Урок окружающего мира во 2-м классе по теме: "Водоёмы нашего края. Охрана водоёмов"

Разделы: Начальная школа


Тип урока: комбинированный

Дидактический метод: частично-исследовательский, с приемами проблемных ситуаций,   словесно-иллюстративный.

Частные методы и приемы: работа с картой, поисковая работа, работа с научной литературой и периодической печатью.

Дидактические средства: физическая карта Сергиево – Посадского района Московской области, кроссворд, таблички с названиями водоёмов, рабочая тетрадь для 2 класса 2 часть (автор Плешаков А.А.)

Задачи:

1. Обучающие:

  • повторить части рек;
  • учить различать водоёмы;
  • познакомить с разнообразием водоёмов родного края;
  • раскрыть значение водоёмов в природе и жизни человека;
  • показать необходимость и способы охраны.

2. Развивающие:

  • развивать умения определять географическое положение объекта на карте;
  • развивать умение самостоятельно получать необходимую информацию, работая с дополнительной литературой;
  • развивать познавательную активность;
  • способствовать развитию творческого, логического мышления на основе наблюдения и сравнения.

3. Воспитательные:

  • воспитывать любовь к родному краю, стремление охранять природу;
  • воспитывать высокую экологическую культуру поведения в природе;
  • воспитывать чувство принадлежности к малой Родине, через изучение природы родного края.

Оборудование:

 Ход урока

Введение в тему урока.

Звучит фонограмма классической музыки на фоне журчания ручейка.

Вновь сегодня край наш  будем изучать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Снова в работу включайся, дружок!
Новое всем предстоит узнать,
Друзьям об этом потом рассказать.

  • Вслушайтесь в эти чарующие звуки. Что вы слышите?

Музыку, пение птиц, журчание ручья.

  • Что вы себе представили? (Ответы детей)

I. Повторение.

  • Рассмотрите фотографию и скажите, что сегодня на уроке будем продолжать изучать? (Сл.1)

Сегодня на уроке будем продолжать изучать водоёмы.

  • На какие 2 группы делятся водоёмы?

Водоёмы  - естественные, искусственные.

  • Приведите примеры (ответы детей)
  • Выполнение задания в рабочей тетради по теме «Части реки».  Взаимопроверка.

II. Объяснение нового материала.

а) Рассказ учителя о реке Кунье (Сл. 2)

Сегодня я хочу вам рассказать о некоторых известных водоёмах нашего края. А начну свой рассказ о реке Кунье, на которой расположен наш город. Своё начало она берёт недалеко от посёлка Реммаш, далее течёт на юг мимо посёлка Скоропусковский, поднимается на север к нашему городу и впадает в Дубну (показываю на карте)

КУНЬЯ – левый приток реки Дубны (это самая длинная река в Сергиево-Посадском районе, длина Дубны 41 км) (Табличку с названием выставляю на стенд)

  • Кто сможет сам показать реку Кунью на карте района?
  • От какого слова произошло её название?

Название её произошло от слова КУНИЦА. На берегах реки водилось много  куниц.

(Рассказывает ученик)

Куница  размером с небольшую кошку или немного крупнее её. Длина тела лесной куницы — 58 см, хвоста – 26 см. Окраска тёмно – коричневая.  На горле большое жёлтое пятно. Живёт в гнездах-логовах, которыми пользуется круглый год для отдыха, а в сильные морозы проводит в них большую часть времени. Логово устраивает в дупле, иногда в старом гнезде сороки или белки.
Куница – очень  гибкий, подвижный, быстрый хищник. Охотится  куница ночью. Питается бельчатами, грызунами, зайцами, птицами, ягодами, орехами и насекомыми.

б) Рассказ учителя о ГАЭС. (Сл. 3)

13 лет назад мало кто слышал о нашей Кунье. В 1997 году на её берегах построили Гидро Аккумулирующую Электрическую Станцию – ГАЭС. Тысячи людей трудились над её созданием. Посмотрите, какой огромный и глубокий котлован вырыли для водохранилища. В часы, когда спрос на электрическую энергию падает, гидроагрегаты станции работают как насосы и перекачивают воду из нижнего бассейна в верхний, аккумулирующий. В часы пиковой нагрузки в энергосистеме – утром и вечером – ГАЭС работает как обычная гидроэлектростанция. В нашей стране только две такие ГАЭС. Сегодня во всем мире действует около 400 ГАЭС. (Табличку с названием выставляю на стенд)

Физкультминутка.

Мы к Кунье своей спустились.
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре –
Вот как славно освежились.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.

в) Чтобы узнать, о каком следующем водоёме я хочу вам рассказать,  надо решить кроссворд и отгадать ключевое слово.

1)  Шириною широко,
Глубиною глубоко.
День и ночь о берег бьётся,
Из него воды не пьётся,
Потому что не вкусна,
И горька, и солона (море)

2)  Все обходят это место:
Здесь земля, как будто тесто;
Здесь осока, кочки, мхи…
Нет опоры для ноги (болото)

3) Облака и берёзки в нём отражаются
Как это зеркало называется? (пруд)

4)  Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый – это(океаны)

5)  В голубеньких рубашках
Бегут по дну овражка (ручьи)

6)  Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе.
Узкий кончик вдалеке,
А широкий в море (река)

 

  • Какое слово получилось? – Родник
  • Что такое родник ?

Это место выхода подземных вод на поверхность земли. Из родников берут начало ручейки, которые, сливаясь вместе, образуют реки.

    
Рассказ учителя об источнике Гремячий. (Сл. 4)

Об одном удивительном роднике – источнике Гремячий я хочу вам рассказать.
Быстро и шумно бегут по деревянным желобкам и склонам холма воды источника Гремячий. Журчат, словно рассказывают нам какие-то свои необычные истории. Кажется, стоит только прислушаться, и мы узнаем преданья старины глубокой.
История возникновения источника таит в себе много загадок.  Людская молва связывает его появление с именем Преподобного Сергия Радонежского.

(Рассказывает ученик)

Находится источник в одном из красивейших местечек Подмосковья, недалеко от деревни Ляпино. Это уникальный природный памятник, Государственный заказник областного значения. Этот родник бьёт из расщелины в середине холма с высоты около 25 метров. Его ещё называют «Водопад Гремячий».
Предание гласит, что именно в этом месте останавливался Преподобный Сергий на пути из Троицы в Махрищенский монастырь, что в городе Киржач, и источник появился благодаря его молитве.
«…И едва произнёс Он молитву и осенил крестным знамением место, где стояла дождевая вода, как вдруг из-под земли пробился обильный источник холодной ключевой воды. А вода оказалась непростой. Многим она давала исцеление…»

(Рассказ учителя)

По склону холма к месту выхода вод идет деревянная лестница, поднявшись по которой можно обнаружить три мощных водяных потока. Народная молва нарекла их Верой, Надеждой и Любовью. Воды источника не замерзают и круглый год имеют одну и ту же температуру - 6 градусов.
Да, источник Гремячий - необычное место. Воды Гремячего обладают чудесной целительной силой. Ежедневно к нему стекаются сотни и тысячи паломников и туристов, чтобы под чистыми струями очистить тело, обрести духовную и физическую силу.
   (Сл. 5) За последние годы вырос сказочный по своей красоте деревянный храм Преподобного Сергия Радонежского. (Табличку с названием выставляю на стенд)

  • Ребята, а кто побывал уже в этом чудесном месте? (Ответы детей)

 
 г)   Рассказ о водоёмах Сергиева Посада

А этот водоём находится в городе Сергиев Посад. (Сл. 6) Расположен пруд у подножия холма, на котором находится Музей Игрушки.

Келарский пруд, как записано в Кратком летописце монастыря, снаряжён или устроен в 16 веке келарем (хранитель и расходчик монастырских припасов) Адрианом Ангеловым – сыном печатника (хранителя печати) великого князя Василия. В годы строительства стен монастыря требовалось много воды. Поэтому и был устроен этот пруд по приказу келаря. Назван был пруд «Келарский». (Табличку названием выставляю на стенд)

Белый пруд (Сл. 7)  – находится рядом с Конным Двором, где мы часто бываем с вами на экскурсии, до 17 века назывался Круглым, воду пруда использовали для хозяйственных нужд, для животных конного двора. Белым стал называться, когда белили стены лавры, воду использовали для изготовления побелки, вода часто казалась белой. Горожане любят  приходить сюда отдыхать и любоваться парой белых лебедей. (Табличку с названием выставляю на стенд)

Закрепление.

  • О каких водоёмах нашего края вы узнали? (Сл.8)

Мы узнали о реке Кунье, водохранилище ГАЭС, источнике Гремячий, прудах Келарском и Белом.

  • Какие из них искусственные, а какие естественные водоёмы?

Естественные – река, источник; искусственные – водохранилище, пруды.

III. Охрана водоёмов.

Красиво на берегах водоёмов. Но не всегда человек бережно относится к сохранению этой красоты. Отдыхая на водоёмах, человек не задумывается о том, что наносит вред окружающей   среде. Красота водоёмов радует человека. Водоемы должны быть чистые. К сожалению, недостаточно делается для того, чтобы их не загрязняли заводы, фабрики, фермы. Но в загрязнении виноваты не только они, но и мы с вами.

  • Как люди загрязняют водоемы? (Сл. 9)

Очень часто люди бросают в озера мусор, не понимая, что совершают большое зло! Под водой оказываются разбитые бутылки, консервные банки с острыми краями и другой мусор.

Представьте, как опасно это для людей, купающихся в озере. Никогда не выбрасывайте в воду мусор! Не оставляйте его на берегу, потому что с берега он может легко попасть в воду. Водоемы – это хранилища воды, которая необходима всему живому. А для тех растений и животных, которые живут в водоемах, это единственный дом. Велико значение водоемов и в жизни людей. Они украшают землю. В организме человека 80% воды, т.е. почти весь организм состоит из воды, а мы в день должны употреблять 2 литра воды. На планете всего 2% пресной воды, больше соленой и грязной, а для человека необходимо много чистой и пресной воды, поэтому воду необходимо беречь!

  • Рассмотрите фотографии и составьте  правила поведения в природе.

Нельзя мыть машины на берегах рек. Нельзя оставлять мусор после себя. Нельзя  бросать отходы в водоёмы.

Особую опасность для экологии водоёмов представляют предприятия, которые недобросовестно относятся к работе очистных  сооружений. К рекам, воды которых экологи считают грязными, относятся, к сожалению, и Дубна, и Кунья.
В результате деятельности многочисленных промышленных предприятий, у которых  очистные сооружения устаревшей конструкции,  происходит  сброс недостаточно очищенных стоков в водоёмы.

  • Какой вред окружающей среде наносят заводы?

Гибнет животный мир водоёмов: рыбы, птицы, насекомые, растения.

  • Как помочь природе восстановиться от нанесённого человеком вреда? (Сл.10)

Не сбрасывать в водоёмы промышленные отходы.

Ставить очистительные фильтры на трубы.

Ограничить вылов рыбы запрещёнными средствами.

Школьники могут оказать серьезную помощь взрослым в охране водоемов: следить за чистотой воды; расчищать родники и ручьи, оберегать растения и животных.

IV. Итог урока.

  • И так, ребята, давайте с вами подведём итог нашего путешествия по родному краю.
  • Закончите предложения: (Сл. 11)

Я   узнал…
Я  задумался…
Я   удивился…

– МОЛОДЦЫ!

Выставление оценок.

V. Домашнее задание.

Нарисовать знаки, запрещающие загрязнять окружающую среду.