___________
маленький__________
синий______________
такой же____________
красный____________
горячий____________

V. НАВЫКИ ОБЩЕНИЯ.

1. Умение здороваться_____________________________________________

прощаться_______________________________________________________

2. Умение подражать мимике_______________________________________

действиям_______________________________________________________
звукам__________________________________________________________

3. Просит о помощи_______________________________________________

с помощью каких средств__________________________________________

VI. ОБЩАЯ МОТОРИКА.

  1. Поднимается по лестнице_______________________________________
  2. Спускается по лестнице________________________________________
  3. Бросает мяч___________________________________________________
  4. Ловит мяч____________________________________________________
  5. Прыгает на двух ногах__________________________________________

VII. МЕЛКАЯ МОТОРИКА РУК.

  1. Надевает деталь пирамидки на штырь_____________________________
  2. Захватывает щепотью предметы__________________________________
  3. Строит башню из кубиков_______________________________________
  4. Складывает разрезную картинку_________________________________
  5. Конструирует из палочек_______________________________________
  6. Вкладывает треугольную пластинку в отверстие доски______________
  7. Рисует дорожку_______________________________________________
  8. Ведущая рука_________________________________________________
  9. Сжимает пальцы педагога_______________________________________

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:___________________________________________________

Список литературы:

  1. Маллер А. Р., Цикото Г.В. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с выраженным недоразвитием интеллекта; Науч.- исслед. ин-т дефектологии Акад. пед.наук СССР.-М.: Педагогика, 1988.-128с.