Внеклассное мероприятие по биологии в 8-м классе на тему: "Счастливый случай"

Разделы: Биология


 Цели мероприятия:

  • Образовательная: углубить и закрепить знания учащихся по биологии.
  • Развивающая: через занимательные задания развивать биологическое мышление, устную речь, способность применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций.
  • Воспитательная: воспитывать чувство дружбы, товарищества, взаимопомощи, умение работать в коллективе, повышать интерес к учебным предметам.

Оборудование: компьютер, проектор, фрагменты фильмов, средства для оказания первой медицинской помощи.

Для игры создается две или три команды из учащихся 8-х классов. Игра состоит из нескольких туров, где учащимся предлагаются различные задания, которые требуют конкретных знаний от ребят, а также задания, которые проверяют догадливость, практические умения учащихся и их творческие возможности.

Ведущий предлагает членам команд по очереди выбрать вопросы из области знаний о природе, народные загадки, из темы «Кровообращение», из темы «Дыхание», «Помоги себе и другим», «Лекарства вокруг нас» и ролевая игра. Игроки достают фишки с номером вопроса. Если команда не может ответить, то вопрос передается другой команде. Если и у них нет ответа, то вопрос передается зрителям.

Вопросы из области народных загадок

  1. Кто родился и не умирал? (род человеческий)
  2. Тебе дано, а люди пользуются? (имя)
  3. Стоят вилы, на вилах-короб,
    На коробе - гора, на горе- два стекла. (человек)
  4. Горшочек умен, семь дырочек в нем. (голова)
  5. У чурки-две печурки. (нос)
  6. Круглое озеро – никогда не замерзает. (глаза)
  7. Плосконька досочка, по краям обшивочка,
    А в середине-дырочка. (ухо)
  8. Белые овечки глядят из-под печки. (зубы и рот)
  9. Кто целый век в клетке? (сердце)
  10. Не на меру, не на вес, а у всех людей есть? (ум)

Вопросы из области знаний о природе

  1. Кто тяжелее: самая большая акула или слон? (китовая акула весит 30 тонн, слон 6 тонн)
  2. Кто плавает, бегает и летает быстрее всех? (меч-рыба, гепард, иглохвостый стриж)
  3. Могут ли слоны плавать? (да)
  4. Какая певчая птица может нырять на дно водоема и бегать по дну? (оляпка)
  5. Какие животные спят с открытыми глазами? (змеи, рыбы)
  6. Про каких животных можно сказать, что они «вылезают из кожи вон»? (змеи при линьке)
  7. Справедлива ли поговорка: «Нем как рыба»? (нет, рыбы издают звуки)
  8. Кто спит головой вниз? (летучие мыши)
  9. Каким животным и где поставлены памятники? (собакам в Париже, в Берлине; вьючному ослу в Риме и др.)
  10. Мягок, а не пух, зелен, а не трава. Используется для заживления ран. (мох)

Вопросы по теме: «Кровообращение»

  1. Во время привала, когда раздалась команда «вольно», солдаты легли отдыхать, а ноги положили на кочки. Для чего это они сделали? (для оттока крови)
  2. На экспертизу поступила кровь, может ли эта кровь принадлежать человеку, как это можно доказать? (строение эритроцитов, содержание гемоглобина)
  3. Людям каких профессий необходимо знать эту тему? (воспитателям, тренерам и др.)
  4. Какая жидкость выступает при ссадинах кожи? (кровь)
  5. Какие преимущества имеет кровь человека по сравнению с кровью лягушки? (переносит большее количество кислорода)
  6. Функция лейкоцитов. (участие в фагоцитозе)
  7. У кого чаще сердцебиение: у тигра или слона? (у тигра-28-60, у слона-8-28)
  8. Почему сердце сокращается в течении всей жизни без утомления? (автоматия)
  9. Что такое фагоцитоз?
  10. Для чего при сильных кровотечениях людям вводят раствор хлорида кальция? (свертывание крови)

Вопросы по теме: «Дыхание»

  1. Правилен ли совет: «Выпейте воду, если пища попала не в то горло?» (нет)
  2. Как уставшего человека можно превратить в бодрого и спокойного? (прогулка на природе, душ)
  3. Где располагаются голосовые связки? (в гортани)
  4. Какое значение имеет отсутствие хрящей в задней стенке трахеи, прилегающей к пищеводу? (не мешает прохождению пищи)
  5. Каким прибором определяют ЖЕЛ? (спирометром)
  6. Возбудитель туберкулеза? (туберкулезная палочка)
  7. Возбудитель гриппа? (вирус)
  8. Английский ученый, впервые применивший прививки против оспы. (Дженнер)
  9. Невосприимчивость организма к заразным заболеванияи. (иммунитет)
  10. Значение носовой полости.

Вопросы по теме: «Помоги себе и другим»

(практическое задание - оказать первую медицинскую помощь)

  1. Вывих запястья.
  2. Перелом лучевой кости.
  3. Вывих большого пальца руки.
  4. Сильная ссадина на голове у виска.
  5. Царапины на лбу.
  6. Вывих указательного пальца.
  7. Перелом ребра.
  8. Солнечный удар.
  9. Ожог руки.
  10. Артериальное кровотечение на предплечье.

Вопросы по теме: «Лекарства вокруг нас»

На экране проецируются лекарственные растения, которые учащиеся должны назвать и рассказать о их применении в народной медицине.

  1. Черемуха.
  2. Черника.
  3. Шиповник.
  4. Малина.
  5. Подорожник.
  6. Мать-и-мачеха.
  7. Ландыш.
  8. Одуванчик.

Ролевая игра

Проиллюстрировать с помощью немых сценок процессы, происходящие в организме. Можно показать сценку группой. Все остальные должны угадать, какие процессы они изображают.

  1. Процесс дыхания.
  2. Процесс работы сердца.
  3. Процесс пищеварения.
  4. Боль в ухе.
  5. Болезнь горла.
  6. Вывих стопы.
  7. Процесс утомления.

Подводятся итоги игры, и определяется команда – победитель.