Урок-мастерская по рассказу А.П. Платонова "Юшка". 7-й класс (с использованием метода "шести шляп мышления")

Разделы: Литература

Класс: 7


Идея мастерской: Каждый должен раскрыть свои способности, а не копировать кого-либо.

Девиз мастерской: Делай по-своему, исходя из своих способностей, интересов и жизненного опыта, корректируя себя сам.

Оборудование.

  1. Текст у каждого.
  2. Заранее заготовленные на отдельных листах материалы для оформления доски (либо мультимедийная презентация).
  3. Фломастеры (разным цветом записываются ключевые слова: теплые-холодные цвета).

Индуктор

Нашу мастерскую я хочу начать словами русского поэта Ф.И.Тютчева (слова записаны на доске):

Нам не дано предугадать,
 Как наше слово отзовется,-
 И нам сочувствие дается,
 Как нам дается благодать…
Ф.И.Тютчев

- Разместите слово сочувствие в тетради так, как вам хочется; запишите его цветом, который, как вам кажется, больше всего подходит к этому слову.

Подберите к слову синонимы. Дети читают свои варианты, на доске появляется информация:

  • Сострадание
  • Милосердие
  • Участие
  • Жалость

- Закончите предложения:

  1. «В слове сострадание я слышу…»
  2. «В слове сострадание я вижу, представляю…»
  3. «В слове сострадание я чувствую…»
  4. «Обладать состраданием - значит…

- А теперь заглянем в словарь:

«Сострадание - жалость, сочувствие, возбуждаемое несчастьем другого человека».

- Дома вы прочли рассказ А.П.Платонова «Юшка» (рассказ был дан не в полном варианте). Какие вопросы у вас возникли? (Дети называют, учитель записывает на доске - это и будут проблемные вопросы):

  • Почему люди были жестоки к Юшке?
  • Почему Юшка терпел и не возмущался?
  • Для чего жил Юшка?..

- На эти и др. вопросы мы сегодня постараемся ответить.

На этапе самоконструкции и социоконструкции целесообразно использовать прием «6 шляп критического мышления»:

1 шляпа - красная: эмоциональное восприятие текста.

2 шляпа - белая: изложение фактов, описаний.

3 шляпа - черная: критическая, негативная.

4 шляпа - желтая: апологетическая (обращает внимание на то, что есть положительного).

5 шляпа - синяя: аналитическая, поисковая.

6 шляпа - зеленая: творческая.

Можно использовать все шесть шляп или некоторые из них.

Инструкция к групповой работе.

Белая шляпа. Выпишите фразы, характеризующие Юшку (Составьте портретную характеристику). Попробуйте охарактеризовать Юшку одним определением.

Красная шляпа. Проанализируйте эпизод истязания Юшки детьми. Какие чувства вызвал эпизод?

Черная шляпа. Выпишите цитаты, характеризующие отношение взрослых к Юшке, и ответьте на вопрос: «Почему взрослые жестоки к Юшке?»

Желтая шляпа. Отношение Юшки к людям. Почему Юшка не обижался на людей, как это его характеризует?

Синяя шляпа. Почему без Юшки жить людям стало хуже? Напишите свои предположения.

Записи ведутся по принципу «двойного дневника»: справа - цитата, слева - размышления по поводу.

Социализация (Выступления групп)

С первых строк рассказа мы знакомимся с его героем. Автор дает литературный портрет Юшки. Что мы знаем о нем?

Охарактеризуйте Юшку одним определением.

Оформляется запись на доске и в тетради:

  • Слабый
  • Жалкий
  • Неказистый
  • Невзрачный
  • Тихий
  • Скромный
  • Незаметный
  • Кроткий
  • «ветхий», т.е. такой, который должен вызывать сочувствие и сострадание у тех, кто находится рядом. А что же происходит на самом деле?

Дети—Юшка

  • «…ветки, камешки, сор …бросали в Юшку»
  • «…удивлялись, что живой, а не серчает…»
  • «…хотели, чтобы отозвался злом и развеселил их…»
  • «…радовались, что можно делать, что хочешь…»

Вывод: Отнюдь не злоба, не ненависть к Юшке движут детьми. Дети ждут естественной реакции в подобной ситуации ( «как все большие делают») - зла в ответ на зло. Зло для детей – источник радости и веселья; им хочется, чтобы Юшка «отозвался им злобой и развеселил их». Игра. К тому же дети повторяют поступки взрослых…

ВзрослыеЮшка

  • «…злое горе или обида…»
  • «…сердце наполняется лютой яростью…»
  • «…Что ты блажной, непохожий ходишь тут? Что ты думаешь такое особенное?»
  • «От кротости Юшки взрослый приходил в ожесточение.»
  • «Бил…и в зле забывал на время свое горе»

Вывод: Взрослые же бьют Юшку из-за его непохожести на других. Свое зло вымещают на Юшке. В отличие от детей делают это сознательно. Зло в природе людей.

На доску вывешивается табличка:

ЗЛО

Юшка—Люди

  • «Ничего не отвечал, не обижался на них»
  • «…Не закрывал своего лица»
  • «Вы, должно быть, любите меня?»
  • «Юшка тоже радовался. Он верил, что дети любят его, только они не умеют любить человека…и поэтому терзают его»
  • «Меня, Даша, народ любит! Он меня без понятия любит! Сердце в людях бывает слепое»

Прикрепляется табличка: СЛЕПОЕ СЕРДЦЕ - причина зла.

Вывод: Юшка искренне считает, что люди не злые по природе своей, а поступают так из-за неумения любить. Он искренне считает, что дети тянутся к нему, потому что любят.

- Как это характеризует Юшку?

- Каким предстает Юшка в эпизодах истязания людьми?

  • Кроткий
  • Безропотный
  • Безответный
  • Беззлобный
  • Покорный

- Какие ассоциации вызывает у вас образ Юшки?

Ассоциации с Нагорной проповедью Иисуса Христа (на доску прикрепляются слова из « Евангелия от Матфея»): «…любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благодарите ненавидящих вас и молитесь за обижающих и гонящих вас».

Юшка - воплощенное добро.

Справа от таблички ЗЛО прикрепляется ДОБРО.

- Но Юшка не Господь Бог, не Иисус Христос. Однажды и он осерчал. Вот это слово»осерчал»,случайно ли оно?

Подберите синонимы:

  • Рассердился
  • Разозлился
  • Разгневался
  • Возмутился
  • Вознегодовал

- Почему ни один из этих синонимов не подходит?

«Осерчал» - это по-детски, как любящий дедушка на внука…

- Что стало причиной того, что Юшка осерчал?

- Что отвечает Юшка на слова «веселого прохожего»?

(«Я жить родителями поставлен, я по закону родился, я тоже всему свету нужен, как и ты, без меня тоже, значит, нельзя…А по надобности все равны»).

- Как вы понимаете слова Юшки?

(Все имеют право на жизнь. Она дана нам свыше, и никто не имеет право отнять ее).

Юшка умер. Вот так трагически закончилась его жизнь. Что же получается? Зачем жил этот человек? Зачем мучился? Выходит, что зло победило?

Ставим знак вопроса между табличками

ЗЛО ? ДОБРО

Или прикрепляем весы, на чашах которых «добро» и «зло».

А.Платонов пишет: «Без Юшки жить людям стало хуже». Почему?

(Дети читают свои предположения)

Разрыв

- А у автора?

(Теперь вся злоба и глумление оставались среди людей и тратились меж ними, потому что не было Юшки, безответно терпевшего всякое чужое зло, ожесточение, насмешку и недоброжелательство»).

Таким образом, Зло, сталкиваясь с Добром, «гасилось» им.

Вывешиваются слова Платонова:

«Человечество - одно дыхание, одно живое теплое существо. Больно одному - больно всем. Умирает один - мертвеют все».

- Неужели только в этом предназначение Юшки, предназначение Добра? Ведь у Юшки была какая-то тайна.

Учитель читает рассказ до конца.

Вот, оказывается, в чем был смысл жизни для Юшки.

Добро, к сожалению, не всегда побеждает в жизни. Но Добро, Любовь не иссякают после смерти человека. Добро прорастает и дает свои плоды. Юшка живет в докторше.

На доску вывешиваются слова из «Евангелия от Матфея»:

«Так всякое добро приносит и плоды добрые»

Рефлексия (варианты)

- Как бы вы озаглавили наш урок?

- Как бы вы поступили, если бы в жизни вам встретился такой, как Юшка?

- Что нужно делать, чтобы Добра в мире было больше?

- А теперь с этой точки зрения проанализируйте себя. Разделите лист на две половины. С одной стороны напишите тех, кому вы сочувствовали, с другой - тех, кто сочувствовал вам.

Какой столбик получился больше? Довольны ли вы результатом? Какой столбик вам хотелось бы увеличить?

Как вариант-составление синквейна:

Юшка
Зрячее сердце
Сочувствовать, сопереживать, помогать
Больно одному - больно всем
Человеколюбие
(воплощенное добро)

Слово учителя. Проявлять сочувствие и принимать его от других - важная особенность человеческих отношений, придающая им теплоту и доверие. Поэтому Ф.И.Тютчев говорил, что «…нам сочувствие дается, как нам дается благодать».

Я желаю вам, ребята, никогда не забывать об этом. Не забывать о том, что каждый человек нуждается в сочувствии, в сострадании, в сопереживании.