Подготовка к олимпиадам по русскому языку, 4-й класс

Разделы: Русский язык, Начальная школа, Внеклассная работа

Класс: 4


Подготовка к олимпиадам по русскому языку в 4 классе

Одной из важнейших задач начальной школы является воспитание добросовестного отношения детей к учёбе. Оно формируется через совершенствование учебного процесса, так и через организацию работы вне урока.

Эффективной формой внеклассной работы является олимпиада. Каждый учебный год обучающиеся нашей школы принимают участие в городских олимпиадах среди учеников начальной школы. С этой целью, мы сначала проводим отборочный тур среди обучающихся 4 классов, а затем, сформировав группы ,начинаем подготовку к олимпиадам. Я знаю, как трудно найти подходящий материал для подготовки. Для этого я просмотрела огромное количество материала, включая и ресурсы интернета. Всё собрала и приготовила задания для подготовки к олимпиадам. Предлагаю свой опыт. Возможно он кому-то пригодиться. Оценку в баллах каждый может поставить сам, в зависимости от своего класса и трудностей задания. Работая по этим заданиям, в 2008-2009 учебном году наши ученики заняли 1 место в городе.

Отборочный тур

Олимпиада по русскому языку. 4 класс

1. Расставь ударение в словах.

Свекла, статуя, цемент, столяр, жалюзи. Торты, щавель, краны, звонит, понял, гусеница, к людям, алфавит, жаворонок, поняла.

2. Какие слова можно отнести к разным частям речи?

Рой, мой, закрой, простой, печь.

Составьте с ними такие словосочетания, чтобы можно было определить, какими частями речи они являются _________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________

3. Напиши существительные в именительном падеже множественного числа, поставь над словами ударение.

Средство-…………….., шофер-…………………, цыган,-………………….., торт-………………., трактор-……………………, инженер-………………

4. Подбери к данным фразеологизмам антонимичные фразеологизмы.

  • Заварить кашу-_______________________________
  • Жить душа в душу-____________________________
  • На ночь глядя-________________________________
  • Повесить нос-________________________________
  • Водой не разольешь –__________________________

5. Вместо знака? поставь названия цифр так, чтобы получились имена существительные.

Смор +? + а = ________________________________

? + янин = ________________________________

По + ? + л = _________________________________

6. Составь словосочетания « прилагательное + существительное» со словами: сирень, шампунь, такси, кенгуру, шимпанзе.

_________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________

7. Закончи выражения:

Дружный……………………….., дружеский……………………, тяжёлый………………,

тяжкий…………………, каменный …………………., каменистый…………………….,

рыбный…………………, рыбий………………….., обидный………………., обидчивый………………..

8. Буква Ъ (ять) до 1918 года писалась в словах, в которых по современной орфографии пишется буква Е. Разница в произношении Ъ (ять) и Е не было. Сформулируй правило, по которому осуществлялся выбор Ъ (ять) или Е в словах:

бЪлить, грЕзить, дЪльный, рЪка, мЕдок, шЕка.

_________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________

Запиши в старой записи такие слова:

Беда_______________________

весна _______________________

лесок ________________________  

стена ________________________________

9. Найди ошибки и исправь их.

ВЕСНА.

весна. Яркая сонце рушит последние снежные крепости. Звонкая копель стучит по земле. в лесу пахнет душистыми почьками. Зилёные ёлочки важно вытинули свои колючие ветки. С берёски течёт сладкий сок. Лучь сонца освитил всю паляну.

10. Составь и запиши словосочетания, употребив существительные из скобок во множественном числе.

У новых (скатерти), около речных (пристани), пуговицы от (наволочки), ветки (черешни), герои (басни), пять (простыни), продажа (полотенца), шесть (килограммы) (апельсины).

___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________

11. Запиши, как правильно называют жителя(м.р), жительницу(ж.р) и всех жителей (мн.ч.) этих городов.

Саратов - __________________________________________________

Киев - __________________________________________________

Пермь - __________________________________________________

12. Подбери русские пословицы, подходящие по смыслу к данным пословицам:

Осетинская: и в хорошем огороде есть гнилые тыквы.

________________________________________________________________________

Польская: как заяц в ананасе.

_________________________________________________________________________

Вьетнамская: неторопливый слон быстрее достигает цели, чем резвый жеребец.

__________________________________________________________________________

Финская: тот не заблудится, кто спрашивает.
______________________________________________________________________________

13. Разгадай ребусы:

Ш1А, 2Д, 1УМ, ЗА1КА, О5, Ш3Х, 1ОЧКА, 1БОР

_________________________________________________________________________________________________________

14.Объясни лексическое значение слов.

  • Туш - _________________________________________________________________________
  • Тушь - ______________________________________________________________________

15. Что бы это значило?

  • Т М Л О С Е А -____________________________________________________________
    7 3 5 4 1 6 2
  • Р А О В К О Р К С И А К - _______________________________________________________
    3 6 2 5 1 4 2 5 4 6 3 1
  • О К Б О К Л О О Р С К О А - ________________________________________________________
    4 7 5 2 1 3 6 4 3 1 5 2 6

16. Дан текст в транскрипции: [у м’ин’а п’ич’ал’ный’ в’ит// галава май’а бал’ит// йа ч’ихай’у/ йа ахр’ип// што такой’э// эта гр’ип// н’и рум’аный’ гр’ип в л’ису/ а паганый’ гр’ип в насу//]. Запишите его по правилам русской орфографии и пунктуации

_________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________

17. Составь и запиши рассказ по его началу.

Кот Васька и старик часто рыбачили. Старик удил рыбу. Васька сидел рядом. Однажды…

_________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________

Подготовительные задания к олимпиаде (приложение).

Литература: Интернет ресурсы.