Вход в Личный кабинет

Пособия для подготовки школьников к сочинению

«Виды сочинений по литературе. 10-11 классы». Методическое пособие для учителя.

«Виды сочинений по литературе. 10-11 классы». Методическое пособие для учителя.

75 руб.

«Сочинение? Легко! 10-11 классы». Пособие для учащихся общеобразовательных организаций

«Сочинение? Легко! 10-11 классы». Пособие для учащихся общеобразовательных организаций

50 руб.

«Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе». Методические рекомендации для образовательных организаций

«Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе». Методические рекомендации для образовательных организаций

Бесплатно


Уже в продаже в электронном виде в Личном кабинете!

Урок русского языка во 2-м классе по теме: "Орфограмма. Орфографическое правило"

Разделы: Преподавание в начальной школе


Цели урока:

1. Образовательные:

- познакомит с понятиями «орфограмма», «орфографическое правило»;
- научить находить орфограммы в словах;
- научить пользоваться орфографическим правилом при написании орфограммы;
- повторить ранее изученные орфограммы.

2. Развивающие:

- развивать орфографическую зоркость, внимание, память, операции мышления;
- развивать письменную и устную речь.

3. Воспитательные.

- воспитывать интерес к изучаемому предмету.

 

Ход урока.

1. Организационный момент.

Прозвенел звонок веселый,
Всех зовет нас на урок.
Ну-ка, детки, все готовы?
Начинаем точно в срок.
На места все тихо сядем,
Не нарушим тишину.
Приготовились все слушать,
Я урок сейчас начну.

/Дети садятся/

- Скажите, что вы ждете от сегодняшнего урока? Каким вы хотите его видеть?

(Веселым, рабочим, познавательным. Ждем новых открытий)

- Я обещаю вам, что сегодняшний урок будет рабочим, полезным, познавательным. А вот тему урока вы попробуйте сформулировать сами в конце работы. Будьте внимательны.

2. Минутка чистописания.

- А сейчас у нас как всегда минутка чистописания.

Я тетрадочку открою,
Уголочком положу.
Я, друзья, от вас не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я примусь.

- Перед вами узор. Продолжите его. /Работа в тетрадях/

3. Актуализация знаний.

- Какие буквы спрятались в этом узоре? (Буквы ы, ж, ш, и)
/Учитель записывает их на доске/

- На какие группы можно разбить эти буквы? (Гласные ы, и; согласные ж,ш)

- Расскажите все, что вы знаете о гласных ы, и. (Они бывают ударными и  безударными. Ы служит для обозначения твердости согласных на письме. И служит для обозначения мягкости согласных на письме)

- Расскажите все, что вы знаете о согласных ж и ш. ( Ж обозначает звонкий, всегда твердый звук. Ш обозначает глухой, всегда твердый звук. Ж и Ш – парные согласные по звонкости и глухости.)

4. Постановка проблемы.

- Запишите слова в столбик. А моим помощником будет…

/Дети записывают в тетрадях слова в столбик, а один ученик работает у доски/

пружина
уши
жир
пушинка

- Как вы записали эти слова? Какие буквосочетания встретились в этих словах? (Сочетания ЖИ и ШИ)
- Как они записаны? (Через букву И)

- Выполним звукобуквенный анализ слов УШИ и ЖИР. Запишем транскрипцию.(уши - [ушы]  - 2 сл., 3 б., 3 зв., жир - [жыр] – 1 сл., 3б., 3 зв.)

- Какую гласную мы слышим? (Мы слышим звук [ ы])

- Мы слышим звук [ ы], звук [ы] служит для обозначения твердости согласных на письме, звук [ ж] всегда твердый, значит, и писать должны после буквы Ж букву Ы. У нас не совпадение. Почему? Что перед нами? Как это называется?  (ПРОБЛЕМА!!! Проблемный вопрос не соответствует теме урока) (Возможный вариант ответ : Есть правило)

5. Поиск решения. (Подводящий диалог)

- Давайте проведем исследование. Можно ли было написать то, что мы слышим? Всегда ли мы пишем слова в русском языке так, как мы их слышим, произносим? (Нет.)
- Значит, перед нами буква, написание которой нельзя точно определить на слух.

/Учитель вывешивает это вывод на доску/

- Почему ЖИ и ШИ пишутся с буквой И? (Есть правило)

- Значит, не всегда мы пишем так, как слышим. В нашем случае написание буквы И подчиняется правилу.
/Учитель вывешивает на доску вывод/

- Ребята, такую букву, написание которой нельзя точно определить на слух и которая подчиняется правилу, называют «ОРФОГРАММА» (ОТКРЫТИЕ!)

/Учитель вывешивает на доску слово «Орфограмма!»

- Произнесем хором. /Дети произносят/
- Кто из вас сможет рассказать, что такое «орфограмма»? /1 – 1 ученика проговаривают правило/
- А теперь сравним наше правило с правилом учебника на с. 101. /Дети читают правило/
- Каких слов не хватает в нашем правиле? (Орфограмма подчеркивается одной чертой) /Учитель добавляет недостающий вывод на доску/
- Вернемся к нашим словам. Как же называется буква И в сочетании ЖИ, ШИ? (Орфограмма)
- Подчеркнем ее одной чертой. Значит, гласная И может обозначать еще и звук [ы]. /Дети подчеркивают/
- Какому правилу она подчиняется? (Сочетания ЖИ, ШИ пишутся с буквой И)
- Прочитаем это правило и вывод в учебнике. /Дети читают вывод в учебнике на с. 101/
- Почему И подчеркиваем одной чертой, а Ж и Ш двумя чертами? (И – это орфограмма, а Ж и Ш – это сигналы, после которых идет орфограмма)
- Подчеркнем эти согласные в наших словах двумя чертами. /Дети подчеркивают/
- Правило, которому подчиняется написание той или иной орфограммы называется «Орфографическое правило» /Учитель вывешивает «Орфографическое правило» на доску./
- Прочитаем хором. /Дети произносят/
- Кто из вас попробует назвать тему нашего урока? (Тема нашего урока: «Орфограмма», «Орфографическое правило».)
- Прочитайте статью из толкового словаря. /Дети читают/
- Что узнали нового? (Слово «Орфография» - многозначное слово, 1. это правила написания слов,2.- раздел науки о языке, который определяет эти правила)

6. Физминутка. (Релаксация и гимнастика для глаз)

7. Первичное закрепление.

- Пользуясь орфографическим правилом, выполним №165 по заданию. У доски работает … Выполняем 1 столбик. /Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях/
- На какие вопросы отвечают слова? (На вопрос ЧТО?)
- Как называется эта часть речи? (Имя Существительное)
- Что обозначает? (Предмет)
- Чем различаются в паре? (Называют один предмет и много, поэтому разные окончания)
- Назовите в словах орфограмму. (Буква И)
- Назовите «опасные места» (Они после букв Ж и Ш)
- Расскажите правило. (Сочетания ЖИ и ШИ пишутся с буквой И)
- Второй столбик выполните самостоятельно.
- Взаимопроверка. Поменяйтесь тетрадям друг с другом. Проверьте работу соседа. Правильно ли найдена и подчеркнута орфограмма. /Дети проверяют работы друг друга/
- Составьте и запишите с одним из слов второго столбика предложение в тетрадь. /Дети записывают предложение в тетрадь/
-  Прочитайте, какие предложения у вас получились?

8. Повторение изученных орфограмм. Работа в группах.

- Задание для всех групп. Вставьте пропущенную букву. Вспомните правило. Подчеркните орфограмму.

1 группа

спи.ка
до.ка
цепо.ка
лампо.ка 

2 группа

но.ной
сро.ный
ску.но
ру.ной     

3 группа

(А,а)лексей
(М,м)аша
(С,с)емёнов
(П,п)етрович

 4 группа

(Т,т)узик
(М,м)урзик
(П,п)ушок
(Р,р)ыжик

5 группа

(Р,р)оссия 
(В,в)олга
(С,с)аранск
(М,м)осква  

6 группа

верши.на
кувш.н
ж.раф
ж.ивотные

7 группа

(Н,н)аступила осень
(Я,я)рко светит солнце
(П,п)оявились первые проталины.
(Р,р)адостно запели птицы..

 

- Проверим, как вы справились с работой. /Дети называют орфограмму, проговаривают правило/

9. Игра на развитие устной речи «Снежный ком»

- На какую тему мы сегодня будем составлять рассказ? /Дети предлагают тему рассказа и устно составляют его, повторяя предыдущее предложения и добавляя к этому рассказу свое/

10. Итог урока. Рефлексия.

- Что нового вы узнали на уроке? (Что такое орфограмма и орфографическое правило)
- Что же такое «орфограмма»? /Дети рассказывают правило./
- Можем ли мы отличить «орфограмму!» от «орфографического правила» (Да)
- Понравился ли вам урок? Вы хотели видеть его именно таким? Кому из вас на уроке было скучно, неинтересно, трудно?
- Преодолели ли вы трудность? Я рада. Вы все хорошо работали, но особенно активны были …

11. Домашнее задание.

- Задание будет творческое: для взаимодиктанта подберите и запишите 10 слов с орфограммой И в сочетании ЖИ, ШИ. Спасибо за урок.