Урок экологии по теме: "Жить в гармонии с природой"

Разделы: Экология


Цель урока: постижение смысла взаимодействия человека и природы.

Задачи:

  1. учить формулировать выводы на основе причинно-следственных связей;
  2. выведение алгоритма взаимодействия человека и природы;
  3. формировать экологическое мировоззрение.

Ход урока:

Учитель объявляет тему урока.

Слайд №2

На нашем уроке мы должны определить: жить в гармонии с природой – как? зачем?

Демонстрация отрывка фильма или слайдов о красоте природы.

I. Введение в проблему

Не секрет, что в XXI веке человечество находится на пороге экологической катастрофы. Как вы считаете, в чём она проявляется? (В глобальных экологических проблемах: истощение природных ресурсов, глобальное загрязнение окружающей среды, кислотные осадки, парниковый эффект.)

II. Повторение и закрепление изученного материала

Можно ли выйти из этого состояния? Да. Но для этого необходимо знать, как устроена наша планета, наш дом, в котором мы живём, ведь «экология» - наука о доме. Что же представляет собой наш дом, планета Земля? (Совокупность географических оболочек, находящихся в единой взаимосвязи).

Слайды № 3,4

Можно назвать планету экосистемой? Да. (Любая совокупность организмов и неорганических компонентов, в которой может поддерживаться круговорот вещества является экосистемой.)

Слайд №5. Назовите компоненты экосистемы.

Что обеспечивает бесконечное существование жизни на Земле?

Что можно сказать о современном состоянии экосистем?

Причина современного состояния экосистем?

Во всём мире растёт понимание того, что, разрушая природные экосистемы земли, человечество уничтожает своё будущее, ставит под угрозу собственную жизнь.

Имеет ли на это право человек?

III. Работа в группах

Слайды № 6,7,8

Объясните смысл высказываний:

- Человек – царь природы (! ?)

- Природа – храм или среда обитания.

В качестве подсказки вам предлагаются слова, которыми можно пользоваться при характеристике высказываний.

- Человек – царь природы (! ?)

Подчинение Согласие
Использование Служение
Разрушение Сохранение
Сверхпотребление     Забота

- Природа – храм или среда обитания.

Удовлетворение духовных потребностей
Служение
Вера

Удовлетворение физических потребностей
Потребление
Использование

Какие слова ассоциируются у вас со словами, произнесёнными во время групповой работы, что их объединяет? («Сложить» с учениками лесенку храм-церковь-Бог-вера-религия-православие).

IV. Отношение православия к природе

Как православные относятся к природе?

Слайд №9

О природе говорится в Библии с первой страницы. Чтение Библии – «Сотворение мира». (Приложение 1. Отрывок из Библии)

Какое выражение повторяется? ( «И увидел Бог что это хорошо!»). Слайд №10.

В Библии сказано: «Бог есть любовь!» Человек должен любить красоту земного мира. Эту красоту отражают в своих произведениях русские писатели: (чтение отрывков из произведений)

 

К. Паустовский
Родник в мелколесье

В мелколесье много своеобразной прелести. Юные деревца всех пород – ель и сосна, осина и берёза – растут дружно и тесно. Там всегда светло и чисто, как в прибранной к празднику крестьянской горнице.

Здесь каждый стебелёк и веточка живут своей отдельной живописной жизнью и поэтому особенно заметны и хороши.

Кое-где по мху попадались маленькие круглые окна-колодцы. Вода в них казалась неподвижной. Но если приглядеться, то можно было увидеть, как из глубины оконца всё время поднимается тихая струя и в ней вертятся сухие листики брусники и жёлтые сосновые иглы.

- Родник! – сказал лесник. … Должно, Волга тоже начинается из такого оконца?

Слайд №11

 

Михаил Пришвин
Песня воды

Весна воды собирает родственные звуки, бывает, долго не можешь понять, что это – вода булькает, или тетерева бормочут, или лягушки урчат. Всё вместе сливается в одну песню воды, и над ней согласно всему блеет бекас, в согласии с водой вальдшнеп хрипит и таинственно ухает выпь: всё это странное пенье птиц вышло из песни весенней воды.

Слайд №12

Фёдор Тютчев

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора -
Весь день стоит, как бы хрустальный,
И лучезарны вечера ...
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все - простор везде, -
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной бороде.

Не то, что мните Вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик -
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык ...

V. Человек в православии

Слайд №13

Как представлен человек в православии?

Человек в православии трёхсоставен: тело, душа и дух.

Значение души и духа в делах человека.

Совесть указывает человеку что право и что неправо, что должно и что не должно делать, и не только указывает, а и понуждает исполнять указанное, причём за исполнение награждает утешением, а за неисполнение наказывает угрызением. Совесть есть наш внутренний судья – блюститель закона Божия. Недаром наш народ называет совесть «гласом Божьим» в душе человека.

Человека отличает от других живых организмов самосознание – осознание своих поступков, действий. За поступки мы несём ответственность. Поступки людей могут быть созидающие и разрушающие.

Слайд №14

Поступки человека.

Злые поступки в природе – приведите примеры – нашли отражение в произведениях русских поэтов, писателей.

№15
Владимир Солоухин

От меня убегают звери.
Вот какое ношу я горе.
Всякий зверь, лишь меня завидит,
В ужасе,
Не разбирая дороги,
Бросается в сторону и убегает прочь.
Я иду без ружья, а они не верят.

Владимир Захаров

Рубили лес, а птицы пели
В своей лазурной вышине
О вешнем солнце, о капели,
О жизни, счастье и весне.

Как будто их и не касался
Стук топора и звон пилы.
А лес тревожно колыхался,
И с треском падали стволы.

А птицы пели, птицы пели,
Забыв, казалось, обо всём…
Сейчас пеньки на месте том,
Где кроны некогда шумели.

Но в отступающем массиве
Разноголосый птичий хор
Поёт всё громче, всё ретивей,
И в такт ему стучит топор.

Слайд № 16

     

Слайд № 16

Николай Некрасов. Поэма «Саша»

Из перерубленной старой березы
Градом лилися прощальные слезы.
И пропадали одна за другой
Данью последней на почве родной.

Трупы деревьев недвижно лежали;
Сучья ломались, скрипели, трещали,
Жалобно листья шумели кругом ...

Звонко кукушка вдали куковала,
Да, как безумная, галка кричала,
Шумно летая над лесом ... но ей
Не отыскать неразумных детей!

С дерева комом галчата упали,
Желтые рты широко разевали,
Прыгая, злились. Наскучил их крик -
И придавил их ногою мужик.

VI. Деятельность человека с православной точки зрения

Проявление зла на земле – это творение Бога? Нет, зло вошло в мир через человека.

В своих отношениях с природой люди стали часто руководствоваться эгоистическими побуждениями. Они стали забывать, что единственным Владыкой вселенной является Бог, которому принадлежит «небо и … земля и всё, что на ней», в то время как человек есть лишь «домоправитель», коему вверено богатство дольнего мира. Владычествование и обладание, к которым человек призван по замыслу Божьему вовсе не означают вседозволенности. Они лишь означают, что человек должен показать своё царское величие над окружающим миром в «возделывании» и «хранении» величественного царства природы, за которое он ответственен перед Богом. Сама жизнь в многоразличных её проявлениях носит священный характер, являясь Божьим даром. Мир един, а человек – его естественная часть.

Вернёмся к проблемам экологии. Кого мы будем винить в преступных мыслях овладеть всеми природными богатствами, в чувстве господства над природой, в желании подчинить природные процессы? Ответы на эти вопросы содержаться в человеческой душе. Природа преображается и погибает не сама по себе, а под воздействием человека.

Поскольку зло вошло в мир через человека, он должен это исправить.

VII. Вывод

Слайд №19

Чтобы выйти из кризиса экологического человек должен свои мысли, чувства и желания (духовный мир) сопоставить с Божьим замыслом («владычествование» - не господство, а хранение и возделывание).

Слайд №20

Мы изменяем окружающий мир в соответствии со своим внутренним миром, а поэтому преобразование природы должно начинаться с преображения души.

«Человек может превратить в рай всю землю только тогда, когда он будет носить рай в себе самом.» Максим Исповедник.

Давайте ответим на вопросы, поставленные в начале урока.

Жить в гармонии с природой:

Зачем? Для сохранения жизни на земле.

Как? В гармонии с внутренним, духовным миром человека.

Приложение (таблица деятельности учащихся и учителя в течение занятия).

Презентация.

Приложение 1.

Приложение 2.