Вход в Личный кабинет

Подписка

• Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Кристаллические решетки

Разделы: Преподавание химии

Цели.

• Дать понятие о кристаллическом и аморфном состоянии твердых веществ; познакомиться с типами кристаллических решеток, их взаимосвязью с видами химической связи и влиянием на физические свойства веществ; дать представление о законе постоянства состава веществ.
  • Развивать логическое мышление, умения наблюдать и делать выводы.
  • Формировать эстетический вкус и коллективизм, расширять кругозор.

Оборудование и реактивы. Модели кристаллических решеток; пластилин, жевательная резинка, смолы, воск, поваренная соль NaCl, графит, сахар, вода; раздаточный материал, компьютер, презентация (приложение).

Тип урока: усвоение нового материала.

Форма организации работы. фронтальная, групповая.

Методы и приемы. объяснительно-иллюстративный, проблемный, демонстрационный опыт, лабораторная работа, самостоятельная работа.

Презентация к уроку

Сегодня я хочу начать урок со слов поэта Леонида Мартынова:

(Cлайд 1)

«В мире этом – я знаю –
нет счета сокровищам,
Но весьма поучительно
для очей заглянуть
повнимательнее в нутро вещам,
прямо в нутро вещей».

(Слайд 2) Тема урока: Кристаллические решетки

Цель урока– понять, что такое кристаллическое и аморфное состояние твердых веществ, познакомиться с типами кристаллических решеток, получить представление о законе постоянства состава веществ.

Посмотрите на слайд (3). На нем представлены вещества: алмаз, медный купорос, аметист, графит, алюминий, оксид углерода (IV), ртуть, каменная соль.

В конце урока вы должны ответить на вопрос:

(Слайд 3) Что общего у этих веществ?

Вспомните: Какие агрегатные состояния веществ известны?

(Ответ): Твердое, жидкое и газообразное.

(Слайд 4) Следовательно: вещества по агрегатному состоянию делят на газы, жидкости и твердые тела.

Приведите примеры веществ. (Слайд 4, продолжение)

Для нас важны все три агрегатных состояния, так как любое вещество может быть газом, жидкостью или твердым веществом.

Приведите примеры таких переходов:

Например: лед ↔ вода ↔ пар; твердый натрий легко плавится и может испарятся, т.е. быть газообразным. Газ кислород при низких температурах сначала превращается в жидкость, а при еще более низких – затвердевает в синие кристаллы.

Сегодня мы рассмотрим твердое состояние вещества.

(Лабораторная работа) Посмотрите на вещества на ваших столах и распределите их на две группы (по своему усмотрению). (на столе: пластилин, жевательная резинка, смола, воск, поваренная соль NaCl, графит, сахар)

(Ответ учащихся) Пластилин, жевательная резинка, смола, воск – это аморфные вещества. У них часто нет постоянной температуры плавления, наблюдается текучесть, нет упорядоченного строения. Напротив, соль NaCl, графит и сахар – кристаллические вещества. Для них характерны четкие температуры плавления, правильные геометрические формы, симметрия, упорядоченное строение.

(Слайд 5) Исходя из вашего ответа следует вывод, что все твердые вещества делятся на аморфные и кристаллические (их характеристика).

Что бы выяснить отличие аморфных и кристаллических веществ мы заглянем внутрь этих веществ.

Кристаллические вещества характеризуются правильным расположением частиц, из которых они построены: атомов, молекул или ионов. Эти частицы расположены в строго (Слайд 6) определенных точках пространства – называемыхузлами. Если соединить узлы прямыми линиями, то образуется пространственный каркаскристаллическая решетка.

В соответствии с видом частиц можно выделить четыре типа кристаллических решеток.

Установим взаимосвязь между типом решетки, видом химической связи и свойствами веществ одновременно заполняя таблицу (приложение 1).

(слайды 7-10)

1 кристаллическая решетка – ИОННАЯ.

Виды частиц в узлах решетки? – ионы.

Вид связи между частицами – ионная, прочная.

Какие вещества могут иметь ионную кристаллическую решетку? – соли, оксиды и гидроксиды типичных металлов (IIII групп)

Какими физ. свойствами будут обладать такие вещества? – твердые, прочные, нелетучие, тугоплавкие.

Следующий тип кристаллической решетки – АТОМНАЯ.

Виды частиц в узлах решетки – атомы.

Вид связи между частицами? – (атомная или) ковалентная.

Примеры – графит (его кристаллическая. решетка показана на слайде), кварц, алмаз.

Физические свойства веществ – такие же что и у веществ с ионной кристаллической решеткой – твердые, прочные, нелетучие, тугоплавкие, не растворимы в воде.

У алмаза кристаллическая решетка по структуре отличается от решетки графита. (демонстрация кристаллических решеток графита и алмаза) Она имеет тетраэдрическое строение. Из за такого своего строения алмаз – твердое, очень прочное вещество.

3 тип кристаллической решетки – МОЛЕКУЛЯРНАЯ.

В узлах такой решетки находятся – молекулы.

Между молекулами – слабые силы межмолекулярного притяжения, а внутри молекул – прочная ковалентная связь.

Примеры веществ –твердые при особых условиях вещества, которые при обычных условиях газы, жидкости; сера, иод, уксусная кислота.

Характерные физические свойства таких веществ – непрочные, летучие, легкоплавкие, имеющие малую твердость.

На слайде приведена кристаллическая решетка углекислого газа – оксида углерода (IV). В узлах находится молекула состоящая из атома углерода и двух атомов кислород.

В кристаллических решетках простых веществ, например иода – в узлах находятся двухатомные молекулы иода. (Приложение 2)

И последняя кристаллическая решетка – МЕТАЛЛИЧЕСКАЯ.

В узлах находятся – атом – ионы (металлов).

Связь – металлическая, осуществляемая свободными обобществленными электронами (которые двигаются между атом – ионами).

(Демонстрация кристаллической решетки металлов, раздаточный материал) (приложение 3).

Примеры – металлы и сплавы.

Какими физ. свойствами будут обладать такие вещества? – ковкие, пластичные, электро – и теплопроводны, имеют мет. блеск ( все свойства металлов).

(слайды 11-12) Рассмотрев типы кристаллических решеток мы с вами установили взаимосвязь между строением атома, химическими связями, кристаллическими решетками и свойствами веществ.

Строение атома химическая связь кристаллическая решетка свойства вещества.

Откройте учебник на стр. 80, табл. 6 и обратите внимание на типы кристаллических решеток простых веществ в зависимости от их положения в периодической системе.

Какой тип решетки не встречается в простых веществах?

Ответ учеников. У простых веществ не бывает ионных решеток.

Для веществ с молекулярной решеткой характерно явление возгонки (сублимации).

Демонстрационный опыт. Возгонка иода. (Возгонка – это превращение (при нагревании) твердого вещества в газ, минуя жидкую фазу, а затем снова кристаллизация в виде инея.)

(слайд13) Остался еще один момент урока – закон постоянства состава вещества, которому подчиняются вещества с молекулярным строением.

Этот закон открыт французским химиком Ж.Л.Прустом.

Его формулировка такова: вещества молекулярного строения имеют постоянный состав независимо от способа их получения.

Н-р: вода – не зависимо от того как ее получают, в каком агрегатном состоянии она находится, состав ее не меняется – Н2О.

Для веществ с ионным строением закон Пруста не всегда выполняется.

ИТОГ: Мы заглянули в нутро вещей. Рассмотрели кристаллические решетки