Элективный курс "Человек и природа"

Разделы: Биология


Цели данной программы: на основе учета индивидуальных особенностей, содействовать в выборе областей деятельности, предоставить возможность осуществить профессиональную пробу. Результатом должна стать уверенность в правильности или неправильности выбора.

Задачи:

  1. Подготовка учащихся к профессиональному самоопределению в рамках дифференцированного обучения и гуманному достижению жизненных целей.
  2. Формирование творческого отношения к выбору трудовой деятельности.
  3. Воспитание трудолюбия, коллективизма.
  4. Развитие мышления и творческих способностей.
  5. Формирование у учащихся желания и умения самостоятельной работы с дополнительной литературой.
  6. Уважительное отношение к любой профессии.

Курс рассчитан на 34 часа и состоит из 5 разделов, каждый из которых раскрывает их значимость, одновременно знакомит и с трудностями, с которыми придется столкнуться, если выбрать данную профессию. Идет знакомство и с учреждениями, где подготавливаются данные специалисты.

По курсу предусмотрено много экскурсий, во время которых учащиеся реально знакомятся с той или иной специальностью. Ряд занятий будет проведен с приглашением специалистов изучаемых профессий.

Требования к знаниям и умениям учащихся.

Учащиеся должны знать:

  1. Основные профессии, изучаемые в данном курсе.
  2. Основные группы профессий.
  3. Требования, предъявляемые к качествам личности работника.
  4. Диагностические данные по принадлежности к одному из пяти типов профессий.

Учащиеся должны уметь:

  1. Находить в себе качества, присущие данному типу профессий.
  2. Проводить самоанализ профессиональной пригодности.
  3. Работать в коллективе, проявлять чувство товарищества.

Учебно-тематическое планирование.

№ п/п

Темы

Количество часов

1

Введение

 
 

Карта мира профессий.

1

 

Глава I. Растения и человек.

8

1

Агроном. Отрасли, в которых встречается данная профессия.

2

2

Зеленое строительство.

2

3

Прекрасная земля, а на ней человек.

2

4

Экскурсия в городскую теплицу.

2

 

Глава II. Человек и животные.

8

1

Для тех, кто любит животных и машины.

2

2

Профили с приставкой “ЗОО”.

2

3

“Айболит” для животных.

2

4

Для тех, кто хочет совершить открытие в науке.

2

 

Глава III. Наука о живом.

6

1

Наука о веществах, входящих в состав живых организмов.

2

2

О тех, кто использует изобретение Антонио Ван Левенгука.

2

3

Наука о “доме”.

2

 

Глава IV. Лес и человек.

4

1

Хозяин леса и его помощники.

2

2

Экскурсия в лесхоз.

2

 

Глава V. Обобщение по курсу.

4

1

Практическое занятие: “Презентация профессий”.

2

 

Резервное время.

3

Основное содержание программы.

1. Введение.

Ознакомление с программой курса. Вводное тестирование “Твоя будущая профессия”. Практическая работа. Составление карты “Мир профессий”.

2. Растения и человек. – 8 часов.

  1. Историческое возникновение земледелия. Профессия агроном. Агрономия – наука об использовании солнечной энергии зелеными растениями. Ученые агрономы.
  2. Специальности: агроном-почвовед, агроном-агрохимик, агроном по защите растений, агроном-растениевод и т.д.
  3. Декоративное цветоводство, его традиции. Этапы и принципы зеленого строительства.
  4. Озеленитель, цветовод-декоратор, сады и парки – синтез природы и искусства.
  5. Ботаника – одна из фундаментальных и старейших наук. Отрасли ботаники: геоботаника - значение данной науки в практической деятельности человека, связь со множеством других профессий.
  6. Возникновение новой профессии геоботаник-эколог.
  7. Специфика работы физиолога растений.
  8. Экскурсия в теплицу. Знакомство с профессией оператор, агроном-цветовод, техник-дизайнер. Практическая работа. Составление отчета, “Какие знания и умения могут мне пригодиться в данных профессиях?”

3. Животные и человек – 8 часов.

  1. Знакомство с профессией оператор животноводческого комплекса, оператор машинного доения, приготовление кормов. Особенности данных профессий.
  2. Современные технологии по производству молока и мяса.
  3. Профессии зоотехника и зооинженера. Генетика. Математические методы, применяемые в зооинженерии, необходимость знаний экономических наук.
  4. Экскурсии в ветлечебницу.
  5. Знакомство с профессиями: лаборант, ветврач, ветеринарный фельдшер. Наблюдения за их деятельностью. Составление отчета качества, которыми должен обладать человек данной профессии. Органы, участвующие в работе.
  6. Традиционные научные направления зоологии: сравнительная анатомия, систематика, экология животных. Новые направления в зоологии. Этология – наука о поведении животных. Биоакустика, протистология, арахнология, энтомология, териология.
  7. Подробное знакомство с профессиями энтомолог, гидробиолог. Необходимые качества специалистов данных профессий. Комплектность данных наук.
  8. Практическая работа “Начни с малого”. Практикум “Экология моего города” (Предлагается учащимися несколько проектов).

4. Наука о живом – 6 часов.

  1. Знакомство с биохимией – сравнительно молодой наукой. Современное состояние биохимии. Перспективность развития, сложность работы, многогранность профессии.
  2. Микробиология, ее использование в сельском хозяйстве.
  3. Цитология. Культивирование вне организма клеток животных и растительных организмов.
  4. Связь цитологии и микробиологии с биохимией и с методами математического анализа.
  5. Необходимость тренировки зрительной памяти, умения анализировать, навыков рисования как качеств необходимых для специалистов данных профессий.
  6. Экология как наука. Профессии, связанные с данной наукой. Задачи современной экологии. Суть работы эколога. Научно-исследовательская деятельность. Определенные профессиональные требования.

5. Лес и человек – 4 часа.

  1. Лес – творение человеческих рук. Лесник – первая рабочая должность лесной охраны. Лесной хозяин.
  2. Техник и инженер лесного хозяйства. Лесоустроительные экспедиции.
  3. Юные помощники леса.
  4. Создание “школьных лесничеств”.
  5. Экскурсия в лесхоз.
  6. Знакомство со структурой лесхоза. Беседы со специалистами лесного хозяйства (главный лесничий, инженер лесного хозяйства).

6. Обобщающий урок “Презентация профессий” - 2 часа.

Литература для учащихся.

  1. Акимушкин И.Н., “Мир животных”. М.: Молодая гвардия, 1992
  2. Банников А.Г., Флинт Б.Е. “Мы должны их спасти”.
  3. Бобров Р.В. “Беседы о лесе”. М.: Молодая гвардия, 1982
  4. Вент Ф. “В мире растений”. М.: Мир, 1972
  5. Грижемек Б. “Дикое животное и человек”. М.: Мысль, 1982
  6. Лаптев Ю.П. “Рассказы о полезных растениях”. М.: Недра, 1983
  7. Реймес Н.Ф. “Азбука природы” М.: Знание, 1980
  8. Цигнер А.В. “Занимательная ботаника”. М.: Советская наука, 1954

Литература для учителя.

  1. Акимушкин И.Н., “Мир животных”. М.: Молодая гвардия, 1992
  2. Банников А.Г., Флинт Б.Е. “Мы должны их спасти”.
  3. Бобров Р.В. “Беседы о лесе”. М.: Молодая гвардия, 1982
  4. Вент Ф. “В мире растений”. М.: Мир, 1972
  5. Грижемек Б. “Дикое животное и человек”. М.: Мысль, 1982
  6. Дежкин В.В. “Беседы об экологии”. М.: Молодая гвардия, 1975
  7. Лаптев Ю.П. “Рассказы о полезных растениях”. М.: Недра, 1983
  8. Разумович М.Б. “Занимательная физиология”, Минск, 1962
  9. Реймес Н.Ф. “Азбука природы” М.: Знание, 1980
  10. Цигнер А.В. “Занимательная ботаника”. М.: Советская наука, 1954