Интегрированный урок (географии и биологии) по теме: "Экскурсия по экологической тропе. Страницы книги Природы"

Разделы: Биология, География


Тип  урока:

  1. по основной дидактической цели: применение знаний
  2. по способу и форме проведения: экскурсия.

Цели урока:

1. образовательные: применение знаний, полученных на уроках. Расширение экологического кругозора учащихся.

2.  развивающие: развитие познавательной и творческой активности  учащихся, их наблюдательности, интереса к изучению живой природы.

3.  общеучебные:

а)  учебно – организационные: мотивация деятельности.
б)  учебно – интеллектуальные: умения сравнивать, анализировать, устанавливать причинно- следственные связи.
в)  учебно – коммуникативные: слушать.

4.  воспитательные: воспитание ответственности, бережного отношения к всему живому на планете, совершенствование  экологической  культуры.

Методы урока:

по характеру познавательной деятельности: объяснительно - иллюстративные
по виду источника знаний: словесно – наглядные: рассказ, беседа

Средства обучения:

рекламные щиты, живые природные объекты  

 Контроль результатов обучения:

а) по способу организации:  фронтальный
б) по способу подачи информации: устный контроль

Данная экскурсия используется при проведении уроков географии, биологии, экологии, природоведения. Экологическая тропа является эффективным средством экологического образования и воспитания учащихся. Она способствует развитию экологического мышления и творческих способностей  учащихся. На пути следования стоят щиты  с тезисами. Время проведения  -  90 минут.

Начинаем нашу экскурсию. По пути следования,  пожалуйста,  соблюдайте тишину, бережно относитесь к природным объектам.

Страница № 1   «ГОЛУБЫЕ ГЛАЗА ПЛАНЕТЫ»

 Наши озёра – это источник жизни. Они дарят человеку  главные ценности: чистую воду, продукты питания, красоту, душевное спокойствие.

Трава у берега да ряска, и холод в синей глубине…
А вечер тих, задумчив, ласков – и вижу рыбок я на дне.
Карасики все с золотинкой – играют стайкой, мельтешат…
И пузырьки от губ икринками, сорвавшись, вверх ко мне летят.  [1]   <Рис 1>

Нашу местность называют краем голубых озёр. Их насчитывается более 50. Это  небольшие водоёмы  площадью до 2 км 2  и глубиной до 1,5 м. Самые  крупные озёра называются: Алгазино, Глубокое, Щучье, Окуневское, Берёзовское и другие. Их площадь колеблется от 4 до 6 км 2, глубина 2 – 4 м.

По степени минерализации озёра делятся на пресные и солёные.  К солёным относят  наше озеро Жилое,  на берегу  которого расположено село Сажино, и ещё такие озёра как Большое и Малое Солонечное. Озёра потому так и называются, что вода в них горько – солёная. В ней содержатся соли натрия, магния, кальция, хлора и другие.

Берега водоёмов, в основном, затянуты камышом и осокой. Дно озёр ровное, но илистое. По способу образования их относят к «Степным блюдцам». Питаются озёра  за счёт атмосферных осадков, весенних талых вод, подземных родников, находящихся на глубине  1 – 1,5 м . Уровень воды резко меняется в течение года. Обычно уже много лет озёра  летом пересыхают, превращаясь в сенокосные угодья, а зимой промерзают до дна. В  конце   18 века длина озера Жилое составляла 6400 м, ширина 3200м. В конце 20 века длина его стала всего 2000м при ширине 1000м.  За период с 1998г  вода в озере Жилое отступила на 15 м от берега. Глубина составила всего 0,5 – 1 м. Начиная с 2007 года, количество воды  в озере Жилом стало увеличиваться.  Весной оно  выходит  из  берегов и  затопляет  местность, заходя даже на огороды жителей села. Считается, что это произошло за счёт активизации и возобновления деятельности родников, питающих  наше родное озеро Жилое.   Найдено 7 таких родников в  северной части озера Жилое,  в 3 метрах от берега.

Берега озера низкие и пологие. Донные отложения имеют оливковый цвет, что указывает на наличие   полезных  сапропелей. Озеро Жилое по своим бальнеологическим характеристикам является уникальным. Ещё в 50 – 60 годы нашего века озерную воду использовали для приготовления изумительного на вкус кваса, сапропель использовали как добавку к корму скоту для увеличения его продуктивности.

Все  озёра богаты живыми организмами. И в первую очередь  особой  на вкус рыбой. Из – за соленой  воды  обитающие в озере Жилом серебристый и жёлтый караси, гольяны  имеют вкус морской рыбы.  Из млекопитающих водится ондатра. Вдоль берегов в зарослях камыша и осоки гнездится большое количество птиц. Это  утки - кряквы,  юркие чирки, лысухи,  гуси,  чернозобые гагары, величественные лебеди, береговые чайки, хитрые мартыны,  хлопотливо бегающие  кулички и другие представители данного класса. Кормом для них являются крошечные рачки, личинки комаров, стрекоз, водомерки, водяные клопы и другие насекомые. На мелководье растёт жёлтая  кубышка, рогоз широколиственный, стрелолист, роголистник, камыш, осока и другие. В  воде   озёр обитают одноклеточные и многоклеточные водоросли (ряска, нитчатка и другие).    

<Рис 2>

Страница № 2  «ЛЁГКИЕ ЗЕМЛИ»

Леса  –  это наше богатство.  Они защищают здоровье каждого из нас. Ионизация воздуха здесь в 5- 10 раз выше, чем в городе. Многие растения обильно выделяют  фитонциды, убивающие болезнетворные микробы. Тихий шелест листьев, разнообразие форм и красок  позволяют нам  быстро снять усталость, успокоиться и вспомнить о радости жизни.

Здесь  - осины, там – берёзы…
Синь  - поляны меж лесов,
Отсвет  нежен, лёгок, розов
От летящих облаков.
Островками перелески…
Лесостепь  - мой край прелестный! [1]        <Рис 3

Растительность  нашей местности представлена берёзово – осиновыми колками и небольшими массивами. Растения верхнего яруса представлены берёзой и  осиной. В подлеске среднего яруса растет ива, смородина, шиповник. Межколковые пространства заняты степными лугами с густым травостоем. Здесь растет овсяница, тимофеевка степная, кровохлёбка, мятлик, клевер луговой, ковыль, люцерна степная и другие растения. <Рис 4>

Травостой лесных колков представлен разнотравно – злаковыми сообществами. Среди злаков преобладают пырей, тимофеевка луговая, вейник. Из разнотравья – чина луговая, клевер луговой и люпиновидный, горошек мышиный, кровохлебка лекарственная подмаренник северный и др.
Засолённые участки заняты галофитами: осокой, полынью, солянкой и др.
Все наши растения - это источники кислорода, без которого человек живёт считанные минуты. Одно дерево средней величины выделяет за сутки столько кислорода, сколько нужно для дыхания 3 человекам. А сколько выделяет 1 гектар леса, целый лесной массив, все леса земного шара!
Но сколько лесов в наше время гибнет от пожаров, от  хищнической  массовой  вырубки,  бесхозяйственности человека. А это ведёт к сокращению количества кислорода, обмелению рек, исчезновению водных источников, образованию оврагов, усилению ветров, выдуванию плодородного почвенного слоя и другим последствиям.  Поэтому мы призываем всех вас беречь наши леса.  Не ломать деревья, защищать  их от пожаров!

Страница № 3  «ЦВЕТЫ-  РАДОСТЬ ЖИЗНИ»

Мир без цветов.  Мы не представляем себе его. Без цветов не возможно жить! Они дают ощущение радости, счастья, чистоты, красоты.  Так давайте будем щедрыми и великодушными  и оставим Земле её радость. Пусть эти милые создания сделают кого – то счастливее. Пусть  улыбка озаряет наши лица при виде нежного хрупкого цветка, а на сердце становится легко и спокойно.

С целым миром поспорить я готов,
Я готов поклясться головою
В  том,  что есть глаза у всех цветов,
И  они глядят на нас с тобою.                              
В час раздумий наших и тревог,
В  горький  час беды и неудачи
Видел я: цветы, как люди, плачут
И  росу роняют на песок.  [3]      <Рис 5>


Любовь к цветам похвальна и естественна, но надо научиться  хранить эту красоту в душе. Ведь цветок в вазе – это пленник, приговорённый к скорой гибели. Так пусть  чудесные цветы растут и радуют глаза, омолаживают душу и сердце всех, кто придет следом. Сбор цветов для букетов опасен, прежде всего, тем, что мы не даем возможности растениям дать семена. При постоянном сборе цветов в одном и том же месте   некоторые виды растений могут вообще исчезнуть. Кроме того, проходя,  мы ломаем другие растения, уплотняем почву, повреждаем корни, хрупкие почки многолетников. Чтобы из ландыша выросло цветущее растение, необходимо 7 – 8 лет. Ещё более уязвимы и чувствительны к вмешательству человека растения, занесённые в Красную книгу такие как  венерин башмачок, любка двулистная, ятрышник пятнистый, горицвет весенний, пион Марьин корень, зверобой продырявленный, купена лекарственная, ирис сибирский Касатик и другие. До  цветения венерина башмачка проходит целых 18 лет!

На земле исчезают цветы. С каждым годом заметнее это.  
Меньше радости и красоты оставляет нам каждое лето.
Откровенье цветов луговых нами понято было едва ли,
Беззаботно топтали мы их и безумно, безжалостно рвали,
В  нас молчало безумие: «Стой!» нам казалось все мало и мало,
А потом в толчее людской мы охапки тащили устало.
И не видели, как из под ног, молчаливо дыша еле- еле,
Обречённо  глядел василёк, безнадежно гвоздики глядели.  [2]

Так  давайте же будем беречь то, что приносит людям радость, делает их хоть на миг счастливыми!

Страница   № 4  «ЗЕЛЁНАЯ АПТЕКА»

Растения – наши верные друзья. Они помогут нам сохранить здоровье на долгие годы. Соблюдайте правила сбора лекарственных растений! Берегите их!  Ведь каждое растение – это неповторимое творение природы.

Здесь в зарослях лесных, где всё для сердца мило,
Где чистым воздухом так сладостно дышать,
Есть в травах и цветах целительная сила,
Для всех умеющих их тайну разгадать.[3]

В народной медицине с давних пор используются различные растения. В древней Руси были травознаи, о которых говорили в песнях:

Пантелей – государь ходит по полю,                          
И цветы и травы ему по пояс;
И все травы пред ним расступаются,
И цветы все ему поклоняются,
И он знает их силы сокрытые,
Все благие и все ядовитые.  [2]         <Рис 6>

Прежде чем собирать лекарственные растения нужно изучить специальную литературу. Знать, что химические вещества, обусловливающие лечебные свойства растений, накапливаются в отдельных его частях  в определённые сроки. Так, например, листья и травянистые стебли наибольшую ценность представляют в период бутонизации и цветения растений. Плоды  собирают    только полностью созревшие, а корни и корневища – поздней осенью или весной. Почки древесных растений заготавливают в пору их набухания, когда они ещё не тронулись в рост, кору древесно – кустарниковых растений – весной в период сокодвижения. Не забывайте о том, что заросли лекарственных  растений должны воспроизводиться. Поэтому  в местах сбора  оставляйте для размножения несколько  штук на каждые 2 -4 м2  . выкапывая корни, луковицы, клубни, часть растений  также оставляйте нетронутыми. Кору можно собирать лишь на участках, где производится рубка леса или где она запланирована. Нельзя собирать растения, занесённые в Красную книгу. 

< Приложение № 1>

Страница № 5  «КРЫЛАТЫЕ  ДОКТОРА  ЛЕСА»

Многообразие видов птиц в лесу – показатель экологического благополучия природной среды. Питаясь  семенами и плодами растений, птицы содействуют их расселению. Это они уничтожают вредных гусениц, жуков и других насекомых, спасая наши леса. Чтобы  леса находились под надежной защитой пернатых, нужно изготавливать и развешивать искусственные гнёзда, подкармливать зимующих птиц. Не разоряйте птичьих гнёзд! Не трогайте птенцов! Не создавайте шума в лесу!

 <Рис 7>

В наших лесах обитает много птиц. Это тетерева, глухари, рябчики, славка серая, сорока, синица – ремез, синица гаичка, трясогузка серая и желтая, коршун, ястреб, журавль серый, скворцы, неясыть серая, сова болотная и другие.
Часто встречается поползень. Птица интересна тем, что в поисках насекомых не только легко поднимается  вверх по стволу, но и так же легко спускается вниз головой. На вырубках можно увидеть  сорокопута, мухоловку – пеструшку, кукушку обыкновенную. Кукушка – интересна тем, что не вьет гнёзд, а откладывает яйца в чужие. И птенцов растят другие лесные птицы. Но кукушка – одна из полезных птиц, так как поедает большое количество гусениц.  И  в первую   очередь для питания использует  самых опасных мохнатых, покрытых щетинками гусениц непарного, кольчатого и других шелкопрядов, которых не трогают другие птицы. Грачи, скворцы, серые куропатки уничтожают долгоносиков, гусениц, луговых мотыльков и др.
Маленькие мухоловки – пеструшки приносят в гнездо за 15 дней более 1 кг насекомых.

Малый и большой пестрый дятел – как истинный доктор лечит деревья. Он  стучит своим клювом по деревьям, находя пустоты  под корой, и продолбив, вытаскивает вредных насекомым,  личинок жуков – короедов, которых не могут добыть из под коры  или древесины другие птицы. Огромная польза всех дятлов – это их способность выдалбливать дупла и тем самым помогать, другим птицам, обрести жилище. В дуплах дятлов охотно поселяются совы (чаще всего серая неясыть), мухоловка- пеструшка, синичка – гаичка и др.
Прислушайтесь к лесному шуму. Как он прекрасен! В нём всегда можно различить пестрый хор многочисленных голосов птиц, наших верных помощников.

Страница № 6   «ЛЕСНЫЕ САНИТАРЫ»

Помните! Рыжий лесной муравей нуждается в вашей охране! Не допускайте разорения муравейников!

Лес здоров, если на каждый его гектар приходится, по крайней мере, 4 муравейника. Установлено, что если бы леса оставались без муравьев, то урон, нанесённый вредителями, мог бы сравниться с пожаром.
Муравьи – самые трудолюбивые санитары леса. Только за 1 день они приносят  в муравейник около 20 тыс. насекомых, гусениц, слизней. За весь сезон, с апреля до октября, муравьи унич-тожают от 2 до 5 млн. вредных насекомых.  Биологическая особенность муравьев такова, что они всегда питаются только преобладающими по численности видами насекомых. В истреблении вредителей леса рыжие муравьи не уступают птицам: одна муравьиная семья уничтожает за день 7200 гусениц листовертки, 3500 гусениц совки, и тысячи других гусениц, куколок, личинок у самой земли, куда пернатые не опускаются.                                                                                       [4]
Муравьи разносят семена растений, рыхлят почву, помогая тем самым возобновлению леса. Они часто спасают лес от пожаров, гася непотушенную спичку  или окурок около муравейника.
Некоторые люди иногда ворошат муравейники палками, нарушая нормальную жизнь муравьев, которые от этого гибнут. Таким образом, лес лишается самых надёжных своих защитников.
Так встанем же на защиту лесных санитаров, не позволим варварски истреблять на ваших глазах муравьиные семьи! Оберегая муравейники, мы сохраняем наши леса!  

<Рис 8>

Страница  № 7  «ЗЕМЛЯ - КОРМИЛИЦА»

Почва – большой многоэтажный дом, в котором живут самые разные жильцы. Кроме зверей здесь обитают бактерии, простейшие, черви, насекомые, грибы. На 1 га лесных почв могут трудиться до 5 млн. червей. Разрыхляя почву, они улучшают её  проницаемой для воды, воздуха, улучшают химический состав.
Народная мудрость гласит: «Один  человек оставляет в лесу след, сто человек – тропу, а тысячи - пустыню». Поэтому, находясь в лесу, старайтесь ходить только по тропинкам
.

Подсчитано, что на одном гектаре лесной земли проживают почвенные животные, общая масса которых составляет около 1 тонны. Это больше, чем масса  всех  наземных животных, обитающих на такой же площади. Огромная армия микроорганизмов ведёт постоянную работу по разложению органических остатков. Тем самым они возвращают в почву питательные вещества, необходимые для роста и развития растений. Эти  маленькие организмы разлагают не только травы и листья, но даже деревья – великаны, отжившие свой век. Нужно  всего несколько лет, что – бы исчез без следа 500- летний дуб.
От  деятельности почвенных организмов во многом зависит урожайность сельскохозяйственных культур. В нашей местности выделяют следующие типы почв: серые лесные, лугово – чернозёмные, чернозёмно – луговые, луговые, лугово – болотные, болотные, солончаки, солонцы, солоди.
Площадь сельскохозяйственных угодий составляет 58,6 % от общей площади земли в хозяйстве. Из них 20, 3 % занимают леса, 10 % - водоёмы, 8, 9 % - болота, 0, 7 % - под дорогами и остальное -  прочие земли. На долю пашни приходится 54 % от всей  используемой земли, сенокосы – 26, 5 %, пастбища – 19, 4 %. Почвообразующие породы залегают на глубине  0, 8 -  1,2 м и представляют собой четвертичные отложения  глинистого, тяжелосуглинистого, реже среднесуглинистого механического состава. Все почвообразующие породы имеют щелочную реакцию и высокое содержание карбонатов.

Страница №  8  «ГЛАВНЫЙ ВРАГ ЛЕСА»

Прежде чем развести костёр, подумайте: есть ли в этом необходимость? Помните: неумело разведённый костёр -  причина лесного пожара.

Забывчивый охотник на привале не разметал, не растоптал костра
Он в лес ушел, а ветки догорали и нехотя чадили до утра.
А утром ветер разогнал туманы, и ожил потухающий костёр.
И, сыпля искры впереди поляны, багровые лохмотья распростёр.
Он всю траву с цветами вместе выжег, кусты спалил, в зелёный лес пошел.
Как вспугнутая стая белок рыжих он заметался со ствола на ствол.
И лес гудел от огненной метели, со страшным треском падали стволы,
И как снежинки, искры с них летели над серыми сугробами золы. [3]

Леса жестоко страдают от пожаров. Они наносят большой вред, так как уменьшают прирост деревьев, ухудшают состав леса, потому что при замене сгоревших быстрее  вырастают растения менее ценных пород.  Кроме этого, пожары усиливают буреломы и ветроломы, ухудшают почвенные условия, способствуют распространению вредных насекомых и дереворазрушающих грибов. Причина пожаров чаще всего – непогашенные костры, брошенные окурки, спички, стеклянные бутылки, которые при сильном прямом солнечном свете могут играть роль линзы, которая способна поджигать сухую траву. 

<Рис 9>

Кострище – это  долго незаживающие раны   в почвенном  покрове леса. Для  полного восстановления почвенного покрова леса нужно 15- 20 лет. Поэтому обязательно используйте старое кострище! Деревья, растущие недалеко от огня, нагреваются в нижней части. А это приводит к отмиранию тканей ствола. От сильного жара погибают  корни растений.  Это   приводит к их гибели.   Огонь распугивает всех лесных обитателей. Увидев огонь, они обычно спасаются бегством. Если в лесу горит костёр, то в радиусе 100-150м покидают свои гнёзда совы, певчие  птицы. Яйца за время отсутствия остывают, и кладка погибает.                              [4]   Окапывайте обязательно костер,  следите за сыплющимися искрами, тщательно заливайте его водой! Мертвые деревья, жертвы лесных пожаров – это немой укор людям, не сумевшим сберечь их от огня!

Страница № 9  «ДРУЗЬЯ ПРИРОДЫ»

Рощи сосновые, дубравы зелёные, бабочки пестрые, птицы свободные
К вам обращаются – людям сегодняшним:
Чтобы реки и ручьи не мутнели, звери резвились, и птицы бы пели,
Зелень от солнца в жару бы спасала, каждому правила знать не мешало:
Береги лес от пожара. Не рви, не ломай зелёные насаждения.
Береги птиц – наших помощников. Не оставляй после себя мусор.

А сейчас давайте проверим ваши экологические знания.  Как  вы  поступите в следующих ситуациях.
1.   Во  время прогулки вы нашли в лесу поляну с редкими растениями. Что
вы    будете делать?

  1. Вы увидели, что ребята, оказавшись в лесу, рвут охапки цветов горицвета и   подснежников. Как вы поступите?
  2. Вы увидели выпавшего из гнезда птенца. Что вы предпримете?
  3. Возвращаясь после похода в лес,  на опушке  вы увидели кучу мусора и стеклянных банок на поляне. Что вы будете делать?
  4. Вашему другу дали задание набрать лекарственных растений. Он пришел в лес и начал вырывать все растения  на одной из полян. Что вы предпримете?
  5. Придя в лес, ваши друзья стали громко смеяться, кричать, бегать, кувыркаться.  Как  вы поступите?

Смотрю на глобус – шар земной, и вдруг вздохнул он как живой;
И шепчут мне материки: - Ты береги нас, береги!
В тревоге рощи и леса, роса на тропах как слеза!
И тихо просят родники:- Ты береги нас, береги!
Грустит глубокая река, свои, теряя берега,
И слышу голос я реки: - Ты береги нас, береги!
Остановил олень свой бег: - Будь человеком, человек!
В тебя мы верим – не солги. – Ты береги нас, береги!
Смотрю на глобус – шар земной, такой прекрасный и родной!
И шепчут губы  - не солгу: «Я сберегу вас, сберегу!»     [3]   <Рис 10>

На этом наша увлекательная экскурсия закончена. Спасибо всем за внимание.

Рефлексия.

Ребята, кому понравилось сегодня работать на уроке?
Как вы считаете,  достигли мы своей цели?
Что бы вам хотелось изменить в ходе урока?

Презентация

Литература

  1. В. Зензин «Прииртышье, край любимый» - издат. Дом «Аверс» 1995г.
  2. Н.А. Касаткина «Внеклассная работа по биологии» - Волгоград: Учитель, 2004 г.
  3. Л.В. Сорокина «Тематические игры и праздники по биологии » - Москва: ТЦ Сфера, 2003 г.
  4. В.П. Чащин «Природопользование и охрана природы на территории Омской области» - Омск: издательство ОмГПУ, 1999 г