Использование наглядных приёмов изучения немецкой лексики на уроках немецкого языка

Разделы: Иностранные языки


Наглядность является одним из наиболее популярных средств обучения иностранному языку. В преподавании иностранных языков наглядность используется издавна, причем в самых разных методических целях. Наглядность может быть использована как демонстрационный или как раздаточный материал. Как демонстрационный материал наглядность используется, если группа учащихся работает с одной и той же картинкой, как раздаточный материал, если каждый учащийся работает со своей, не повторяющейся у других учащихся картинкой. Чтобы правильно применить наглядность, учитель должен уметь по содержанию картинки определить ее тип. Тип наглядности предопределяет ее учебное амплуа (возможные случаи ее использования) и методику работы с ней. В качестве раздаточного материала используются небольшие по размеру предметные картинки, ситуативные картинки, а иногда и другие типы картинок. Применяя раздаточный материал в ходе урока, учитель должен руководствоваться рядом правил. Раздаточная наглядность имеет самостоятельную учебную ценность и не дублирует демонстрационной наглядности.

Так как мышление у детей младшего школьного возраста конкретное, наглядно-действенное, то подбираем яркий, выразительный, красочный, разнообразный иллюстративный материал. Используем много фотографий, вырезок из журналов, пособий. У детей семилетнего возраста преобладает непроизвольный вид памяти, при котором отсутствует сознательно поставленная цель. Память ребенка - его интерес: ребенок действительно легко и надолго запоминает то, что вызвало его непосредственный интерес, что привлекло его своей яркостью, необычностью, а также то, с чем он активно действовал (играл, перекладывал и т. д.). Существенную роль при этом играет образ. Если мы показываем предметы и называем их по-немецки, то слова лучше запоминаются. Поэтому первоначальную презентацию лексики проводим с помощью игрушек, картинок. Чем труднее слово, тем более запоминающейся, яркой, наглядной должна быть его презентация. Каждому учителю хорошо известно, что невозможно создать прочную языковую базу у школьников без усвоения ими лексического материала.

Лексические схемы на уроках немецкого языка.

В работе с детьми 1-3 классов можно использовать наглядные средства для обучения лексике, в частности, - лексические карточки: в клеточки прямоугольника вписаны слова; как правило, рядом с ними помещены соответствующие картинки. В четвертой клеточке сделан кармашек, в который вложен лист бумаги, закрывающий написанное слово.

Вот пример такого прямоугольника:

Bleistift

Aktentasche

Farbe

?

Он используется для фронтальной работы. Учитель помещает прямоугольник на доску и предлагает ребятам поиграть, найти слово, которое можно поместить в четвертую клетку. Учащиеся ищут слово на отдельных карточках.

Этот прием используется на начальном и среднем этапах обучения для закрепления лексики и контроля ее усвоения. При этом формы деятельности могут быть различными: индивидуальная (прямоугольники используются для самоконтроля), парная(контроль усвоения лексики осуществляется в режиме Р1-Р2), групповая(в группах работают ученики с различным уровнем успеваемости, сильный учащийся выполняет роль консультанта) и фронтальная.

Еще один пример:

tanzen

spielen

singen

?

Учитель просит учащихся найти слово, написанное в четвертой клетке и сравнить слова в первой и второй клетках.

Когда учащиеся овладевают достаточным запасом лексики, на основе угаданного слова они составляют небольшие высказывания. Данный прием возможен на различных этапах урока. В начале урока он служит хорошей опорой для проведения лексической зарядки. Можно использовать этот прием работы для создания игровой ситуации: «Догадайтесь, какое слово написано в четвертой клетке прямоугольника, и вы узнаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке». Иногда мы предлагаем несколько прямоугольников, в которых нужно выбрать те слова, которые соответствуют теме урока. Данный прием работы играет свою положительную роль в повышении уровня усвоения лексики учащихся. Дети воспринимают его как игру. В игре же они легко и прочно усваивают необходимые знания.

Рассмотрим разработку нескольких уроков с использованием лексических схем. Эффективность усвоения иностранного языка зависит от использования на уроке различных методов и приемов при его обучении. Можно использовать прием коллажирования на уроках, работая над темой «Рождество». Базовый материал-текст «Der lustige Monat im Jahre». Необходимо заранее приготовить к уроку наглядный материал: рисунки, фото, карточки, на которых приводятся ключевые слова по теме: Weihnachten, Weihnachtsmarkt, Weihnachtstradition, Weihnachtsbaum, Weihnachtspyramide, Weihnachtsabend, Weihnachtsmann, Weihnachtstisch и другие.

На первом уроке по ходу рассказа о Рождестве учитель обращает внимание учеников на схему-клише, возле каждого слова которой изображен рисунок

Ученики под руководством учителя отрабатывают фонетику каждого нового слова, обращая внимание на соединительную «s», записывают в свои словари новые слова с доски. Учитель объясняет их значение, затем прорабатывают новую лексику в упражнениях:

  1. Erganze einen/eine/ein/
    Malst du …. Pyramide? ( die Pyramide)
    Schreibst du …. Zettel? (der Zettel)
    Singt er …. Lied? (das Lied)
    Hast du …. Schuh? (der Schuh)
    Schmuckt er …. Tannenbaum? (der Tannenbaum)
  2. Wohin? Wen? Was? Setze den Artikel ein die/ das/den
    Sie gehen in …. Schule (die Schule).
    Sie legt das Heft auf …. Tisch (der Tisch).
    Der Vater nimmt …. Geschenk (das Geschenk).
    Die Mutter legt das Gesche.nk unter …. Baum (der Baum).
    Wir sehen …. Weihnachtsmann (der Mann).

Урок завершается ознакомительным чтением текста «Der lustige Monat im Jahre».

Следующий урок можно посвятить детальному изучению текста, чтению с полным пониманием содержания. Работа над текстом начинается с повторения лексического и грамматического и грамматического материала, введенного на первом уроке. При этом вновь используется схема-коллаж. Текст делится на смысловые части. Первую часть ученики читают, переводят, отвечают на вопросы учителя и по цепочке, используя схему, рассказывают о рождественском базаре (Weihnachtsmarkt). При работе по второй части текста учитель зачитывает русские предложения, а учащиеся находят их немецкие эквиваленты. Затем ученики составляют рассказ по схеме о традициях Рождества. При работе с третьей частью учитель использует метод обратного перевода: один ученик переводит текст с немецкого на русский язык, другие учащиеся, не заглядывая в книгу, переводят его вновь на немецкий язык.

Третий урок посвящен обучению монологическому высказыванию по теме «Рождество». Для фонетической отработки слов учитель предлагает ребятам стихотворение-образец:

A,a,a – Weihnachten ist schon da.
O,o,o – Wie sind wir alle froh.
Au,au,au – Wir sind am Weihnachtsbaum.
E,e,e – Am Weihnachtsmarkt ist Schnee.
I,i,i- Der Weihnachtsmann bringt Schi,
U,u,u –An der Tur ist ein Schuh.

В качестве домашнего задания учащимся можно предложить написать и красочно оформить сочинение о Рождестве в Германии.

Применение лексических символов на уроках немецкого языка.

Одним из приемов, который позволяет оптимизировать процесс обучения, экономить время при формировании навыков говорения, является кодирование языкового материала при помощи символов. Следуя принципу ситуативной обусловленности, учебная задача может быть поставлена вербально или с помощью наглядности - предметов, рисунков, игрушек – создается ситуация. Во всех случаях предполагается навык понимания учащимися иноязычной речи учителя. В первые месяцы начальной стадии обучения, когда учащиеся только начинают изучать иностранный язык, дается задание на описание предмета. Более рациональным для формулировки этого задания является способ с применением символов. Вот один из уроков с применением символов.

Учитель предлагает учащимся составлять рассказ по следующей схеме:

  1. название предмета;
  2. принадлежность предмета;
  3. цвет предмета;
  4. местоположение предмета.

Ученик по схеме учится высказываться последовательно и логично. Свое внимание он сосредотачивает лишь на выборе языковых средств, необходимых для данного высказывания.

На уроках мы применяем символы, которые помогают преодолеть некоторые языковые трудности. Надо отметить, что учащиеся младших классов запоминают символы очень легко и сами могут их создавать. Приводим примеры символов, используемых в работе:

где квадрат обозначает предмет; знак, направленный вправо, принадлежность предмета кому-либо; разноцветные лепестки – цвет предмета; круг – размер предмета; знак, похожий на букву «П» - местонахождение предмета. Данные символы можно нарисовать на отдельных листах или мелом на доске. Учитель показывает учащимся книгу или другой предмет и предлагает сделать сообщение на основе вышеуказанных символов. Поскольку учащиеся уже усвоили значительное количество обозначений, то на основе символов они могут построить свое высказывание так:

Hier ist Schokolade, hier ist Torte.

Затем учитель предлагает составить диалог. При проведении диалога можно организовать вопросно-ответное упражнение на подстановку, используя схему:

Вопрос    Ответ
Ist das ein Apfel? Ja, das ist ein Apfel.
Ist das ein Buch? Nein, das ist kein Buch, das ist ein Apfel.
Was ist das? Das ist ein Apfel.

Схема рисуется на отдельном листе или на доске , а на место квадратов подставляются нужные рисунки. Такая форма постановки учебной задачи помогает учителю обойтись без долгих объяснений на родном языке. Символы позволяют программировать схему диалога, значительно облегчают обучение диалогической речи. При обучении немецкому языку в начальных классах определенные трудности вызывает диалог. Кодирование позволяет устранить те усилия, которые нужны ученику для того, чтобы удержать в памяти порядок высказывания. Схема удобна для выполнения упражнений на подстановку и помогает запоминанию структуры предложений и их последовательности. Хорошо подготовленные учащиеся могут очень скоро вести диалог без зрительной опоры. Использование символов значительно облегчает работу над монологической и диалогической речью учащихся. Они способствуют выработке у учащихся быстрой речевой реакции, экономя время.

Использование наглядных пособий при обучении немецкой грамматике.

Среди наглядных средств, активизирующих работу на уроке и усвоение материала используют наглядные пособия, несложные в изготовлении. Скажем при изучении предлогов in и unter возможно изготовление такого наглядного пособия.

На листах плотной чертежной бумаги изображена комната, по пунктирным линиям (находящимся верхней и нижней частях рисунка) бумага разрезана, но не до конца. Отдельно на двух маленьких листах бумаги (движках) нарисована кошка. Движок перемещается по полоске бумаги, которая образовалась в результате надреза.

Таким образом можно отработать и другие предлоги, вот одна из разработок такого урока.Здесь используются картинки «Гора» и «Семь гномов». Учитель говорит учащимся: «Wir lernen das Lied von sieben Zwergen.» На доске вывешиваются картинки и записывается текст рифмовки.

Dort hinter jenem Berge,
Sim-serim-sim-sim,
Da sitzen sieben Zwerge
Und machen viel Klim-bim.

Предлог hinter выделен цветным мелом. Учитель читает рифмовку с доски и переводит ее, учащиеся воспроизводят каждую строку хором и индивидуально. Учитель стирает в тексте предлог hinter и пишет вместо него vor . Картинка с семью гномами перемещается, текст воспроизводится в новом варианте. Аналогично предъявляются предлоги: an, neben,unter, uber. Учитель перемещает картинку с гномами над горой и говорит: uber. Затем он перемещает картинку под гору, по жесту учителя и с его помощью ученики реагируют: unter и т. д. Текст рифмовки читается учащимися, меняя предлоги.

При повторении с учениками числительных, можно использовать игру «Домино». Дети играют парами. Каждый ученик, поставив пластинку, называя количество очков (точек) на ней. За 3-4 минуты ученик успевает поставить 4-6 пластинок в соответствии с правилами этой игры. Но у него есть дополнительная задача: написать по-немецки общее количество очков на всех выставленных в процессе игры пластинах. Игра проводится в середине урока как своеобразная физкультпауза. Играя, дети быстро и прочно запоминают числительные.

Выводы.

На основе материала, рассмотренного выше, можно сделать следующие выводы:

- Каждый раз, используя те или иные наглядные пособия, учитель должен понимать, какую именно функцию эти пособия должны выполнять в учебном процессе, какую роль они должны сыграть в решении учебных задач.

- Наглядность необходима и полезна в той степени, в какой она способствует активации деятельности учащихся по знанию этих объектов.

- Более адекватной формулой наглядности является следующая: наглядность-это понимание и активность.

- Наглядность-это такой целенаправленный и специально организованный показ учебного материала, который подсказывает учащимся законы изучаемого явления.

Отсюда следует, что наглядность действительно является современным фундаментом для обучения иностранным языкам.