Правовое воспитание учащихся в 5-м классе на тему: "Путешествие в страну ЗиП"

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  • ознакомить учащихся с основными правами и свободами Декларации прав человека;
  • проанализировать типичные правонарушения;
  • способствовать формированию у подростков правовой культуры, воспитанию уважения к правам и свободам личности.

Оформление: иллюстрации к сказкам (слайды), DVD кассета с записью музыкальных отрывков из мультфильмов, карточки с заданиями.

Ход мероприятия

Орг. момент

Мы с вами сегодня совершим необычное путешествие в страну ЗиП, т.е. закон и право, а помогут нам в этом сказочные герои. Готовы ли команды к старту?

I.   Приветствие команд.

Команды готовят название, девиз и эмблему.

Наша страна ЗиП – современный город. В нем есть метро, название станций, нам осталось  только выбрать сказочный  транспорт.

II.  «Сказочная эстафета»

(приглашаются по 1 участнику от команды)

Первый игрок: Иванушка из сказки конек-горбунок.

Участник сгибается по пояс. Кладёт мяч или надутый шарик себе на спину. Чтобы мяч не упал во время движения, его необходимо придерживать рукой, оставаясь при этом в полусогнутом состоянии.

Второй игрок: Баба-Яга, ступа и мела.

Участник встает одной ногой в ведро, а в другой держит швабру. В таком положении надо пройти всю дистанцию.

Третий игрок: Емеля из сказки «По щучьему велению», сани самоходы.

Участник садится на санки и  проходит дистанцию.

Задача командам: Узнать какое сказочное средство передвижения изобразили участники, и назвать владельцев данного транспорта?

Игра с командами

Вопросы командам ( готовится «Сказочная эстафета»)

  1. Какие виды сказочного транспорта вы знаете? (Печка, избушка на курьих ножках, сапоги-скороходы, Сивка-бурка, Серый волк, Конек-Горбунок, сани-самоходы, летучий корабль, ковер-самолет, ступа, помело и т.д.)
  2. Назовите сказки, где участвуют бабушки («Красная Шапочка», «Курочка Ряба», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Снегурочка»)
  3. Назовите числа, наиболее распространенные в сказках. Назовите также эти сказки. («Три толстяка», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «12 месяцев», «Белоснежка и 7 гномов»)

III. «Сказка ложь, да в неё намёк» ( приглашаются по 2 участника от команды)

Задание: Разгадать загадки сказочных героев, угадать кто они?

  • «Я знал, что все так закончится. Уж больно ветхий я и старый, столько лет в поле стою. Мечтал, конечно, что во мне кто-то поселился… Но их поселилось так много, что я просто не выдержал и рухнул…» (Теремок)
  •  «Честно говоря, неприятно, когда тебя надевает на ноги Кот. У него ведь когти! Я, конечно, понимаю, что вся эта беготня ради хозяина, но больно ведь…» (Сапоги, сказка «Кот в сапогах»)
  • «Нам не хотелось ее подводить. Мы бы могли отстать, и вся история закончилась бы там, на балу. Но мы не имеем права ни спешить, ни отставать». (Часы, сказка «Золушка»)
  • «Для меня очень вредно находиться в воде. Спасибо этому любопытному мальчишке. Если бы не он и не Черепаха, сколько бы я еще пролежал на дне?» (Золотой ключик)
  • «Я, конечно, готова выполнить любое ее желание. Ведь ее муж спас мне жизнь. Но чем больше человеку даешь, тем больше ему хочется. Вот и приходится таким людям оставаться у разбитого корыта». (Рыбка, «Сказка о золотой рыбке»)
  • «Я осталась жива только благодаря этой маленькой, хрупкой девочке. Она меня согревала, кормила, поила. Как прекрасно жить! Радоваться солнцу, теплу!» (Ласточка, сказка «Дюймовочка»)

Игра с  командами

(показ слайдов)

Вопросы к командам: Определите какие статьи Декларации прав человека были нарушены героями сказок? (готовится «Сказка ложь, да в неё намёк»)

Вопрос 1.

“Подари ты мне девицу,
Шамаханскую царицу, –
Говорит мудрец в ответ.
Плюнул царь: "Так лих же: нет!”
Старичок хотел заспорить,
Но с иным накладно вздорить;
Царь хватил его жезлом
По лбу; тот упал ничком…”

Какие права нарушил царь Дадон?

 

Вопрос 2.

Из какой сказки этот фрагмент? 

 Какие права здесь нарушены?

 

Вопрос 3.

Из какой сказки эта иллюстрация?

Нарушение какого права изображено на рисунке?

 

 Вопрос 4.

Из какой сказки эта иллюстрация?
Нарушение какого права изображено на
рисунке?

 

Вопрос 5.

Как называется эта сказка?
Какое право было нарушено ведьмой?

Вопрос 6.

Какими правами воспользовались герои этих сказок?

 

Вопрос 7.

Нарушение какого права изображено на рисунке?

         

Вопрос 8.

Какие права нарушил Иван царевич?

 IV. Конкурс капитанов.

На сцену выходят капитаны команд. Им предстоит поработать следователем. Капитаны вы с помощью подсказок должны определить о ком идёт речь.      

1. Он очень отважный полицейский.
2. Его партнёр – человек.
3. Он –породистый пёс.
( Комиссар Рекс)

1. Он –герой защитник будущего.
2. Он – необычный персонаж.
3. Он – мутант.
(Черепашка – ниндзя)

1. Он – круглобокий.
2. Его очень любят дети.
3. Он ушёл от бабушки.
(Колобок)        

V. «Юридическая консультация»    (приглашаются по 2 участника от команды) 
Участникам  необходимо вспомнить сказки и по­смотреть на них глазами юриста.

  1. В какой сказке личность во всех отношениях серая осу­ществляет план убийства двух лиц и лишь благодаря свое­временному вмешательству общественности всё кончается благополучно? («Красная Шапочка».)
  2. Назовите сказку, в которой лицо с дурной репутацией под вывеской милой и обаятельной личности совершило поку­шение на семь несовершеннолетних душ, но было разобла­чено жестоко наказано. («Волк и семеро козлят».)
  3. В этой сказке речь идёт о неком спортсмене, который без хорошей физической подготовки отправился на соревно­вания с препятствиями. Хитрость и выдержка позволили ему подойти к самому финишу. Финал трагичен: герой, нарушив правила техники безопасности, погибает. («Ко­лобок».)
  4. Назовите сказку, где две невестки царя посягают на иму­щество третьей, крадут одеяние невесты младшего сына царя и сжигают его. («Царевна-лягушка».)
  5. В этой сказке добрая птица уступила свою собственность двум лицам, пожелавшим разделить её на части, но не сумевшим это сделать. В итоге - богатство было случайно уничтожено мелкой серой личностью. («Курочка Ряба».)
  6. В этой сказке Пушкина должностное лицо грубо нарушило принцип « от каждого по способности, каждому по труду» и присвоило зарплаты труженика. Труженик устроил самосуд, причинив должностному лицу тяжкие телесные повреждения, приведшие к смерти. («Сказка о попе и работнике его Балде».)

Игра с командами

Видео фрагменты мультфильмов: «Буратино», «Фунтик»  ( готовится «Юридическая консультация»)
Вопрос к видео фрагментам: Какие нарушения прав были совершены героями мультфильмов?

VI. «Азбука права»
(приглашаются по 2 участника от команды для решения кроссворда) 

  1. Ребенок имеет право на… (слово из 11 букв)
  2. Правила поведения людей для совместной и общественной жизни,  охраняемые     государством? (слово из 5 букв)
  3. Кто является человеческим существом до достижения 18 летнего возраста? (слово из 7 букв)
  4. У каждого человека при решении некоторых вопросов есть свое… (слово из 6 букв)
  5. Это право ребенок получает с момента рождения? (слово из 3 букв)

Игра с командами  (готовится «Азбука права»)

Вопрос - Какие волшебные слова мы знаем и постоянно используем? (вопрос для всех)

Конкурс: Что ж, раз вы все так хорошо знакомы с вежливыми словами, тогда по моей вежливой команде, выполняйте задания. Готовы?
Пожалуйста, поднимите правую руку вверх, а теперь левую, похлопайте, пожалуйста….. ущипните соседа слева…

Подведение итогов игры.

Награждение команд в номинации «Знатоки права», «Юридическая консультация», «Следователи».

Приложение